Файл: Теоретические основы эффективности предпринимательской деятельности в сфере туризма.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поддержкуᅟ МСП.
Туристическая фирма «РАЙ» работает на рынке туристических услуг Челябинска с 2009 года. Зарегистрирована по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 5, оф. 312.
Туристическая компания «РАЙ» специализируется на разработке индивидуальных маршрутов высокой сложности, предлагает пакетные туры по всем популярным туристическим направлениям, осуществляет бронирование и продажу авиабилетов на регулярные рейсы российских и зарубежных авиакомпаний, бронирование и продажу железнодорожных билетов на территории России и стран Европы, обеспечивает качественный визовый сервис.
ООО «РАЙ» действует на основании устава, согласно которому целью деятельности данного предприятия является реализация турпродукта с целью извлечения прибыли. Основными направлениями деятельности предприятия являются [49]:
ООО «РАЙ» занимается как турами по России, так и зарубежными поездками. Направления по России:
Зарубежные направления [9]:
Дополнительные услуги:
Потребителями продукции данного предприятия могут являться как отдельные граждане РФ, так и фирмы, организации. Турфирма оказывает услуги другим туристическим агентствам по бронированию мест в гостиницах, санаториях и на базах отдыха.
Стратегический анализ положения фирмы надо начать, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма, т.е. с анализа внешней среды предприятия. На фирму в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским экономистом М. Портером, которые определяют уровень конкуренции. Первая из них – соперничество между конкурентами в отрасли, между фирмами, производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же рынке. Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соперничество между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). По экспертным оценкам, сейчас в Челябинске и области более 300 турфирм, в среднем их количество увеличивается на 30% в год, при этом пик роста приходится, как правило, на весенние и летние месяцы.
Конкуренция среди туроператоров, турагентов, которые хотят продать свой продукт дороже, ведет к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.
Среди конкурентов особо следует выделить следующие предприятия:
К наиболее слабым конкурентам можно отнести только что созданные предприятия, так называемые потенциальные конкуренты и предприятия, собственники которых, как правило, имеют небольшой и непродолжительный опыт в сфере туризма.
В случае, если проникновение в ту или иную отрасль не представляет особого труда, а уровень прибыли достаточно высок, количество фирм в ней будет увеличиваться. Так появляется вторая сила, воздействующая на фирму – угроза появления новых конкурентов. Конкуренция на туристическом рынке Челябинска растет с каждым днем: в преддверии нового сезона открываются десятки небольших компаний. Кроме того, практически на всех направлениях работают федеральные операторы, и местные фирмы стараются удержать свою долю за счет развития внутреннего туризма и сохранения лояльности постоянных клиентов. Среди местных туристических фирм наиболее крупных, активно действующих и показывающих стабильное развитие на рынке туристских услуг не так уж много – порядка 20-30.
Третьей силой, воздействующей на отрасль, является угроза появления товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в рассматриваемой отрасли. Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов. Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь, будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом.
Аналогично покупателям поставщики пользующихся спросом товаров могут устанавливать высокие цены, воздействуя, таким образом, на объем своей прибыли. Способность поставщиков диктовать свои условия является пятой силой воздействующей на отрасль. При характеристике потребителей предприятия ООО «РАЙ» могут быть использованы различные критерии, основные из них представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристика потребителей предприятия
Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое действие данных сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли.
Туроператоры - партнёры компании ООО «РАЙ»:
Таблица 2.2 - Партнёры ООО ТФ «РАЙ»
Информация о внутренней среде фирмы необходима руководителю предприятия, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше определить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность профессионального роста своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности [5].
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
Организационная структура управления – понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важным элементом структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач [2].
Под организационной структурой управления предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации полномочий, потоков команд и информации.
Организационная структура управления представляет собой отражение существующей на предприятии системы подчиненности (подотчетности), делегирования обязанностей и ответственности, распределения зон ответственности, порядка коммуникаций и передачи информации, системы принятия решений. Не являясь определяющим фактором системы управления, организационная структура вместе с тем оказывает значительное влияние на успешность функционирования этой системы, отражаясь на скорости принятия решений, ответственности сотрудников,
2.2 Общая финансово-экономическкая характеристика организации
Туристическая фирма «РАЙ» работает на рынке туристических услуг Челябинска с 2009 года. Зарегистрирована по адресу: г. Челябинск, ул. Кирова, 5, оф. 312.
Туристическая компания «РАЙ» специализируется на разработке индивидуальных маршрутов высокой сложности, предлагает пакетные туры по всем популярным туристическим направлениям, осуществляет бронирование и продажу авиабилетов на регулярные рейсы российских и зарубежных авиакомпаний, бронирование и продажу железнодорожных билетов на территории России и стран Европы, обеспечивает качественный визовый сервис.
ООО «РАЙ» действует на основании устава, согласно которому целью деятельности данного предприятия является реализация турпродукта с целью извлечения прибыли. Основными направлениями деятельности предприятия являются [49]:
-
организация туристской деятельности, в том числе турагентской деятельности, оказание сервисных услуг, в том числе по визовому оформлению российским гражданам; -
оказание туристско-экскурсионных и сопутствующих им услуг; -
организация и проведение круизов, бизнес туров и иных туристско-деловых поездок как в РФ, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах.
ООО «РАЙ» занимается как турами по России, так и зарубежными поездками. Направления по России:
-
путешествия по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Великий Устюг; -
горнолыжные курорты Урала; -
речные круизы из Уфы, Перми, Самары; -
отдых на Черноморском побережье; -
бронирование гостиниц в городах России; -
санатории и базы отдыха Челябинской области; -
отдых для детей в летних лагерях;
Зарубежные направления [9]:
-
экскурсионные туры: Италия, Испания, Франция, Германия, Великобритания, Греция, Чехия, Венгрия, Австрия, Швейцария, Израиль, Скандинавия, Страны Бенилюкс и др.; -
пляжный отдых: Турция, Египет, ОАЭ, Тайланд, Кипр, Вьетнам, Китай, Индонезия, Малайзия, Индия, Шри-Ланка, Мальдивы, Израиль, Болгария, Румыния, Тунис, Марокко, страны Карибского бассейна и др.; -
комбинированные туры (экскурсионные программы + отдых); -
лечебные туры: Чехия, Китай, Венгрия, Германия, Израиль; -
шоп-туры: Греция, Китай, Турция, Италия; -
автобусные туры по Европе и Скандинавии; -
организация индивидуальных туров.
Дополнительные услуги:
-
бронирование и продажа авиабилетов; -
бронирование гостиниц в России и за рубежом; -
консультации по оформлению загранпаспортов, и приглашений для иностранцев; -
помощь в оформлении виз; -
оформление медицинской страховки; -
оформление туров в кредит.
Потребителями продукции данного предприятия могут являться как отдельные граждане РФ, так и фирмы, организации. Турфирма оказывает услуги другим туристическим агентствам по бронированию мест в гостиницах, санаториях и на базах отдыха.
Стратегический анализ положения фирмы надо начать, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма, т.е. с анализа внешней среды предприятия. На фирму в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским экономистом М. Портером, которые определяют уровень конкуренции. Первая из них – соперничество между конкурентами в отрасли, между фирмами, производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же рынке. Конкуренция на туристском рынке – это состязательность, соперничество между его участниками за лучшие условия производства, купли и продажи туристских продуктов (услуг). По экспертным оценкам, сейчас в Челябинске и области более 300 турфирм, в среднем их количество увеличивается на 30% в год, при этом пик роста приходится, как правило, на весенние и летние месяцы.
Конкуренция среди туроператоров, турагентов, которые хотят продать свой продукт дороже, ведет к тому, что побеждают в ней те, кто сбывают турпродукты дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос и в результате продать больше.
Среди конкурентов особо следует выделить следующие предприятия:
-
тур.фирма «West travel»; -
тур.фирма «Спутник»; -
тур.фирма «Русь-тревел»; -
тур.фирма «Артемий-тур»; -
тур.фирма «Дан»; -
тур.фирма «Со-тревел».
К наиболее слабым конкурентам можно отнести только что созданные предприятия, так называемые потенциальные конкуренты и предприятия, собственники которых, как правило, имеют небольшой и непродолжительный опыт в сфере туризма.
В случае, если проникновение в ту или иную отрасль не представляет особого труда, а уровень прибыли достаточно высок, количество фирм в ней будет увеличиваться. Так появляется вторая сила, воздействующая на фирму – угроза появления новых конкурентов. Конкуренция на туристическом рынке Челябинска растет с каждым днем: в преддверии нового сезона открываются десятки небольших компаний. Кроме того, практически на всех направлениях работают федеральные операторы, и местные фирмы стараются удержать свою долю за счет развития внутреннего туризма и сохранения лояльности постоянных клиентов. Среди местных туристических фирм наиболее крупных, активно действующих и показывающих стабильное развитие на рынке туристских услуг не так уж много – порядка 20-30.
Третьей силой, воздействующей на отрасль, является угроза появления товаров-заменителей. Под заменителем понимается товар, отвечающий тем же потребностям, что и конкретный товар, производимый в рассматриваемой отрасли. Четвертой силой является способность покупателей диктовать свои условия. Крупные клиенты способны оказывать влияние на уровень прибыли фирм-продавцов. Покупатели могут диктовать этим фирмам свои условия, и те, в свою очередь, будут готовы снизить свои цены с тем, чтобы заключить сделку с данным клиентом.
Аналогично покупателям поставщики пользующихся спросом товаров могут устанавливать высокие цены, воздействуя, таким образом, на объем своей прибыли. Способность поставщиков диктовать свои условия является пятой силой воздействующей на отрасль. При характеристике потребителей предприятия ООО «РАЙ» могут быть использованы различные критерии, основные из них представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристика потребителей предприятия
Критерий | Характеристика |
Географический | Жители г. Челябинска, Челябинской области |
Демографический | Туристы мужского и женского пола |
Социальный | Туристы, воспользовавшиеся услугами туристической компании один, два и более раз. |
Если действие всех пяти сил на рынке является достаточно ощутимым, то можно предполагать, что независимо от вида производимой продукции и услуг уровень прибыли в данной отрасли будет относительно низким. И напротив, слабое действие данных сил позволяет повысить уровень цен и достичь уровня прибыли выше среднего по отрасли.
Туроператоры - партнёры компании ООО «РАЙ»:
Таблица 2.2 - Партнёры ООО ТФ «РАЙ»
Название компании | Позиционирование и туры туроператора |
TEZ - tour | Туры в Египет, Турцию, Испанию, Таиланд, на Кубу, Доминикану |
Danko | Туроператор по Италии, Франции, Таиланду и Северной Европе |
Natalie-tours | Туроператор по Испании, ОАЭ, Таиланду, Италии, Кипру, Греции, Турции |
Сoral- travel | Туры в Турцию, Египет, ОАЭ, Тунис |
DSBW | Экскурсии и отдых в Европе. Туры во Францию, Италию, Финляндию, Швецию, Норвегию, Данию, Германию, Швейцарию, Чехию, Великобританию, автобусные туры |
Ascent travel | Туры в Австрию, Андорру, Испанию, Италию, Словению, Францию, Хорватии, Черногорию, Швейцарию, Таиланд, Китай. Горнолыжные курорты Европы: Австрия, Италия, Франция, Швейцария. Пляжный отдых в Хорватии, Черногории |
Алеан | Отдых в Краснодарском Крае: санатории Анапы, Сочи, Геленджика. Отдых в Крыму: Ялта, Алушта. Отдых в России |
Европорт | Туры в Чехию, Францию, Скандинавию. Абхазию, ОАЭ, Черногорию, Германию, Венгрию, Швейцарию, Италия, Великобританию, Россию, Израиль, Турцию, Оман, Индию, Болгарию, Хорватию, Грецию, Испанию, Кипр, Китай |
Библио Глобус | Туры на Кипр, в Грецию. Китай, Индонезию, Таиланд, Тунис, Египет, ОАЭ, Вьетнам, Мальдивы, Доминикана, Куба, Израиль, США, Мексика, Бразилия |
Pegas Touristik | Туры в Турцию, Грецию. Египет, Доминикану, Индию, Таиланд, Индонезию, Испанию, Италию, Кипр, Китай, Тунис. |
More Travel | Туры в Болгарию, Грецию, Вьетнам, Израиль, Китай, Маврикий, Малайзия, ОАЭ, Словению, Таиланд, Турцию, Хорватию, Черногорию, Чехию, Шри-Ланка. Туры по России |
Интурист | Туры в Австрию, Андорру, Болгарию, Вьетнам, Доминикану, Египет, Индию, Индонезию, Испанию, Италию, Латвию, Малайзию, Португалию, Сингапур, Таиланд, Тунис, Турцию, Хорватию, Чехию |
PAK - GROUP | Туры по Европе: Италия, Австрия, Франция, Швейцария, Великобритания, Мальта, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания. |
Информация о внутренней среде фирмы необходима руководителю предприятия, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше определить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность профессионального роста своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности [5].
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
-
кадры (их потенциал, квалификация; подбор, обучение и продвижение; оценка результатов труда и стимулирование; сохранение и поддержание отношений между работниками и т.п.); -
организация управления (коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархия подчинения); -
финансы (поддержание ликвидности, обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей); -
маркетинг (стратегия туристского продукта; ценовая стратегия; сбытовая стратегия; коммуникационная стратегия) [5].
Организационная структура управления – понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации управления. Важным элементом структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации. Наконец, организационная структура – это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач [2].
Под организационной структурой управления предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации полномочий, потоков команд и информации.
Организационная структура управления представляет собой отражение существующей на предприятии системы подчиненности (подотчетности), делегирования обязанностей и ответственности, распределения зон ответственности, порядка коммуникаций и передачи информации, системы принятия решений. Не являясь определяющим фактором системы управления, организационная структура вместе с тем оказывает значительное влияние на успешность функционирования этой системы, отражаясь на скорости принятия решений, ответственности сотрудников,