Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с вышеизложенным, предлагается более детальное изучение процесса анализа внутреннего устройства и внешнего окружения организации, возможна разработка более прагматичного метода анализа среды предприятия, учитывающего определенный набор факторов и дающего наиболее объективный результат.

1.3 Методология анализа внешней и внутренней среды организации

Внешняя и внутренняя среда тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому необходимо постоянно проводить их оценку для хорошего функционирования организации и совершенствования существующей стратегии. В теории достаточно много встречаются методов оценки внешней и внутренней среды. Наиболее распространенными являются SWOT-анализ, PEST-анализ, оценка профиля среды организации. SWOT-анализ предполагает оценку основных сильных сторон предприятия, уделяет повышенное внимание к слабым сторонам, так как они требуют корректирующих действий. Внешние благоприятные возможности и угрозы следует учитывать, так как хорошая стратегия должна способствовать накоплению положительных возможностей и защите от возможных угроз [15].

После проведения SWOT-анализа выявляют стратегии, которые в будущем будут наиболее эффективно влиять на состояние организации.

А также к методам комплексной оценки внешней и внутренней среды организации относят PEST-анализ. В стратегическом управлении PEST – анализ применяют для того, чтобы выбрать и определить «критические» показатели для организации, собрать сведения о критических точках и их мониторинг при помощи диагностики факторов макросреды [10].

Источником информации о макросреде являются экономические программы и прогнозы государственных органов управления, банков, статистическая информация, публикации в отраслевых изданиях, материалы периодической печати, исследования научных организаций и консалтинговых групп.

Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1) Оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии;

2) Определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратеги организации, контроль и анализ деятельности конкурентов;

3) Определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общеорганизационных целей путем корректировок планов [13].


В состав PEST-анализа входят:

P – политико-правовые факторы, куда входит влияние со стороны государства и законодательства;

E – экономические факторы, которые отражают колебания в экономике;

S – социокультурные факторы, исходящие от населения с их предпочтениями и культурными ценностями;

T – технологические факторы, отражающие влияние научно-технического прогресса [14].

Политико-правовой: трудовое законодательство, налоговая политика, политика приватизации / дерегулирования, общественный контроль над расходами, законодательство об охране окружающей среды, международные нормы и соглашения.

Экономический: процентные ставки и уровень инфляции, доверие потребителей, цикл деловой активности, перспективы экономического роста, уровень безработицы, чистый доход после уплаты налогов, конкуренция, альтернативные поставщики.

Социокультурный: демографические изменения, развитие системы ценностей общества, перемены в образе жизни, изменения вкусов и предпочтений потребителей, уровни образования.

Технологический: потенциал нового продукта, создание рынка, альтернативные способы предоставления услуг, новые открытия, уровень государственного и отраслевого финансирования исследований и разработок, изменение коммуникационных технологий, уровень передачи технологий, новые производственные технологии [4].

После выявления всех факторов, производится их оценка, которая показывает, какой из них оказывает наибольшее влияние на компанию. Затем производится изменение стратегии организации на основе данных выводов.

Оценку внешней и внутренней среды компании можно провести при помощи метода составления профиля организации. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С его помощью удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды. Метод составления профиля среды состоит в следующем. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка:

1) Важности для отрасли по шкале: 3 - большая, 2 - умеренная, 1слабая;

2) Влияния на организацию по шкале: 3 - сильное, 2 - умеренное, 1 слабое, 0 - отсутствие влияния;

3) Направленности влияния по шкале: +1 - позитивная, -1 – негативная [3].

Далее все три экспертные оценки перемножаются, и получается интегральная оценка, которая показывает степень важности фактора для организации. Этот метод помогает определить, каким факторам среды следует уделить наибольшее внимание, а каким – наименьшее внимание.


Данные методы оценки внешней и внутренней среды являются наиболее распространенными. В настоящее время их применяют на практике довольно крупные компании. Например, такие известные бренды как Apple, Ford, Starbucks, IKEA, KFC, Lenovo и т.д [7].

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что применение на практике оценки внешней и внутренней среды при помощи различных методов помогает компании сделать вывод о том, какие факторы в большей степени влияют. На основе этих данных руководство принимает решение, каким образом поменять свою стратегию развития в различных структурных подразделениях, что в свою очередь приводит увеличению высоких показателей и увеличению прибыли.

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Фабрика окон»

2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия

Основная деятельность компании «Фабрика окон» – производство и установка изделий из ПВХ. Основную позицию в ассортименте занимают пластиковые окна. Окна ПВХ уже достаточно близки «обывателю». Они воспринимаются как вполне доступный элемент комфортабельного жилья. Зачастую новоселы, получив от застройщика или продавца квартиру с типовыми деревянными окнами, сразу меняют их на металлопластиковые. Также окна из ПВХ, как правило, устанавливаются при реконструкции квартир в старом фонде [19].

Компания «Фабрика окон» в городе Саратов, существует на рынке уже более 5 лет. В качестве основного партнёра и поставщика была выбрана фирма PROPLEX — мировой лидер в области производства и переработки ПВХ.

В соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 15.07. 1999 г. Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика окон» (в дальнейшем Общество) действует на основании Устава и Учредительного договора [1].

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество имеет счета в банках, имеет право на простую круглую печать, штамп, символику, товарный знак.


Основными видами деятельности Общества являются:

- производство и продажа готовой продукции из ПВХ (окна, двери, лоджии);

- доставка и монтаж продукции из ПВХ;

- внутренняя и внешняя отделка оконных и дверных проемов после установки;

- оказание услуг по замеру оконных и дверных проемов.

Общество вправе заниматься любыми иными видами деятельности, не запрещенными действующим законодательством Российской Федерации.

Общество является собственником имущества, приобретённого в процессе его хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом, по своему усмотрению, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

За время деятельности компании как производителя пластиковых ею были остеклены ПВХ-конструкциями некоторые крупные объекты г. Саратов.

Миссия Компании состоит в том, чтобы создавать и поставлять качественные продукцию и услуги на рынке светопрозрачных конструкций, которые помогут создать уют в мире людей, а также будут обеспечивать создание благоприятной атмосферы в быту каждого человека.

Цели Компании:

1. Обеспечение гарантий того, что поставляемая продукция не отнимает сил, ресурсов и времени в процессе всего срока её эксплуатации; является качественной и надежной, удобной и простой в использовании.

2. Обеспечение гарантий того, что предлагаемый Компанией сервис будет оцениваться потребителями как высочайший и профессиональный, а также будет являться основой для постоянного повышения эффективности работы.

3. Достижение максимально эффективного уровня сотрудничества с внешними (клиенты, партнеры) и внутренними заказчиками; объединение их ресурсов и талантов, обеспечивающее развитие Компании, создание и сохранение рабочих мест; а также, устойчивый рост потребительского спроса на рынке светопрозрачных конструкций, позволяющий Компании в долгосрочной перспективе сохранять лидирующие позиции [19].

При регистрации Общества формировался Уставный капитал в размере 1 200 тыс. рублей собственных средств, который был погашен единоразовым взносом на счет Общества.

На предприятии существует линейная система управления. Это означает непосредственное подчинение руководителю коллектива всех работников участков. В этом случае система звеньев управления, в общем, совпадает с системой звеньев процесса производства.

Изделия ООО «Фабрика окон» изготовлены из первоклассного профиля Proplex, специально адаптированного под северные условия эксплуатации. Система соответствует российским требованиям по теплоизоляции, а также всем основным международным стандартам.


Профиль ПВХ производится на высокотехнологичных линиях фирм Krauss Maffei, A+G extrusion technology GmbH, Technoplast, а уникальные качества пластика обеспечиваются оригинальной рецептурой смеси, специально разработанной фирмой Chemson (Австрия).

Компания Фабрика Окон входит в тройку лидеров оконного рынка Саратовской области.

Таким образом, компания «Фабрика окон» является ведущим производителем пластиковых окон и изделий из ПВХ г. Саратова, и одним из лидеров рынка Саратовской области. Продукция компании отличается высоким качеством, поэтому постоянно пользуется спросом потребителей. Это является следствием того, что компания «Фабрика окон» уже несколько лет удерживает высокие позиции на рынке пластиковых окон и изделий из ПВХ г. Саратова и Саратовской области.

2.2 Анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Фабрика окон»

Внешняя среда – факторы, тесно связанные с компанией и воздействующие на ее способность обслуживать клиентов [8]. К ним относятся сама компания, посредники, поставщики, конкуренты, целевые потребители, налоговое законодательство, инфляция, безработица и т.д..

Потребители компании. Изначально акцент в деятельности компании был сделан на работу с так называемыми корпоративными заказчиками. Сейчас компания работает как с юридическими лицами, так и с частными клиентами (физическими лицами) и доля частных клиентов постоянно растет благодаря оптимальному соотношению цены и качества на продукцию компании.

Компания «Фабрика окон» реализует свою продукцию не только на территории Саратовской области, но и за ее пределами.

Как свидетельствуют данные опросов, анализ прессы: рынок пластиковых окон находится в стадии подъема. На него мало повлиял кризис и он продолжает динамично развиваться.

Платежеспособность населения растет, поэтому растет и спрос на окна.

В  последнее время серьезное внимание обращается на  среду обитания человека.

Клиенты. Клиентами компании «Фабрика окон» являются жители Саратовской области и юридические лица.

Поставщики. Изделия ООО «Фабрика окон» изготовлены из первоклассного профиля Proplex, специально адаптированного под северные условия эксплуатации. Система соответствует российским требованиям по теплоизоляции, а также всем основным международным стандартам.