Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая основа внешней и внутренней среды организации
1.1 Содержание и классификация внешней и внутренней среды организации
1.2 Сущность и проблемы анализа внутренней и внешней среды организации
1.3 Методология анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Фабрика окон»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Фабрика окон»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности функционирования компании
Введение
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и, в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Эволюция современного менеджмента ставит вопрос о целесообразности системного подхода в рамках исследования среды организации. Анализ факторов, препятствующих успеху организации, должен осуществляться постоянно, так как результат должен находиться на достаточно высоком уровне компетентности.
Актуальность данной темы заключается в том, что анализ внутренней среды организации поможет прояснить ситуацию и даст возможность принять меры при возникновении угрозы деятельности предприятия.
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.
Цель исследования - изучение основных компонентов и методов анализа внутренней и внешней среды организации.
Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть содержание и классификация внешней и внутренней среды организации;
- Изучить сущность и проблемы анализа внутренней и внешней среды организации;
- Изучить методологию анализа внешней и внутренней среды организации;
- Произвести анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Фабрика окон»;
- Предложить рекомендации по повышению эффективности функционирования компании ООО «Фабрика окон».
Объект исследования – компания ООО «Фабрика окон».
Предмет исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды организации.
Теоретической и методической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам анализа внешней и внутренней среды организации. В ходе выполнения курсовой работы использованы труды следующих авторов: Божков Ю.Н, В.И. Коробко, Ю.Н. Лапыгин, Н.А. Лисечко, Е.М. Литова, А.А. Хомякова, Б.З. Мильнер, Е.В. Никифорова, Л.Ф. Бердникова, В.А. Авинова и др.
При написании курсовой работы использовались общие и частные методы научного познания, логический, индукции и дедукции, системного анализа и синтеза, сравнительного проведения.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе дается теоретическая характеристика вопроса внутренней и внешней среды организации, методов анализа внутренней и внешней среды.
Во второй главе был произведен комплексный анализ внутренней и внешней среды организации ООО «Фабрика окон».
В заключении сделаны основополагающие выводы по всей курсовой работе.
Глава 1. Теоретическая основа внешней и внутренней среды организации
1.1 Содержание и классификация внешней и внутренней среды организации
Обобщены взгляды разных экономистов-теоретиков на понятие и содержание внешней и внутренней среды организации, приводится авторская классификация субъектов внешней и внутренней среды, сил, влияющих на деятельность предприятия.
Такое неоднозначное понятие как внутренняя и внешняя среда предприятия требует отдельного исследования, так как взаимодействие с ней во многом определяет не только результаты деятельности предприятия, но и сам факт его существования [11]. Это следует из того, что предприятие является в соответствии с целями своего создания открытой системой, так как одна из основных целей – получение прибыли – есть результат изменения формы, содержания ресурсов, получаемых из внешней среды, или перемещения во времени и пространстве готовых изделий, полученных также из внешней среды, или оказания услуг агентам, находящимся также во внешней среде относительно данного предприятия. Кроме того, представление предприятия в виде системы предполагает наличие внутри него множества (совокупности) элементов, относимых к внутренней среде.
Несмотря на различие во взглядах многих авторов на некоторые экономические категории, определение среды, окружающей предприятие, не вызывает серьезных разногласий. В частности под средой вообще, А.Н. Азрилиян и другие авторы предлагает понимать либо окружающую обстановку, условия, совокупность людей, связанных этими условиями; либо вещество, заполняющее пространство; либо окружение, совокупность природных условий. Окружающая среда теми же авторами трактуется как «среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир» [14], то есть среда, окружающая определенного человека. Среду, которая окружает организацию, в том числе предприятие, Азрилиян А.Н. определяет следующим образом: «Среда организации внешняя – все, что воздействует на организацию из окружающей среды» [14]. Отличие внутренней среды от внешней довольно точно отражено в формулировке того же авторского коллектива под руководством А.Н. Азрилияна, который считает, что внутренняя среда – есть «факторы, поддающиеся управлению со стороны предпринимателя» [14].
А.П. Градов считает, что все, что можно назвать вне фирмы, может быть включено в понятие среды [13]. В экономической литературе часто высказывается мнение, что факторами внешней среды наиболее важными с точки зрения положения фирмы на рынке, являются экономические факторы: уровень доходов, ставка ссудного процента, курс валюты, уровень безработицы. Остальные факторы такие, как социальные, юридические, технологические, политические факторы являются второстепенными [13].
Градов А.П. предлагает разделить среду предприятия на микросреду, то есть внутреннюю среду предприятия и макросреду (внешнюю среду), которая, в свою очередь, может быть разделена на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую среду фирмы): «внешняя среда включает все силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности» [13]. Внутреннюю среду данный автор представляет в виде функциональных областей: кадры, финансы и бухгалтерский учет, маркетинг, распространение продукции, исследования, развитие и изобретения, обеспечение поставками. Отдаленную среду предлагается делить на социальную, правовую, государственную, политическую, технологическую и экономическую. К среде ближайшего окружения А.П. Градов относит поставщиков, то есть организации или лиц, способствующих материально-техническому обеспечению предприятия; конкурентов; потребителей; контактные аудитории, к которым относятся финансовые круги (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы), средства массовой информации (рекламные агентства, пресса, радио - и телестанции); государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием; общественные организации; местные контактные аудитории (общины, религиозные организации); собственные работники, имеющие определенные суждения, мнения [13]. На мой взгляд, применение данного подхода на практике будет иметь определенную сложность, так как каждая из трех разновидностей среды состоит из элементов, не сопоставимых друг с другом: микросреда – это функциональные области, среда ближайшего окружения – это экономические агенты, отдаленная среда – силы влияния, носителями которых является либо общество, либо государство.
У Б.З. Мильнера несколько иной подход: внешнюю среду он предлагает разделить на пять составляющих: политическая, социальная, ресурсная, технологическая, экономическая [10]. О сущности и составляющих внешней среды высказывают мнения и другие авторы, признавая многосторонность данной категории, наличие множества взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих.
Т.А. Акимова предлагает разделить внешнюю среду на макроокружение организации: государственное устройство, экономические условия, политические условия, правовая сфера, уровень технологий, международные связи, социально-культурная сфера, природно-географические условия, рынок; и деловую среду организации: потребители, поставщики, конкуренты, инфраструктура, муниципальные органы, международные связи [2]. Некоторые авторы разделению внешней среды на составляющие не уделяют много внимания, считая, что среда «включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, релевантные по отношению к операциям организации» [14]. Заметим, что в последнем случае к объектам внешней среды отнесены источники трудовых ресурсов, чего не наблюдалось у других авторов. Можно выделить также мнение, что к составляющим внешней среды следует отнести: государственную экономическую политику, законодательство, общественные приоритеты и ценности, характер состояния и развития мировой и национальной экономики, а субъектами из ближайшего окружения предприятия являются конкуренты, покупатели и поставщики ресурсов (для производственного предприятия) [12]. Из содержания вышеприведенных мнений следует, что перечень составляющих внешней и внутренней среды требует определенного упорядочения. Во-первых, перечень составляющих внешней и внутренней среды предприятия следует определять в сопоставимых формулировках: либо это должны быть «составляющие среды» или ее подсистемы (в случае рассмотрения внешней и внутренней среды как систем), либо «субъекты среды».
В данном исследовании особый интерес представляет не только внешняя или внутренняя среда предприятия, как таковая, но и экономические агенты, относимые к внешней и внутренней среде. Прежде чем выделить и охарактеризовать данных экономических агентов целесообразно, на мой взгляд, представить внешнюю и внутреннюю среду, используя системный подход. Как и большинство авторов разделим внешнюю среду на макросреду и среду ближайшего окружения (или деловую среду), вследствие того, что есть силы, влияющие на предприятие непосредственно и на которые оно может тоже оказать непосредственное влияние, а есть силы, влияние которых на предприятие воспринимается его руководством, как «правила игры», заданные «свыше».
Учитывая выводы упомянутых выше авторов и результаты собственных наблюдений и исследований к «макросреде» предприятия, отнесем следующие подсистемы:
1) Государственная подсистема, характеристиками которой являются: - наличие и размер государственного сектора в экономике:
- деятельность государства по регулированию экономических процессов в рамках государственной экономической политики;
2) Правовая подсистема, характеристиками которой являются:
- законодательно закрепленные права и обязанности предприятий;
- законодательно определенные запреты в отношении предпринимательства;
- законодательство, регламентирующее общественные, политические, экономические взаимоотношения экономических агентов;
3) Политическая подсистема, характеристиками которой являются:
- политическое устройство страны;
- деятельность политических партий и других организаций;
4) Социальная подсистема, характеристиками которой являются:
- количественный и качественный состав населения страны с точки зрения его влияния на процессы в экономике;
- социальные особенности страны;
- социальная активность населения;
5) Экономическая подсистема, характеристиками которой являются:
- макроэкономические характеристики экономики: темп инфляции, уровень безработицы, динамика ВВП;
- наличие и доступность ресурсов;
- развитость рынков товаров и услуг, ресурсов, финансового рынка;
- отраслевая структура экономики;
- уровень развития и культура хозяйственных отношений;
6) Технологическая подсистема, характеристиками которой является:
- уровень развития технологий в экономике, в отдельных отраслях;
- доступность технологий для предприятий;
7) Природно-географическая подсистема, характеристиками которой являются:
- климатические условия;
- географические особенности страны;
8) Международная подсистема, характеристиками которой являются:
- экономические, политические, военные, культурные связи с другими странами;
- международное разделение труда;
- участие страны в экономических и других международных организациях;
9) Ментальная подсистема, характеристиками которой являются:
- традиции, ценности населения;
- религиозный состав и религиозная активность населения;
- взгляды, суждения населения [5].
К деловой среде предприятия целесообразно отнести следующие подсистемы:
1) Конкурентная подсистема, характеристиками которой являются:
- вид и форма конкуренции в отрасли;
- культура и особенности конкурентных взаимоотношений;
- острота конкурентной борьбы;
2) Ресурсная подсистема, характеристиками которой являются: