Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическая основа внешней и внутренней среды организации
1.1 Содержание и классификация внешней и внутренней среды организации
1.2 Сущность и проблемы анализа внутренней и внешней среды организации
1.3 Методология анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Фабрика окон»
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней и внутренней среды компании ООО «Фабрика окон»
2.3 Рекомендации по повышению эффективности функционирования компании
- наличие достаточной численности поставщиков ресурсов, в том числе ресурса «труд»;
- связи с поставщиками ресурсов;
3) Потребительская подсистема, характеристиками которой являются:
- достаточность и характеристики спроса со стороны покупателей продукции;
- информированность покупателей о товарах;
- платежеспособность покупателей;
4) Инфраструктурная подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие финансовых организаций и возможность взаимодействия с ними;
- наличие рекламных агентств и развитость рекламного рынка;
- наличие и организация работы товарных и фондовых бирж;
- наличие общественных организаций, непосредственно влияющих на деятельность предприятия (например, природоохранные организации);
- наличие и организованность работы транспортных организаций;
- развитость рынка консалтинговых, аудиторских, лизинговых услуг [6].
К внутренней среде предприятия относятся следующие подсистемы:
1) Кадровая подсистема, характеристиками которой является:
- характеристики персонала предприятия;
- эффективность использования кадрового потенциала;
2) Управленческая подсистема, характеристиками которой являются:
- аппарат управления;
- механизм, методы, функции управления;
3) Организационная подсистема, характеристиками которой являются:
- организационная структура;
- формальные и неформальные коммуникации между сотрудниками и подразделениями;
4) Имущественная подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие и состояние основных производственных фондов, эффективность их использования;
- наличие, состояние основных непроизводственных фондов, эффективность их использования;
5) Технологическая подсистема, характеристиками которой является:
- используемые технологии, их новизна, характеристики;
- эффективность использования технологий;
6) Научно-исследовательская подсистема, характеристиками которой являются:
- результаты разработок новой продукции и услуг;
- результаты разработок новых технологий;
- результаты разработок в области подбора, обучения, переподготовки кадров;
- результаты разработок по совершенствованию организации производства и труда;
7) Финансовая подсистема, характеристиками которой являются:
- наличие денежных средств у предприятия;
- ценные бумаги других предприятий, приобретенные данным;
8) Информационная подсистема, характеристиками которой являются:
- организация сбора, обработки, контроля информации;
- количество и качество поступающей информации;
- организация движения и использования информации;
9) Маркетинговая подсистема, характеристиками которой являются:
- методы и результаты исследований рынка;
- разработанность путей реализации продукции, подход к установлению цен, формированию ассортимента;
- разработанность путей, схем снабжения предприятия необходимыми ресурсами [8].
Далее из вышеперечисленных подсистем выделим субъекты внешней и внутренней среды, механизм взаимодействия с которыми имеет большое значение для организации. Основными субъектами, относимыми к макросреде, являются:
- государственные органы разных уровней, влияющие тем или иным способом на деятельность данного предприятия;
- органы местного самоуправления;
- общественные организации, в том числе политические партии;
- международные организации, влияющие на национальную экономику и, соответственно, на деятельность данного предприятия [4].
К субъектам ближайшего внешнего окружения, или деловой среды, целесообразно отнести:
- конкурентов;
- поставщиков ресурсов, в том числе ресурса «труд», ресурса «информация» (консультативные фирмы);
- покупателей;
- финансовые организации: банки, инвестиционные компании, страховые компании;
- лизинговые компании;
- рекламные агентства,
- партнеров по совместной деятельности;
- биржи;
- транспортные предприятия;
- контактные аудитории ближайшего окружения (средства массовой информации, лица или организации заинтересованные, противодействующие или нецеленаправленно оказывающие влияние на деятельность данного предприятия) [9].
Все перечисленные выше, кроме контактных аудиторий, субъекты сами заинтересованы во взаимодействии с данным предприятием. Контактные аудитории же могут не принимать в расчет интересы и вообще само существование данного предприятия, но результаты их деятельности могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на его деятельность. Поэтому формировать взаимоотношения с ними нужно достаточно обоснованно, учитывая их интересы. Несмотря на различие и количество составляющих внутренней среды, приведенное ранее, субъектами, взаимодействие с которыми должно быть заложено при формировании экономической политики предприятия, можно считать: наемных работников, каждый из которых имеет свои ценности, интересы, мотивы, определяющие их поведение, отношение к деятельности предприятия; формально или неформально организованные группы наемных работников, которыми можно считать профсоюз; неформальные коллективы внутри ПС, возникающие, как правило, стихийным образом; подразделения предприятия, работники которых, кроме регламентированных целей и задач, могут также стремиться к достижению своих локальных целей, соответствующих их групповым интересам, ограниченных рамками подразделения, в котором они работают.
Подводя итог выше сказанному, следует сделать вывод, что силы, влияющие на деятельность организации в рыночной экономике достаточно разнообразны по особенностям, интенсивности, последствиям влияния, что их разграничению, анализу влияния, выявлению источников и способов устранения негативного влияния и использования позитивного влияния руководством предприятия должно быть уделено должное внимание. На основе результатов проведенного исследования у предприятия появляется возможность упорядочить свое взаимодействие с теми субъектами внешней среды, деятельность которых часто остается незамеченной многими российскими руководителями. В частности это: средства массовой информации; организации, ставящие своей целью охрану природы, памятников культуры; неформальные организации граждан, проявляющие социальную активность в области защиты личных интересов и др.
1.2 Сущность и проблемы анализа внутренней и внешней среды организации
Внутренняя среда организации представляет собой часть среды, находящейся в пределах организации. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, её структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
1) Социальную, к ней относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
2) Организационную, охватывающую коммуникационные процессы, субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
3) Информационную, рассматриваемую как совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для её нормального функционирования информацией;
4) Производственно-техническую, к которой относят комплекс средств производства (оборудование, сырьё, материалы и пр.);
5) Экономическую, представленную совокупностью экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств)[2].
Внешняя среда организации выступает основным источником поступления ресурсов, необходимых для функционирования организации. Различают две относительно автономные части внешней среды, которые по-разному влияют на организацию - макроокружение и непосредственное окружение [15].
Макроокружение - часть внешней среды, общей для всех организаций. Различают глобальный, международный и национальный уровни макроокружения [10].
В качестве основных компонентов макроокружения выделяются следующие:
1. Экономический компонент определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции.
2. Политический компонент характеризует направление и темпы общественного развития, доминирующую идеологию, внешнюю и внутреннюю экономическую политику государства и т.д.
3. Правовой компонент – это законодательство, допустимые нормы деловых взаимоотношений (права, обязанности, ответственность организаций и пр.).
4. Социальный компонент отражает общественные процессы и тенденции общественного развития.
5. Технологический компонент представляет собой уровень научного и технологического прогресса [16].
Непосредственное окружение организации иначе называют "деловой средой". К деловой среде относится всё, что, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на организацию в целом, так и на отдельные её элементы. Выделяют следующие компоненты деловой среды: потребители, поставщики, конкуренты.[14] Инфраструктура представляет собой часть деловой среды, которая снабжает организацию необходимыми для её нормального функционирования финансовыми, трудовыми, информационными и другими услугами. Инфраструктуру составляют многочисленные организации: банки, биржи, аудиторские фирмы, кадровые, охранные и рекламные агентства, арендаторы и пр.
Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей [9]. Для выявления типовых проблем при проведении анализа необходимо выстроить общую схему его выполнения, а также выявить зоны ответственности. Так, инициатор проведения анализа должен определить целевую направленность и форму представления результатов исследовательских мероприятий: разработка документации для реинжиниринга, подготовка документации для инвесторов либо иных внешних пользователей. Далее перед инициатором стоит вопрос об исполнителе анализа. В качестве таковых могут выступить как исполнительные органы предприятия, так и внешние аудиторские, консалтинговые фирмы. Имея четкие задачи и цели анализа, фокус-группа, расставляя приоритеты в исследовании, выбирает подходящие для себя методики и проводит анализ внутренней и внешней среды. Окончательным этапом является консолидация информации в отчет и предоставление информации инициатору.
Таким образом, анализ окружающей среды должен осуществляться постоянно, поскольку на основе полученной информации оценивается занимаемое организацией положение на рынке. С его помощью руководители исследуют и по мере возможности контролируют влияние факторов по отношению к организации. Стратегический анализ внешней среды предоставляет важнейшую информацию для прогнозирования возможностей, выявления угроз, составления стратегического плана.
В свою очередь, анализ внутренней среды предполагает оценку внутренних возможностей предприятия, определение его сильных и слабых сторон, выявление конкурентных преимуществ.
Процесс выполнения анализа сопровождается множеством проблем, существенно влияющих на деятельность организации. Наиболее существенными из них, на мой взгляд, являются:
1. Фальсификация результата. Результат исследования напрямую зависит от задач, которые были поставлены перед фокус - группой, и предоставленной вводной информации. Если изначально требуется занизить или повысить результаты, исключается возможность получения достоверного итога аналитической работы. Стоит отметить, что в ряде случаев инициатор в силу слабой компетенции по конкретным вопросам не может четко выразить задачу и конкретную цель анализа, требуя проведения исследования отдельно внутренней или внешней среды [17].
2. Недостоверная информация. Как правило, исследовательская группа самостоятельно выбирает методы анализа. И если анализ внутренней или внешней среды организации по большей части нацелен на выявление количественных характеристик, например, по методике бенчмаркинга (аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как на собственном предприятии, так и у конкурентов) или анализа полей бизнеса (Profit Impact of Market Strategies — PIMS — анализ воздействия рыночных стратегий на прибыль, который проводится как для предприятия в целом, так и для отдельных полей бизнеса на базе банка данных более чем о 20 тыс. однородных полей бизнеса[4]), то интерпретация результатов мало подвержена искажению, имеет высокую степень достоверности. В случае, когда исследование изначально базируется на качественных показателях (SWOT, PEST, TOWS-анализы, матрица Ансоффа), то его итоги не дают однозначно объективной оценки ситуации, имеют субъективный характер.
3. Деградация результата. Использование различных методов анализа внутренней и внешней среды приводит к сложностям при консолидации данных. Факторы, которые субъективно откидываются из рассмотрения при составлении реальных постфактов или прогнозов, не позволяют в полной мере охарактеризовать положение предприятия в среде [18].