Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организации.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Поль политики развития персонала
1.2 Сущность обучения и развития персонала
1.3 Основные формы обучения, развития и подготовки кадров
1.4 Современные технологии и методы внутрикорпоративного обучения персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ КАДРОВ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ООО «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
2.1 Общая характеристика основных показателей деятельности организации
2.2 Анализ количественного и качественного состава персонала
2.4. Направления улучшения организации обучения и повышения квалификации работников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Организация представляет собой сложный, во многом уникальный функционирующий механизм, где к персоналу предъявляются определенные требования. Персонал должен обеспечить клиентам надлежащий сервис, а также содействовать формированию позитивного имиджа. Знания, умения, навыки работников должны постоянно находиться в актуальном состоянии и отвечать самым современным требованиям. Для этого необходимо проводить регулярное профессиональное обучение персонала.
Более того, сегодня все более упрочняются позиции признания стабильного компетентного коллектива в качестве основного конкурентного преимущества предприятия. Обостряющаяся конкуренция и постоянно повышающиеся требования к качеству услуг со стороны потребителей делают обучение персонала неотъемлемой необходимостью современной экономики. Однако, как показывает практика, обучение персонала, само по себе, не является достаточным фактором для процветания компании. Всё больше предприятий убеждаются, очень часто на своём опыте, что обучение и развитие персонала должно быть разумно вплетено в бизнес, во все аспекты деятельности предприятия. В противном случае эффективность обучения будет крайне низка, а иногда иметь и отрицательный знак, например, в том случае, когда обученный специалист увольняется из предприятия. Всё это приводит к переосмыслению роли обучения и развития персонала в современном бизнесе.
Разработка эффективной системы обучения персонала – это необходимое и объективное требование для успешной жизнедеятельности в условиях трудно предсказуемых экономических, финансовых и социальных изменений.
Целью работы является анализ политики развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности ООО «Ответственность» и разработка рекомендаций, направленных на его совершенствование.
В соответствии с целью, исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать цели и задачи обучения персонала;
- провести обзор современных методов обучения персонала в российской и зарубежной практике;
- выявить подходы к оценке эффективности обучения персонала;
- дать общую характеристику страховой компании ООО «Ответственность» и провести анализ ее кадрового состава;
- исследовать организацию обучения страховых агентов в ООО «Ответственность»;
- выявить проблемы в организации процесса обучения страховых агентов ООО «Ответственность»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование обучения персонала компании;
Объектом исследования является ООО «Ответственность», предметом – политика развития персонала ООО «Ответственность».
Теоретическую и методологическую основу работы составили труды российских и зарубежных учёных в области кадрового менеджмента.
При выполнении работы использовались методы системного анализа, аналогии и обобщения, анкетирования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость работы заключается в том, что нем разработаны рекомендации по обучению персонала, реализация которых позволить повысить эффективность использования персонала компании «Ответственность» и положительным образом отразится на показателях деятельности компании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Поль политики развития персонала
Система управления человеческими ресурсами функционирует в конкретных условиях внутренней и внешней среды любого хозяйствующего субъекта. К таким условиям относятся государственное воздействие, демографическая ситуация в стране, уровень образования и культуры населения, качество и экономический уровень жизни людей, конъюнктура рынка труда, состояние экономики страны, влияние мирового окружения на страну и другие социальные и экономические процессы. В зависимости от характера и степени влияния указанных факторов определяется необходимость формирования стратегии управления человеческими ресурсами организации. Также учитываются специфические принципы, правила и цели работы с персоналом, конкретизированные в соответствии с типом организационной стратегии, производственного и кадрового потенциала, международных требований и стандартов, обусловленных глобализацией экономики и других процессов мирового сообщества. Изложенные факторы определяют стратегию и политику управления человеческими ресурсами.
Стратегия управления человеческими ресурсами организации - генеральное направление действий руководства по отношению к персоналу, включающее совокупность критериев, принципов, методов и форм организационного поведения, направленных на воплощение в жизнь стратегии эффективного функционирования и развития организации. Стратегия организации обеспечивает непосредственную взаимосвязь между общим предназначением организации (миссией), политикой и конкретными мероприятиями, которые должны быть подчинены достижению общих стратегических целей [1]. При этом стратегия разрабатывается и реализуется на всех уровнях:
- национальном - образования, занятости, регионов, социальной и экономической политики и т.д.;
- организации - управления человеческими ресурсами, экспансии на рынке товаров, маркетинговой деятельности, диверсификации производства, финансового менеджмента, оптимизации издержек, управления качеством, социальной ответственности, организационной культуры и др.;
- подразделений организации - управления развитием работников, стратегии маркетинга конкретных видов продукции и др.;
- отдельного работника - непрерывного повышения квалификации и мастерства, карьерного роста, организационного поведения, удовлетворения личных потребностей и т.д.
В силу того, что организация функционирует во взаимосвязи с внешней средой и факторами прямого и косвенного влияния, то основными направлениями стратегии управления персоналом являются: организация связей с рынком труда и с персоналом организации; формирование политики использования персонала; выбор и разработка программы реализации стиля управления персоналом и организация горизонтальных связей; организация условий труда и рабочих мест; выбор системы оплаты труда персонала; формирование политики признания личного вклада работника; формирование политики обучения и развития персонала; формирование коммуникационной политики. Эти направления стратегии управления персоналом входят во взаимосвязанную единую систему.
Таким образом, стратегия управления человеческими ресурсами - это комплекс организационных и экономических мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива, полное использование его трудового и творческого потенциала в производственном процессе с целью обеспечения роста производительности труда и качества работы, удовлетворение материальных и моральных потребностей человека и организации.
Кроме того, данный процесс требует учёта современных международных требований менеджмента качества, его принципов и подходов, обеспечивающих современную концепцию формирования эффективной стратегии управления человеческими ресурсами [2, 3].
Стратегия управления человеческими ресурсами основана на взаимосвязанной единой системе управления организацией, а также комплексной, взаимоувязанной системе личностных характеристик работников, внешних и внутренних условий работы и необходимых организационных действий, направленных на эффективную деятельность и формирование социальной ответственности организации, отраженных в кадровой политике организации (рисунок 1).
Кадровая политика - механизм по выработке тактических действий и управленческих решений, позволяющих сохранить, укрепить и развить человеческие ресурсы и человеческий капитал, создать ответственный и высокопроизводительный сплоченный коллектив, способный своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом кадровой стратегии организации. Правила, нормы, кадровые процедуры, направленные на формирование оценки и прогноза количественныхпоказателей и качественных характеристик персонала определяют тип кадровой политики. Он может быть активным рациональным, пассивным, реактивным, превентивным, активным авантюристическим [4]. Характеристика типа кадровой политики определяется уровнем владения ситуацией управления и действенностью службы управления человеческими ресурсами.
При выборе кадровой политики учитываются факторы внутренней и внешней среды организации: стратегия развития; специфика коммерческой деятельности; финансовые возможности, определяемые из допустимого уровня издержек на управление человеческими ресурсами; количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе; ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики и условия предложений по профессиям); спрос на рабочую силу у конкурентов, уровень оплаты труда; требования трудового законодательства; сложившаяся организационная культура работы с человеческими ресурсами.
Кадровая политика современной организации должна быть активной, рациональной и располагать средствами диагностики человеческих ресурсов и прогнозирования кадровой ситуации на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период (таблица 1).
По степени открытости по отношению к внешней среде при формировании и принципов работы с человеческими ресурсами кадровые стратегии могут быть открытые и закрытые.
Стратегия управления человеческими ресурсами прямо связана со стратегией деятельности организации в настоящее время и в перспективе. Поэтому в науке выделяют и используют на практике следующие типы стратегии предприятия: предпринимательская, динамичного роста, прибыльности, ликвидационная и преобразований [4].
Открытая кадровая стратегия: прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне; применяется традиционный набор персонала на все должности с рынка труда при наличии у кандидата необходимой квалификации; используются кадровые процедуры, позволяющие удерживать квалифицированный персонал.
Закрытая кадровая стратегия: ориентация на внутренний наем или их рекомендации для новых сотрудников; использование корпоративной системы правил и норм работы с персоналом.
Предпринимательская стратегия предприятия предусматривает принятие проектов с высокой степенью финансового рынка, минимальным количеством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания - быстрое осуществление ближайших мер без соответствующей детальной проработки на перспективу.
Стратегия динамичного роста характеризуется меньшей степенью риска, постоянным сопоставлением текущих целей и создания фундамента для будущего. Политика предприятия и процедуры фиксируются письменно для более строгого контроля и основы дальнейшего развития.
Стратегия прибыльности в своей основе и центре внимания имеет сохранение существующего уровня прибылей. Финансовые издержки незначительные и возможно прекращение найма персонала. Управленческая система хорошо развита на основе действия широкой системы различного рода процедурных правил.
Ликвидационная стратегия характеризуется продажей активов, устранением возможностей убытков, в будущем максимальным сокращением работающих. Совсем не уделяется внимание спасению предприятия, так как ожидается дальнейшее снижение прибыли.
Стратегия преобразований (круговорота, циклическая) в своей основе предусматривает спасение предприятия, когда принимаются срочные меры по сокращению затрат и персонала с целью выживания в ближайшее время и обретения стабильности в перспективе. Моральное состояние персонала - угнетенное.
Выбор типа кадровой политики зависит от состояния экономики организации, эффективности управления, цели и стратегии экономического развития.
Разработка элементов кадровой стратегии в соответствии с принятой кадровой политикой связана с построением системы кадровых процедур и мероприятий, закрепленных в документах с учетом состояния организации и планируемых изменений. Основным фактором, оказывающим влияние на формирование кадровых мероприятий, являются формы и способы воздействия на персонал. В обязательном порядке они должны быть согласованы с типом стратегии организации и её ценностями.
В зависимости от выбранного варианта типа стратегии организации и кадровой стратегии, уровня планирования формируется система кадровых мероприятий, которые направлены на достижение соответствия персонала задачам деятельности организации с учетом конкретных целей на различных этапах её развития.