Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении
1.1. Формирование системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века
1.2. Роль и значение международных источников в сфере социального обеспечения
1.3. Законы РФ в системе источников права социального обеспечения
Глава 2. Некоторые проблемы кодификации социально обеспечительного законодательства
2.2. Кодификация социальной сферы на примере Волгоградской области
главным источником в регулировании отношений по социальному обеспечению является Конституция РФ. Выше уже делались отсылки к содержанию отдельных положений Конституции РФ, наряду с которыми вопросам правового регулирования исследуемых отношений посвящены положения ст. 2, 7, 19, 37–41, 71, 72 и др. При этом следует отметить, что Конституция РФ не только призвана гарантировать реализацию закрепленных в указанных выше статьях прав, но и является документом прямого действия;
доминирующая роль федеральных законов в системе источников данной отрасли права. Это обстоятельство обусловлено, в первую очередь тем, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом;
наряду с законами, федеральный уровень правового регулирования включает также подзаконные нормативные правовые акты;
источникам права социального обеспечения характерны атрибуты мобильности и изменчивости, что определено активными преобразованиями в экономической и социальной сфере общества. Если проанализировать содержание нормативных актов в сфере социального обеспечения, можно отметить достаточно большое количество внесенных изменений и дополнений.
Таким образом, исследованный материал позволяет сделать определенные обобщающие выводы и предложения:
на современном этапе назрела необходимость, и возникли предпосылки проведения кодификации в законодательстве о социальном обеспечении. Решительное постановление данной проблемы в ближайшее время затруднено в силу ее сложности, бесконечных непродуманных, спонтанных, экспериментальных реформ. В связи, с чем целесообразна поэтапная систематизация источников по отдельным видам социального обеспечения, примеры чему уже имеются (законы о детских пособиях, об охране здоровья, социальном обслуживании). Российскому праву социального обеспечения и соответствующему ему главному акту должны быть присущи оптимальная централизация, позволяющая гарантировать обеспечение на всей территории России единого социального пространства и единых стандартов социального обеспечения, и вместе с тем непосредственное регулятивное воздействие, снижающее возможность подзаконного нормотворчества. Оптимальным решением этих задач может стать кодекс социального обеспечения, способный не только обеспечить правовую определенность и связанную с ней эффективность правового воздействия, но и преодолеть многие социальные проблемы, которые в современной России достаточно остры;
источники права социального обеспечения являются визитной карточкой отрасли, в них закладываются все достоинства и недостатки социально-обеспечительных отношений. Качество нормативных правовых актов затрагивает интересы всего населения, поэтому должна быть установлена персонифицированная ответственность за разработку, принятие, применение законов;
сложность, запутанность юридического текста источников права социального обеспечения, использование в нем математических формул, большого количества отсылочных норм, отсутствие единства терминологии не дают возможности человеку узнать, осмыслить, правильно понять содержание своих прав и обязанностей, реализовать их своевременно и в полном объеме;
представляется важным проведение правовой, научной экспертизы проектов источников права на соответствие их общим принципам, целям, идеологии, концепции поставленной задачи, что дозволит законодателю избежать взаимоисключающих положений и обеспечить бесконфликтное правовое регулирование отношений.
Список использованных источников
- Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. 1.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6965.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6989
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 7007.
- Федеральный закон от 01.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872 (Закон N 195-ФЗ утратил силу с 01.01.2015).
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563.
- Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328.
- Андрющенко О.Е. Проблемы кодификации социально обеспечительного законодательства // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 42 - 46.
- Благодир А.Л. К вопросу о формировании основного института общей части отрасли права социального обеспечения // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 52 - 57.
- Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 26 - 30.
- Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (постатейный) / под ред. Т.С. Гусевой // СПС КонсультантПлюс. 2016.
- Багмет К.В., Андикаева К.А. Государственно-частное партнерство в социальной сфере Российской Федерации: проблемы и точки роста // Экономика и предпринимательство. 2016. N 10-1 (75-1). С. 926.
Барышникова Т.Ю. К вопросу о социальной услуге как предмете договорного регулирования в праве социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения. 2016. N 10 (10). С. 107.
- Вирченко Ю.А. Договор оказания платных медицинских услуг: содержание и особенности // Актуальные вопросы права и отраслевых наук. 2015. N 1 (1). С. 84.
- Воронин Ю.В. Теоретико-методологические проблемы исправления ошибок по социальным делам в законодательной и судебной практике // Международная научно-практическая конференция "Системный характер трудового права и права социального обеспечения как отрасли и законодательства" (Первые Гусовские чтения): Материалы конференции / Под общ. ред. Н.Л. Лютова, Ф.О. Сулеймановой. М., 2016. С. 344 - 357.
- Замараева З.П. К вопросу об определении понятий "социальная защита" и "социальное обеспечение" (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. N 2. С. 203 - 209.
- Колодяжная А.И. Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 12. С. 107 - 112.
- Лушникова М.В. К вопросу о региональных моделях международно-правового регулирования труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 47 - 50.
- Миронова Т.К. Новации в понятийном аппарате права социального обеспечения и их влияние на предмет отрасли // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 9. С. 153 - 162.
Проблемы Общей части права социального обеспечения: Монография / Под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. С. 78 - 81, 90 - 99
- Свинин Е.В. Объект и предмет правового регулирования как элементы структуры правового порядка: Монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 103.
- Стремоухов А.В. Становление института прав человека в международном публичном праве // Международное публичное и частное право. 2017. N 1. С. 12 - 14.
- Черепанцева Ю.С. Современное состояние законодательства о социальном обеспечении: основные проблемы // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2017. N 14. С. 156 – 161
- Постановление Президиума Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 09.02.2018 N 44г-2/2018
- Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2015 по делу N 33-4529/2015
- Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.01.2018 по делу N 33-296/2018
-
Андреев В.С. Вопросы теории советского права социального обеспечения // Андреев В.С. Научные труды. М.: Изд. центр Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. Т. 2. С. 454 - 455. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6–ФКЗ, от 30.12.2008 N 7–ФКЗ, от 05.02.2014 N 2–ФКЗ, от 21.07.2014 N 11–ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – N 31. – Ст. 4398. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445 ↑
-
Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. 2013. N 1. С. 47 - 52. ↑
-
Андреев В.С. Вопросы теории советского права социального обеспечения // Андреев В.С. Научные труды. М.: Изд. центр Ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. Т. 2. С. 454 - 455. ↑
-
Благодир А.Л. К вопросу о формировании системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 26 - 30. ↑
-
Лушникова М.В. К вопросу о региональных моделях международно-правового регулирования труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 3. С. 47 - 50. ↑
-
Колодяжная А.И. Международные стандарты социальных рисков как основание для социального обеспечения человека // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 12. С. 107 - 112. ↑
-
Доклад о социальной защите в мире 2014/15: Обеспечить экономическое восстановление, инклюзивное развитие и социальную справедливость. М.: МОТ, 2015. С. 27. ↑
-
Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Женева: Международное бюро труда, 1991. Т. 1. ↑
-
Стремоухов А.В. Становление института прав человека в международном публичном праве // Международное публичное и частное право. 2017. N 1. С. 12 - 14. ↑
-
Зорькин В.Д. Право силы и сила права // Журнал конституционного правосудия. 2015. N 5. С. 1 - 12. ↑
-
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563. ↑
-
Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. Ст. 328. ↑
-
Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2015 N АКПИ15-765 ↑
-
Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2015 N 117-АПГ15-4 ↑
-
Федерального закона от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005. ↑
-
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2015 по делу N 33-4529/2015 ↑
-
Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.01.2018 по делу N 33-296/2018 ↑
-
Андрющенко О.Е. Проблемы кодификации социально обеспечительного законодательства // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 42 - 46. ↑
-
Барышникова Т.Ю. Право социального страхования как подотрасль права социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2015. N 2. С. 13 - 18; Сивакова И.В. Административные изменения в системе социального обеспечения: повторение исторического опыта // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 13. С. 396 - 403. ↑
-
Черепанцева Ю.С. Современное состояние законодательства о социальном обеспечении: основные проблемы // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2017. N 14. С. 156 - 161; Барышникова Т.Ю. Право социального страхования как подотрасль права социального обеспечения // Там же. ↑
-
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 30.08.2004, N 35, ст. 3607 ↑
-
Закон Волгоградской области "Социальный кодекс Волгоградской области". URL: http://volgoduma.ru/zakonotvorchestvo/proekty-zakonov/komitet-po-trudu-sotsialnoy-politike-voprosam-semi-i-delam-veteranov/17496-proekt-zakona-232-2015z-ot-3112015g.html ↑