Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные подходы формируют понимание необходимости усиления роли социальной защиты граждан, особенно определения тех жизненных обстоятельств, которые требуют помощи со стороны государства. В юридической литературе данные ситуации квалифицируются как социальные риски, являющиеся концептуальной базой права социального обеспечения.

Под социальным риском понимается событие, при наступлении которого наступает материальная необеспеченность в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также дополнительными расходами на детей и других нетрудоспособных членов семьи, возникает потребность в медицинских или социальных услугах.

Механизмы рыночной экономики не создают реальных методов защиты человека от социальных рисков, в связи, чем международным сообществом были выработаны стандарты для решения данного вопроса. В международных источниках закрепляется такая правовая категория, как минимальные нормы социального обеспечения, которые и являются международными стандартами, представляющими собой минимальные требования, установленные на международном уровне.

Международные стандарты социального обеспечения способствуют справедливому развитию общественных отношений, равному доступу к основным социальным услугам и, самое главное, достойному уровню жизни при наступлении социального риска.

На международном уровне закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, виды социального обеспечения, размеры денежных выплат, объем социальных услуг, а также содержат рекомендации по организации финансирования национальных систем социального обеспечения.

Определяющее значение в установлении международных стандартов социальных рисков принадлежит МОТ. Данные стандарты закреплены в нормах Конвенции МОТ N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения"[10] и Рекомендации МОТ N 202 "О минимальных уровнях социальной защиты", являющихся едиными и всеобъемлющими юридическими документами международного уровня. В данных документах, закрепляется перечень социальных рисков, которые являются основанием, связанным с правом человека на социальное обеспечение. Помимо этого, международные стандарты включают в себя круг лиц, охватываемых мерами социальной поддержки, и т.д.


Таким образом, каждое государство должно стремиться обеспечить своих граждан социальной защитой при наступлении данных ситуаций. Для проведения единой политики и эффективного решения этих вопросов МОТ закрепляет определенный уровень национальной системы социальной защиты. При этом, безусловно, стоит обратить внимание на то, что нормы, содержащиеся в Конвенциях МОТ, являются рекомендательными до их ратификации государством. С момента ратификации национальное правительство ежегодно представляет отчеты о соответствии национального законодательства международным нормам.

Итак, процесс имплементации представляет собой фактическую реализацию норм международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляемую путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты[11]. Однако стоит обратить внимание на особенность реализации положений данных норм международного права в сфере внутригосударственных отношений. В первую очередь она связана с формой существования данных норм. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью правовой системы страны. Следовательно, в систему источников национального права социального обеспечения входят нормативные правовые акты международного уровня, которые могут носить рекомендательный или обязательный характер без дополнительной ратификации.

Обобщая сказанное, можно отметить, что для повышения уровня социального обеспечения населения применяется международная стандартизация по основным направлениям национальной социальной политики, которая осуществляется с помощью закрепления основных социальных рисков для человека в международных источниках. Рекомендация МОТ N 202 призывает государства стремиться к всеобщему охвату, по крайней мере, минимальным уровнем социальной защиты с постепенным переходом на более высокий уровень.

1.3. Законы РФ в системе источников права социального обеспечения

Признание государством права каждого гражданина на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) влечет обязанность государства гарантировать его реализацию.

По своему содержанию право на социальное обеспечение включает меры, которые принимаются государством для защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда такие граждане не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. При этом воплощение в жизнь данного права осуществляется путем предоставления гражданам разнообразных видов социального обеспечения.


Право на каждый вид социального обеспечения как элемент в сутруктуре права на социальное обеспечение гарантируется государством путем проведения им соответственной социальной политики.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно (ст. 41); право на защиту от безработицы (ст. 37); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38).

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин, основываясь на анализе деятельности судов, привел ряд проблем правового регулирования общественных отношений, которые можно в абсолютной мере отнести и к области социального обеспечения[12]. Речь идет: о нестабильности законодательства; отступлении от принципов юридического равенства (когда однородные по своей природе отношения не регулируются одинаково); избыточном федеральном регулировании по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; тенденции к чрезмерному увлечению запретами; "крутых поворотах" (не в пользу граждан) законодательства при проведении правовых реформ без предварительной адаптации граждан к новым правилам; появлении все новых пробелов в законодательстве при замене одних законов другими в связи с тем, что не учитываются межотраслевые связи законодательных актов между собой; осуществлении правотворческой деятельности без глубокого анализа результатов правоприменительной деятельности в отношении ранее действовавшего законодательства.

Например, нестабильность законодательства, регулирующего социально-обеспечительные отношения, подчеркивает то обстоятельство, что за период более десятилетнего действия Закона N 255-ФЗ в него ежегодно вносились изменения, в том числе касающиеся правил назначения, выплат, исчисления пособий. Так же обстоят дела и с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации"[13], в который на протяжении его 20-летнего действия внесено более 40 изменений, касавшихся реабилитации инвалидов, оказания им квалифицированной медицинской помощи, образования инвалидов и других вопросов. В период регулирования социально-обеспечительных отношений Законом N 173-ФЗ в него также ежегодно вносились изменения. Список таких примеров может быть продолжен.


Отступление от принципов юридического равенства может быть проиллюстрировано следующим примером: инвалиды в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона N 400-ФЗ получают пенсионное обеспечение вне зависимости от причины наступления инвалидности. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 166-ФЗ в случае наступления инвалидности вследствие совершения участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", противоправных деяний или умышленного нанесения ущерба своему здоровью ему назначается социальная пенсия. Таким образом, совершение участником Великой Отечественной войны и гражданином, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", даже административного правонарушения по букве Закона влечет назначение пенсии в пониженном размере, что нарушает равноправие этих лиц по отношению к инвалидам, получающим пенсию в соответствии с Законом N 400-ФЗ.

Отход от принципов юридического равенства имеет место и тогда, когда граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, а также участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", в случае выполнения ими оплачиваемой работы установленную им пенсию получают в полном размере, тогда как в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"[14] (далее - Закон N 4468-1) пенсионерам из числа, к примеру, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается. Данное подтверждает и судебная практика. Л., проходивший военную службу в органах федеральной службы безопасности и получавший пенсию за выслугу лет после увольнения в запас, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим со дня принятия подпункта "а" пункта 60 Порядка в части, предусматривающей приостановление выплаты пенсии при поступлении пенсионера на службу в таможенные органы. По мнению заявителя, данная норма противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и нарушает его право на пенсионное обеспечение в связи с поступлением на службу в таможенные органы Российской Федерации.


В письменных возражениях на заявление ФСБ России и Минюст России указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт издан в предоставленных ФСБ России пределах полномочий, не противоречит законодательству Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя Ч.И., возражения представителей ФСБ России Ч.С. и К., представителя Минюста России М., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления[15].

Законодательным собранием города Севастополя 20 января 2015 года принят подписанный Губернатором города Севастополя 23 января 2015 года Закон города Севастополя N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя".

24 января 2015 года Закон города Севастополя N 106-ЗС был официально опубликован в газете N 5 - 6 (1750) "Севастопольские известия", вступил в силу с 03 февраля 2015 года и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

Закон города Севастополя от 23 января 2015 года N 106-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя" устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.

Линьков А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного нормативного правового акта, ссылаясь на то, что Закон города Севастополя N 106-ЗС не предусматривает для ветеранов органов внутренних дел меру социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, установленную в качестве дополнительной меры социальной поддержки Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для данной категории лиц, на которые он имел право в соответствии с законодательством Украины.

Так, он является ветераном органов внутренних дел Украины и в соответствии с Законом Украины от 24 марта 1998 года N 203/98-ВР "О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов налоговой милиции и некоторых других лиц и их социальной защите" имел право на 50% скидку (льготу) по оплате за пользование жильем и по оплате коммунальных услуг.