Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общеизвестно, что право граждан, на социальное обеспечение, начиная с 20-х гг. XX века было закреплено в советском законодательстве. Правовые нормы, регулировавшие различные виды социального обеспечения, входили в предмет правового регулирования различных отраслей права (трудового, административного, колхозного и финансового). Выделять эти нормы в предмет правового регулирования какой-либо одной отрасли не было необходимости и достаточных оснований, поскольку их было не так много, а своим регулированием они охватывали незначительное количество советских граждан.

Решения XX съезда КПСС, направленные на улучшение качества жизни членов социалистического общества, стали мощным импульсом для развития законодательства в различных сферах жизни общества. Социальная политика государства была направлена на увеличение количества выплат и услуг из фондов общественного потребления, результатом которой стало принятие ряда нормативных актов.

Для дальнейшего развития социально-обеспечительного законодательства наиболее значимым обстоятельством стало научное обоснование В.С. Андреевым формирования самостоятельной отрасли советского права - права социального обеспечения[1]. Специфическим своеобразием формирования отрасли права социального обеспечения и ее системы, в отличие от других отраслей, стал тот факт, что к моменту признания ее правовой наукой был накоплен достаточно большой массив законодательства, нуждающийся в систематизации.

В начале 90-х гг. при переходе Российской Федерации к построению рыночной экономики и, как следствие, изменении общеправовых функций государства законодатель подверг ревизии все нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения. Новые российские законы, базирующиеся на положениях Конституции РФ 1993 года[2] и международных актах, стали основой для структурирования системы отраслевого социально-обеспечительного законодательства.

Основные изменения последнего времени в сфере обеспечения социальных функций государства и модернизации системы социального обслуживании сопровождались необходимостью приведения нормативно-правовой базы в соответствие с целями реформирования социального сектора.

В рамках таких новелл были проведены изменения в законодательство о социальном обеспечении, нормы которого претерпели важные технические изменения, оказавшие принципиальное влияние на их содержание.


Расширение предмета права социального обеспечения, появление новых видов социальных выплат, услуг увеличивает количество источников права, что обуславливает необходимость их системности.

Потребность систематизации законодательства связывается с классификацией правовых основ с целью обеспечения его доступности.

Кодификация законодательства представляет его стержневую переработку с разработкой новых норм законодательства, адаптированных под вызовы времени. Поэтому более результативным, с нашей точки зрения, является применение элементов кодификационной формы, способной воспроизвести правовые институты, не нашедшие надлежащую регламентацию в действующем правовом массиве.

Целью работы является анализ источников права социального обеспечения, выявление теоретических и практических проблем кодификации российского законодательства о социальном обеспечении, как особого вида деятельности по совершенствованию отраслевого законодательства.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: раскрыть тенденции развития законодательства о социальном обеспечении, в том числе особенности формирование системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века и нормативное закрепление новаций в понятийном аппарате права социального обеспечения; дать характеристику современного состояния международных и российских источников права социального обеспечения, а именно обозначить роль и значение международных источников в сфере социального обеспечения, рассмотреть основные законы РФ в системе источников права социального обеспечения; рассмотреть отдельные проблемы кодификации социально обеспечительного законодательства, а именно. Раскрыть вопросы о необходимости системного упорядочения законодательства о социальном обеспечении и кодификацию как главный способ совершенствования законодательства о социальном обеспечении, изучить особенности кодификация социальной сферы на примере Волгоградской области.

Объектом исследования являются общественных отношений возникающих в процессе нормотворчества в области социального обеспечения.

Предметом исследования является международное и российское законодательство, судебная практика, а также теоретические исследования, относящиеся к теме исследования.

Работа основана на применении общенаучных и специальных юридических методов научного познания, среди них диалектический, формально-логический, эмпирический, исторический, комплексный, системный, сравнительно-правовой методы, а также метод анализа и синтеза.


Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации[3], федеральных законов, других актов различной юридической силы, судебной практики, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.

Глава 1. Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении

1.1. Формирование системы социально-обеспечительного законодательства к началу 90-х годов XX века

К середине 50-х гг. XX века в разнообразных сферах жизни советского общества происходило усложнение общественных отношений. Данное явилось фактором для расширения области признанных прежде юридической наукой отраслей права и развития надлежащего законодательства.

Право граждан, на социальное обеспечение, начиная с 20-х гг. XX века было закреплено в советском законодательстве. Нормы, регулировавшие многообразные виды социального обеспечения, входили в предмет правового регулирования различных отраслей права (трудового, административного, колхозного и финансового). Выделять эти нормы в предмет правового регулирования какой-либо одной отрасли не было надобности и оснований, так как их было не много, а своим регулированием они обхватывали небольшое число граждан.

Решения XX съезда КПСС, обращенные на совершенствование качества жизни общества, стали сильным импульсом для формирования законодательства в разнообразных сферах жизни общества. Социальная политика государства была направлена на увеличение количества выплат и услуг из фондов общественного потребления, результатом которой стало принятие Законов "О государственных пенсиях" (1956 г.), "О пенсиях и пособиях членам колхозов" (1964 г.) и ряда иных нормативных актов[4]. Количественный рост законодательства привел к качественным сдвигам (В.С. Андреев)[5], что позволило законодателю в период с середины 1950-х до 1971 г. провести "малую" кодификацию социально-обеспечительного законодательства и завершить формирование комплексного отраслевого образования законодательства в этой сфере.


Научные обоснования самостоятельности права социального обеспечения как отрасли в общей системе права, впервые прозвучали в 1966 г.

Характерным своеобразием развития исследуемой отрасли права и ее системы, стал тот факт, что к моменту признания ее правовой наукой был накоплен достаточно большой массив законодательства, который нуждался в систематизации.

Интерес государства, обращенный на вырабатывание и совершенствование общественных отношений в сфере социального обеспечения, получил свое законодательное закрепление в ряде статей Конституции СССР 1977 г.

Влияние функций отразилось на всех видах общественных отношений, включенных в предмет права социального обеспечения, и, как последствие, не только породило структурные перестройки в отрасли права, но и сказалось на структуре социально-обеспечительного законодательства. Изменения коснулись сложившихся к тому моменту институтов законодательства.

Меры государства и политика КПСС, сосредоточенные на совершенствовании материального обеспечения нетрудоспособных граждан, проявились в принятии массы нормативных актов, касающихся предоставления гражданам разнообразных видов социальных услуг и льгот.

Множество подзаконных нормативных актов в области социального обеспечения значительно затрудняли построение целостной системы социально-обеспечительного законодательства. В то же время большой объем законодательства, известный уровень его совершенства позволили издать сборник нормативных актов "Социальное обеспечение в СССР"[6]. По своему содержанию сборник полно отображал сформировавшуюся и реально существовавшую в Советском государстве систему отрасли права социального обеспечения и социально-обеспечительного законодательства.

В начале 90-х гг. XX века, в переходный период, законодатель подверг ревизии все нормативные правовые акты в сфере социального обеспечения. Новые российские законы, базирующиеся на положениях Конституции РФ 1993 года и международных актах, стали основой для структурирования системы отраслевого социально-обеспечительного законодательства.

1.2. Роль и значение международных источников в сфере социального обеспечения


В прошлом столетии социальное законодательство во многих государствах, в том числе и в нашей стране, вышло на качественно новый уровень.

Окончательно стало понятно, что государство обязано гарантировать гражданам защиту и поддержку при наступлении нетрудоспособности и отсутствии в связи с этим дохода, появилась и успешно начала реализовываться концепция "социального государства".

В 1960-х годах было научно обосновано создание в общей системе отечественного права самостоятельной отрасли - права социального обеспечения, имеющей собственные предмет и метод правового регулирования.

Учитывая данные обстоятельства, можно с уверенностью предположить, что в XX веке вопросам социального обеспечения на международном уровне уделялось пристальное внимание. Как справедливо отмечают М.В. Лушникова, "в XXI век международное сообщество вступило с международным кодексом социальной защиты"[7].

В теории международного права под источниками понимаются формы воплощения конечного результата нормотворческого процесса по согласованию воли суверенных государств и других субъектов международного права, получившего выражение в договорных или обычных международно-правовых нормах.

В многовековой международной практике государств сложились два основных источника международного права - международный договор и международный обычай[8]. Данное понятие применимо и к МПСО, за исключением того, что международный обычай в международном правовом регулировании социального обеспечения не представлен.

В настоящее время мировое сообщество испытывает на себе последствия финансового кризиса, в связи, с чем ищет пути преодоления рецессии и медленного экономического роста, достижение данных целей возможно путем повышения роли социальной защиты как одного из главнейших условий для устойчивого государственного развития[9].

Эффективные и развитые национальные системы социального обеспечения являются мощными инструментами предоставления гарантированного дохода, предотвращения и сокращения бедности и неравенства и построения инклюзивного общества.

Таким образом, они укрепляют социальную сплоченность и способствуют установлению и поддержанию социального мира.

Проведенные исследования Международной организации труда (далее - МОТ) показывают, что адекватная социальная защита повышает производительность и развитие человеческого потенциала, позволяет работникам адаптироваться к изменениям и способствует объективным и инклюзивным структурным изменениям.