Файл: Понятие и классификация источников отрасли права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все же качество законодательной работы во многих субъектах Федерации пока низкое. Причин этого достаточно: незавершившийся процесс разграничения полномочий между Россией и ее субъектами и "остаточный" его принцип, отсутствие долгосрочной государственной стратегии в социальной сфере, недостаточное социально-экономическое развитие многих субъектов РФ, невысокий уровень профессионализма регионального законодателя.

Можно добавить к этому, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодательство о социальном обеспечении было в достаточной степени развито далеко не во всех субъектах РФ.

Во многих регионах привелось начинать все с нуля, в большинстве - проводить ревизию всего действующего законодательства.

В таких условиях невозможно было бы ожидать от региональных властей принятия полноценных кодексов социального обеспечения. Кодексы приняты в г. Санкт-Петербурге, Ярославской, Омской, Белгородской, Волгоградской областях.

На наш взгляд, если можно вести речь о федеральном кодексе социального обеспечения, то о региональных кодексах - вряд ли. Имеют место неравномерности социально-экономического развития различных субъектов Российской Федерации, отсутствие требуемого опыта и т.д. Поэтому является проблематичным вопрос о полноценном предмете регулирования для кодексов субъектов Российской Федерации.

Изучение содержания социальных кодексов указанных выше субъектов Российской Федерации подтвердило справедливость замечаний.

В то же время нельзя не заметить, что с точки зрения практической эти кодексы приносят несомненную пользу, так как позволяют в одном нормативном акте сосредоточить положения о различных видах социального обеспечения в пределах субъекта Российской Федерации. В следующем разделе работы, мы рассмотрим достоинства и недостатки социального кодекса на примере субъекта РФ.

2.2. Кодификация социальной сферы на примере Волгоградской области

Социальное законодательство Волгоградской области до последнего времени характеризовалось большим количеством видов пособий и выплат, объемностью нормативно-правовой базы, наличием дублирующих федеральные меры выплат, отсутствием единообразных подходов к критериям учета нуждаемости и адресности. Очевидно, что данные механизмы назначения мер социальной поддержки малоэффективны и не выполняют своих задач.


В целях совершенствования мер социальной помощи законодатели Волгоградской области решили реализовать ее путем внедрения критериев нуждаемости и адресности при назначении мер социальной поддержки по категориальному признаку; отмены дополнительных к федеральному законодательству мер и выплат; распространения действия социального контракта на всех малоимущих граждан; кодификации социально-обеспечительного законодательства Волгоградской области.

Очевидно, что переход на принцип нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки в большей степени соответствует реализации принципов социальной справедливости и адресности, а дифференциация состава мер и условий социальной помощи способствует формированию эффективной и доступной системы социальной защиты.

Социальный кодекс Волгоградской области был принят 24 декабря 2015 года Волгоградской областной Думой[24].

Кодекс вступил в силу с 1 июля 2016 года. Инициатива принятия Социального кодекса исходила от контрольно-счётной палаты региона, которая проанализировала систему мер социальной поддержки и пришла к выводу, что средства расходуются неэффективно.

Суть документа - в желании сэкономить на льготах и пособиях для бюджета региона 2,2 млрд рублей.

В нем изменены условия предоставления ряда мер путем введения принципа нуждаемости, что, прежде всего, коснулось ветеранов труда Волгоградской области.

Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 N 122-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов РФ, отнесено решение вопросов социальной поддержки ряда категорий граждан.

Категория "Ветеран труда Волгоградской области" является исключительно дополнительной категорией получателей мер социальной поддержки Волгоградской области. Первоначально с 2006 года меры социальной поддержки данной категории граждан предоставлялись при условии, если совокупный доход был ниже величины одного прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области. В 2008 году данная мера социальной поддержки выплачивалась всем ветеранам труда области без исключения, что увеличило количество получателей практически в 2,5 раза.

В принятом Социальном кодексе ежемесячная денежная выплата в размере 558 рублей будет предоставляться только тем ветеранам труда Волгоградской области, у которых размер дохода ниже полуторной величины прожиточного минимума по области для пенсионеров. Однако меры социальной помощи ветеранам труда и ветеранам военной службы сохранены только для них в полном объеме как для льготополучателей без учета членов их семей, что согласуется с целевым принципом социальной поддержки.


В связи с отсутствием нуждаемости ряд категорий льготников также исключен из льготополучателей: лишены ежемесячных денежных выплат на оплату коммунальных услуг, ежеквартальной денежной выплаты на каждого ребенка и ежегодной дотации на детей школьного возраста на подготовку к школе многодетные семьи, а также претенденты на получение дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка, имеющие доход выше прожиточного минимума или в отдельных ситуациях полутора прожиточных минимумов.

Для тех, у кого доход выше прожиточного минимума, отменены компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах, продажа проездных по льготной цене, частичная компенсация стоимости питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях и выплаты жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Отступление от принципа нуждаемости и доходности сделаны для сельских учителей и врачей.

С учетом сложившейся социально-экономической ситуации социальная поддержка должна предоставляться тем гражданам, кто действительно в ней нуждается. Так, именно принцип нуждаемости был положен в основу Социального кодекса Волгоградской области. Переход на применение данного принципа в наибольшей степени соответствует принципу социальной справедливости, согласно которому социальная помощь оказывается действительно нуждающимся. Это положение согласуется с Федеральным законом от 21.12.2013 N 371-ФЗ "О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который предоставил право регионам принимать нормы, направленные на усиление адресности при предоставлении дополнительных мер социальной поддержки.

Усиление адресности при назначении социальных выплат позволило перераспределить денежные средства в сторону увеличения размера социальной помощи особо нуждающимся в ней малоимущим гражданам, многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами.

Так, для семей с детьми-инвалидами ежемесячная денежная выплата в размере 656 рублей по осуществлению ухода за каждым воспитывающимся в семье ребенком-инвалидом начала выплачиваться с первого ребенка, а не второго, как это было ранее.

Особый интерес вызывает то, что впервые в категорию получателей мер социальной поддержки включены малоимущие одинокие отцы, воспитывающие детей без матери, которым устанавливаются ежемесячные денежные выплаты в размере 634 рублей.


Увеличен максимальный размер единовременного социального пособия гражданам, утратившим жизненно необходимое имущество от стихийных бедствий природного или техногенного характера (с 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей).

Повышен размер ежемесячной выплаты малоимущим студенческим семьям, имеющим детей, с 450 до 634 рублей. Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осталось без учета принципа малоимущности.

Также с целью организации личного подсобного хозяйства, занятия индивидуально-трудовой или предпринимательской деятельностью на основании социального контракта увеличен размер одного из самых востребованных видов государственной социальной помощи - оказания адресной помощи малоимущим семьям с детьми до 40 тысяч рублей.

Впервые в категорию получателей пособий включены отцы-одиночки. Ранее из-за пробела в законодательстве они были лишены возможности получать ежемесячное пособие. Теперь одинокие папы будут получать по 634 руб. ежемесячно.

Особый интерес вызывает вопрос, противоречит ли принятый Закон действующему законодательству Российской Федерации, является ли его целью только экономия областного бюджета или совершенствование действующей системы социальной помощи и поддержки граждан. Так, например, согласно ст. 14 Закона меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются, если они имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Волгоградской области. Данная статья ухудшает положение многодетных семей, не имеющих возможности получить статус малоимущей семьи, что противоречит ст. ст. 38 и 39 Конституции Российской Федерации, где сказано, что "материнство и детство находятся под защитой государства", "каждому гарантируется социальное обеспечение... для воспитания детей".

На наш взгляд, нарушается ч. 2 ст. 55 Конституции РФ: "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина" в случаях:

1) отмены мер социальной поддержки малоимущих беременных женщин и кормящих матерей, установленных Законом Волгоградской области от 10.07.2007 N 1494-ОД "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трех лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области";

2) введения критерия нуждаемости для ветеранов труда Волгоградской области;

3) исключения лиц, получающих дополнительную пенсию за государственную или муниципальную службу и имеющих звания "Ветеран труда" и "Ветеран военной службы", а также членов их семьи;


4) отмены ежемесячной денежной выплаты в период отопительного сезона гражданам, проживающим в жилых помещениях, оборудованных стационарными электроотопительными приборами.

Таким образом, кодификация социальной сферы способствует формированию системного и автономного законодательства, повышает роль среди других отраслей российского права, а также чрезвычайно важна для реализации социальных гарантий и прав широких слоев населения, повышения уровня правовой грамотности граждан касательно своих социальных льгот и выплат. Но при этом реализация принципов нуждаемости и адресности целесообразна только в том случае, если на федеральном уровне будут закреплены их базовые признаки относительно мер социальной поддержки. Это необходимо для того, чтобы исключить социальную дифференциацию между гражданами Российской Федерации в социальной сфере.

Заключение

На сегодняшний день понятие «источник права» используется в двух смыслах.

В первом значении под источником права понимается реальная сила, созидающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства. При этом подходе сосредоточивается внимание на его материальном аспекте. В то же время в юридической литературе понятие «источник права» употребляется в качестве способа выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответственных норм права до заинтересованных лиц. В этом состоит его формальное значение.

Преобладающее значение в числе источников занимают именно нормативно-правовые акты, разнообразной сферы применения, принимаемые различными органами, образующие законодательство о социальном обеспечении, которое представляет собой определенную систему, имеющую ряд следующих особенностей:

отсутствие единого кодифицированного нормативного правового акта, затрагивающего все сферы права социального обеспечения. С учетом этого, некоторыми учеными обосновывается необходимость принятия кодекса социального обеспечения и предлагается его проект;

в соответствии со ст. 15 и 17 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Это обстоятельство определяет наличие в системе источников права социального обеспечения норм международного права и международных договоров. Более того, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет их приоритет в системе права;