Файл: Управление миграционными ресурсами (Теоретические основы миграции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
Наша страна не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным взаимоотношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны обусловили то, что на территории нашей страны оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Данные потоки беженцев, в первую очередь из стран СНГ и Балтии, не прекращаются. Увеличение безработицы подтолкнул сотни тысяч отечественных граждан, в частности высокоспециализированных граждан, трудоустраиваться за границей. Это один из самых масштабных исходов населения за последние десятки лет предыдущего столетия[19].
На Конференции государств СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была установлена безотлагательная необходимость межгосударственной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из государств СНГ и Балтии, но и из иных регионов.
Правительство Российской Федерации вынуждено в данных обстоятельствах формализовать и реализовывать динамичную миграционную политику, искать поддержки – материальной и денежной – у межгосударственных учреждений, развивать сотрудничество с иными государствами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции граждан и трудовых ресурсов.
Выход нашей страны на внешние рынки трудовой деятельности означает формирование полноценной, оптимальной миграционной политики. В государстве уже сформировалась юридическая база регламентирования миграционных процессов, базирующаяся на Конституции Российской Федерации, законах и соответствующих актах, указах правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в государство, трудоустройство отечественных граждан за границей, меры по миграционному контролю и т.д.
Создана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по разрешению задач в сфере миграционной политики государства, первостепенными из которых считаются регламентирование миграционных потоков, преодоление отрицательных последствий стихийно развивающихся процессов в данной сфере, формализация необходимых предпосылок для беспрепятственной реализации прав мигрантов.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, которые обеспечивают права отечественных граждан на трудовое устройство за рубежом, благоприятствуют подписанные межнациональные договора РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом иных государств. Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии практически 150 организациям, которые занимаются оформлением трудоустройства отечественных людей за рубежом. Введение системы лицензирования предоставило бы возможность пресечь недобросовестную функциональность со стороны ряда организаций и агентств[20].
Одновременно многие вопросы, в частности предопределенные с возвращением мигрантов, обуславливают потребность дальнейшей доработки и конкретизации. Создание юридической и организационной базы регламентирования миграционных процессов в РФ продолжается. Так как наша страна в межгосударственной миграции считается одновременно принимающей и направляющей стороной, при формировании отечественной миграционной политики приходится ссылаться на реализацию много целевых ориентиров.
Таким образом, в сфере импорта трудовой силы наиболее вещественными задачами, о чем свидетельствует складывающаяся ситуация и опыт иностранных государств, считаются:
обеспечение защиты государственной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из иных государств;
формирование мер по регламентированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение оптимального применения прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах страны[21].
Огромнейшее значение, о чем говорит опыт государств-импортеров, имеет выбор концепции им миграционной политики.
В сфере экспорта трудовой силы при формировании эмиграционной политики России в особенности большое внимание уделяется:
изменению ситуации на рынке трудовой деятельности с посредством уменьшения безработицы;
привлечению валютных поступлений в государство с посредством финансовых переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки отечественных граждан, трудящихся за границей; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет формирование приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в область экономики.
С данной целью намечено сформировать специализированную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им определенную помощь.
Являясь фактором полной занятости, международная миграция рабочей силы в России оказывает воздействие на численность и структуру занятого населения; проводимая миграционная политика должна регулировать количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов страны, направлять миграционные потоки, сообразуясь с интересами регионов и страны в целом.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
2.1 Социально-политическая и экономическая направленность миграционных процессов РФ
Несмотря на проведение ряда реформ в России по совершенствованию правового регулирования миграционных правоотношений, остается нерешенным целый ряд важнейших правовых проблем, касающихся в том числе и конституционно-правового регулирования деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции.
В Российской Федерации обеспечение конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере миграции является приоритетным направлением деятельности государства, которое реализуется уполномоченными органами исполнительной власти. Соответственно направления деятельности самих органов формируются на основе тех целей и задач, которые вытекают из положений Конституции Российской Федерации[22].
Следует согласиться с мнением о том, что эффективность проводимой миграционной политики во многом зависит от определения уровней реализации основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции .
При этом в своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, Российское государство обязано принимать меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов должна быть направлена на создание таких условий, которые смогли бы обеспечивать приемлемое нахождение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России без ущемления их законных интересов. В этом выражаются конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти, то есть исходные начала, закрепленные в Конституции Российской Федерации[23] и лежащие в основе функционирования этих органов: принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 и ст. 7) и принцип законности (ст. 15).
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих миграционные правоотношения, свидетельствует об их разветвленной структуре и не систематизированности в должной степени.
Это, в свою очередь, усложняет практическую деятельность уполномоченных органов в связи с отсутствием четкого определения функциональных полномочий и правовой регламентации по соответствующим субъектам. В целях разграничения компетенции между органами власти и определения конкретных форм реализации основных направлений государственной политики в сфере миграционных потоков целесообразно разработать и принять нормативный правовой акт федерального уровня, разграничивающий полномочия между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации государственной политики в сфере миграции[24].
В данном документе целесообразно предусмотреть:
правовую основу деятельности; конкретную структуру миграционных органов; круг полномочий и сферу ответственности;
основные направления деятельности; функции государственных структур по реализации миграционной политики; основные процедуры и единые подходы по их реализации; общие принципы осуществления полномочий; единый понятий аппарат .
Также следует согласиться с мнениями специалистов о необходимости конкретизации норм права, выражающейся в «привязке» к конкретным условиям юридической регламентации общественных отношений с учетом складывающейся оперативной обстановки, вызванной интенсификацией миграционных потоков и изменением качественных характеристик прибывающих иностранных граждан, что в очередной раз подтверждает вывод о необходимости принятия «Миграционного кодекса Российской Федерации», который необходимо разработать и принять с целью кодификации и систематизации действующих федеральных законов и иных правовых актов, а также введения единого понятийного аппарата.
Миграционная политика России характеризуется рядом противоречий. С одной стороны стране нужен приток мигрантов в качестве дешевой рабочей силы. С другой стороны, мигрантов, въезжающих в Россию, ждет множество препятствий. К числу таких препятствий относятся: адресная система учета при регистрации, получение и стоимость патента (сдача экзамена на знание русского языка, основных исторических событий в России и основ законодательства; медицинские документы). Также приток мигрантов снижается вследствие кризиса и значительного роста цен .
Ужесточение миграционной политики с 2015 г. связано с тем, что «УФМС работает скорее, как полицейский орган; не заглядывая вдаль и не учитывая экономику».
«В России уже 9 лет» реализуется государственная программа «По оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», направленной на «стимулирование и организацию добровольного переселения соотечественников в Россию, содействие социально-экономическому развитию регионов и решение демографических проблем».
Подведем итог, в целом за период 2014 – 2015 гг. наблюдается сокращение миграционных потоков в Россию и из нее, с 2015 г. тенденция противоположная. Изменения в миграционных потоках оказывают влияние на рынок труда в части предложения рабочей силы. Происходят изменения не только в количественном, но и в качественном составе трудовых ресурсов на территории России; имеет место отток высококвалифицированных работников в зарубежные страны и приток дешевой рабочей силы.
Таким образом, подводя итог, следует сказать о том, что современное состояние миграционных процессов требует от государств проведения взвешенной, максимально эффективной и урегулированной правом миграционной политики.
С учетом быстро меняющихся факторов, оказывающих влияние на миграционные процессы, необходимо создать сбалансированную систему нормативного правового регулирования в данной сфере, которая учитывала бы специфику и предусматривала наиболее эффективные способы реагирования органов власти различных уровней на указанные проблемы.
2.2 Региональная политика
Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование государственной миграционной политики, приобретает особую актуальность.
Многочисленные попытки сформулировать государственную концепцию миграционной политики России и ее регионов свелись, в итоге, к тому, что 13.06.2012 Президентом Российской Федерации была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. в качестве официальной стратегии государственной политики в миграционной сфере[25].
Основными целями как государственной, так и региональной миграционной политики являются содействие устойчивому сбалансированному социальному развитию страны и росту экономики, соблюдение интересов национальной безопасности и профилактика международного терроризма посредством регулирования миграционных процессов, что имеет повышенное значение в современных условиях. В сфере экономической миграции необходимо обеспечить постоянную иммиграцию, эффективное регулирование временных трудовых перемещений и борьбу с нелегальной миграцией.