Файл: Управление миграционными ресурсами (Теоретические основы миграции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация государственной миграционной политики в Тамбовской области, которую реализует Управление федеральной миграционной службы Тамбовской области, основывается на следующие этапы, рассмотрим их.

Выявление и анализ инициатив общественных объединений, а также научных и управленческих инициатив, связанных с решением наиболее сложных проблем миграции на региональном уровне.

В частности, развитие взаимодействия УФМС с общественными объединениями, научными учреждениями и использование их потенциала для повышения эффективности реализации УФМС законодательства Российской Федерации в сфере миграции населения и его совершенствования, формирования обоснованных и взвешенных предложений по основным направлениям государственной миграционной политики[26].

Например, развитие взаимодействия с научными учреждениями, общественными объединениями и бизнесом по следующим направлениям:

эффективная реализация правоприменительной практики законодательства, касающегося трудовых мигрантов;

контроль за исполнением обязательств государства, предусмотренных законами о беженцах и вынужденных переселенцах;

доброжелательный прием и обустройство возвращающихся соотечественников;

содействие регуляризации положения мигрантов, не имеющих никакого правового статуса;

привлечение социально ответственных бизнес организаций к формированию эффективной миграционной инфраструктуры;

содействие формированию и развитию на территории Тамбовской области цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции.

Основным требованием, предъявляемым к организации аналитической работы, является достоверность информации. В этой связи УФМС осуществляется статистическое наблюдение за миграционными процессами посредством разработки и подготовки ведомственной статистической отчетности, проведения мониторингов эффективности проводимых мероприятий, подготовки аналитических обзоров, информационных писем по различным направлениям деятельности Службы.

Так, например, в июне 2013 года Управлением труда и занятости населения Тамбовской области совместно с УФМС разработан проект Концепции миграционной политики Тамбовской области на период до 2025 года. 30 декабря 2013 года в УФМС состоялось рабочее совещание с представителями Управления труда и занятости населения Тамбовской области, в ходе которого обсуждался проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.


В рамках рабочих встреч и заседаний «круглого стола» на протяжении 2013 года и до настоящего времени до иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях Тамбовской области и представителей национальных диаспор области доводились изменения миграционного законодательства, связанные с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В рамках реализации положений «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» ФМС России разработан «пилотный» проект по перепрофилированию Центра временного размещения вынужденных переселенцев г. Тамбова в Центр социальной адаптации иностранных мигрантов к социально-экономическим и культурным условиям России. Открытие Центра социальной адаптации трудовых мигрантов г. Тамбова состоялось 3 сентября 2013 г. На тот момент по данным УФМС, в Тамбовской области работали, в основном, трудовые мигранты из Узбекистана (около 7 тысяч человек), из Армении и Украины по полторы тысячи, из Молдавии и Азербайджана по 800 человек. Зимой на Тамбовщину едут, в основном, строители, летом и осенью люди приезжают на сельхоз работы. В июле того же года количество желающих поработать пошло на спад, а в августе возросло количество приехавших на уборку урожая, причем это были, в основном, молдаване и украинцы.

Если говорить о нормативных основах деятельности УФМС, то организация планирования служебной деятельности данной службы осуществляется в соответствии с приказом ФМС России от 12 декабря 2012 г. № 412 «Об утверждении инструкции по организации планирования в системе Федеральной миграционной службы». Доля невыполненных мероприятий плана основных организационных мероприятий УФМС по годам, в среднем составляет около 1,5% от общего количества запланированных мероприятий.

Здесь следует сказать, что масштабы временной трудовой миграции в России и ее ключевых регионах по-прежнему значительны и трудно оцениваемы. Как и раньше, эти трудности связаны с двумя составляющими: не вполне понятными размерами миграционных потоков, направляемых в страну, а также неопределенно большими объемами неформальной экономики и неформальной занятости в России[27].

Следует отметить, что выявление причин и условий снижения эффективности организационно-управленческой деятельности УФМС, направленной на комплексное решение приоритетных целей и задач в установленной сфере деятельности, а также факторов, положительно влияющих на результаты работы, проводится в УФМС Тамбовской области ежемесячно. Результаты анализа рассматриваются на совещаниях при начальнике УФМС. В 2016 году в УФМС проведено 16 (в 2015 г. 12) совещаний, на которых присутствовали руководители структурных и территориальных структурных подразделений УФМС. В ходе совещаний принимались управленческие решения, направленные на повышение эффективности служебной деятельности, исключение нарушений законности и служебной дисциплины.


Для оценки достижения задач основными показателями эффективности организационно-аналитического обеспечения реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года используются следующие показатели, перечислим их:

Количество подготовленных УФМС, в том числе совместно с образовательными и (или) научными организациями, информационно-аналитических материалов в сфере миграции для использования в ФМС России, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации или органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которые послужили основанием принятия управленческих решений[28].

Доля невыполненных мероприятий согласно плану УФМС на текущий год.

Динамика выявления причин и условий снижения эффективности организационно-управленческой деятельности УФМС, направленных на комплексное решение приоритетных целей и задач в установленной сфере деятельности, а также факторов, положительно влияющих на результаты работы, так как инспектирование и контрольные проверки в части определения миграционных потоков ФМС России пять лет назад не проводились .

Таким образом, эффективность реализации государственной миграционной политики направлена на содействие стабилизации общей численности населения, а также на целесообразное расселение людей в Тамбовской области.

Развитие современной миграционной политики невозможно без миграционного законодательства России, которое обусловлено объективным состоянием общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране. Основными документами, обеспечивающими правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации, являются:

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115‐ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109‐ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114‐ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации[29]». С момента принятия в эти правовые акты был внесен целый ряд изменений и дополнений.

Для реализации миграционной политики в каждом субъекте Российской Федерации Главным управлением по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации созданы территориальные органы, осуществляющие региональную государственную политику в сфере управления миграционными процессами в соответствии с внутренними особенностями каждого региона.


Нужно отметить, что под региональной миграционной политикой нужно понимать систему мер, которые принимаются властями регионов в рамках действующей государственной миграционной политики по управлению численностью населения, его со‐ ставом (в том числе национальным), движением населения, местом нахождения и проживания мигрантов, в том числе и временных, кроме того, по формированию различных предпосылок для адаптирования иммигрантов в общество, которое их принимает. Данное определение понятия региональной миграционной политики довольно жестко и четко определяет механизмы и инструменты реализации миграционной политики.

В большинстве случаев на уровне субъектов РФ миграционная политика понимается как система законодательных актов и ведомственных документов, напрямую воздействующих на миграционные потоки в стране. Подобный подход, на наш взгляд, определяет целый ряд различных ограничений, которые значительно снижают эффективность учета региональной специфики в миграционной политике.

На территории Чувашии региональную миграционную политику осуществляет Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике, в структуре которого выделяются следующие подразделения:

 Отдел адресно-справочной работы;

 Отдел по работе с гражданами Российской Федерации;

 Отдел по вопросам трудовой миграции;

 Отделение по организации оформления заграничных пас‐ портов;

 Отдел иммиграционного контроля;

 Отдел разрешительно-визовой работы;

 Отделение по вопросам гражданства. Завершая анализ формирования современной миграционной политики в России, отметим, что органам государственной власти еще предстоит реализовать ряд важных геополитических задач, которые состоят в том, что:

а) формирование эффективной миграционной политики может происходить на основе стратегического видения политическими субъектами основ и механизмов модернизации нашей страны, которые призваны последовательно и эффективно решать различные актуальные проблемы современного общества;

б) использование селективного подхода, который «фильтрует» миграционные потоки с целью определения только тех мигрантов, которые наиболее востребованы в России, соответствуют современному видению решения существующих проблем в миграционной сфере, а также это полностью отвечает основным приоритетам политики модернизации и национальной безопасности России;

в) создание необходимых условий для подготовки кадров для формирования инновационной экономики и увеличение интеллектуального потенциала было бы возможным с помощью различных инструментов в составе миграционной политики; г) предотвращение возможных рисков эскалации межнациональных конфликтов как внутри, так и у границ России, которые способны привести к возникновению местных гражданских войн и созданию зон политической нестабильности внутри и за пределами нашей страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Базовыми принципами российской миграционной политики являются обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов и приоритетное трудоустройство российских граждан. Право государства на защиту национального рынка труда и введение различных ограничений на привлечение иностранных работников в случаях, если это необходимо для обеспечения прав и интересов граждан этого государства, как правило, отражается в международных актах и соглашениях.

Говоря о проблеме иммиграции в России, необходимо отметить, что еще в годы существования СССР существовали программы привлечения иностранной рабочей силы в экономику России, прежде всего это касалось северных и дальневосточных территорий, покрывалась нехватка рабочих рук в нефтегазовом комплексе, лесном хозяйстве, текстильной промышленности. Основной поток рабочих шел из бывших республик Советского Союза, стран СЭВ, Вьетнама.

Федеральное ведомство Министерство регионального развития было упразднено, поскольку значительная часть его компетенций была распределена по территориальному принципу: между Министерством по развитию Дальнего Востока, Министерством по делам Крыма и Министерством по развитию Северного Кавказа. После упразднения Минрегиона курирование межнациональных отношений поручено Минкультуры.

В ведении Министерства будет и Центр мониторинга и предупреждения национальных конфликтов. Миграционная политика многонациональной страны может стать эффективным инструментом решения жизненно важных для государства задач.

Деятельность миграционных органов, нацеленных в конечном счете на недопущение национальных конфликтов, должна быть направлена на организацию системы формального и неформального сотрудничества различных структур, ответственных за эту сферу.

Эффективность миграционной политики может быть повышена путем создания или привлечения специального органа, который будет отслеживать целесообразность тех или иных решений и предпринимаемых мер.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно отметить, что на сегодняшний день в исследовании миграционных процессов и их правового регулирования есть научно оформившиеся концепции и подходы. В свою очередь миграция населения, в частности трудовая, для Российского государства является угрозой, и необходимо ужесточить меры по контролю и управлению этим процессом.