Файл: Управление миграционными ресурсами (Теоретические основы миграции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Легализация трудовых мигрантов в интересах, как отечественного государства, так и самих мигрантов. С одной точки зрения, государство недополучает в качестве налогов значительные финансовые ресурсы, а с иной, очень много недополучают мигранты[10].

По прогнозным расчетам численность населения трудоспособного возраста РФ очень сильно снизится к 2021. Наибольшее сокращение трудоспособного населения ожидается в городах республик (около 250 тыс. человек). К 2025 году численность населения трудоспособного возраста будет составлять более 82 % настоящей. Нагрузка на трудоспособное население возрастет более чем на 40 % из за увеличения количества людей пенсионного возраста[11].

Миграционные процессы, вопросы регулирования миграционной политики сегодня приобретают важное значение, поскольку для этого явления характерны как позитивные, так и негативные стороны, влияющие на развитие любого государства. Правильно управлять процессами миграции в условиях финансового кризиса необходимо для эффективности деятельности государства. Россия является одним из крупнейших центров миграции, она – значимый фактор экономического, демографического, культурного развития. До апреля 2016 г. вопросы миграции находились под ведомством Федеральной миграционной службы.

Указом Президента РФ № 156 от 5 апреля 2016 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС официально находится под ведомством Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД, главного управления по вопросам миграции министерства внутренних дел России [1]. Реорганизация ФМС связана с тем, что приоритетом миграционной политики должно являться не просто создание условий для легальной миграции, а, прежде всего, обеспечение национальной безопасности государства

Межгосударственная миграция граждан в обстоятельствах расширения мирохозяйственных связей с течением времени оказывает все более значительное воздействие на развитие социума.

С каждым годом все больше стран включается в миграционные процессы, однако, не обращая внимания на масштабы данного аспекта, нынешняя наука не обладает единой концепции. С одной стороны, это можно объяснить тем, что миграция одновременно оказывает влияние на различные стороны жизни общества, такие как экономика, демография, социология, политика и право. С другой стороны, анализ размеров и тенденций международной миграции осложнен несовершенством сбора информации, отсутствием унифицированных национальных и международных показателей. Различные страны по-разному относятся к массовому притоку иммигрантов[12].


У многих можно отметить наличие активной миграционной политики, направленной на достижение конкретных экономических и демографических целей той или иной страны. Важно понимать, что отдельные регионы, так же, как и отдельные страны, по-прежнему остаются наиболее притягательными для приезжих. Происходит это в силу экономической состоятельности регионов, их близости к границам с тем государством, из которого стремятся уехать мигранты, возможностям, которые открываются для граждан других государств – налаженным трудовым связям, простоте регистрации, финансовой поддержке и другим особенностям

1.2 Основные теории миграции трудовых ресурсов и ее виды

Миграции населения как уникальное масштабное явление социальной жизни являются частью объекта исследования большого числа наук, однако вопрос существования самостоятельной дисциплины – науки о миграции – остается проблематичным. Не существование единого подхода к пониманию основополагающих понятий, квалифицирующих миграционные процессы и их участников, осознанию сути и значимости движений населения, обуславливает потребность комплексного исследования разных теорий и выявление самых значимых из них в свете поставленных задач настоящего исследования[13].

Основной прогресс в изучении миграции как явления в отечественной науке был достигнут в период 1965-1975 годов, когда были предприняты попытки разработки единого понятийного аппарата и создания четкой классификации отдельных аспектов:

ряд ученых характеризовали миграцию как исключительно пространственное, территориальное явление; – некоторые исследователи обратили свое внимание на семантические различия в толковании таких понятий, как «миграция», «переселение» и «колонизация»; – другие же определили миграцию как мобильность (от лат. – mobilis, подвижность), то есть явление, связанное с перемещением, движением, перераспределением. Нынешнее значение термина «миграция населения» используется главным образом для обозначения общественно-экономических, политических, демографических и других аспектов.

В процессе обоснования данного термина и разработке классификации всех иных определений участвовала плеяда выдающихся отечественных ученых, таких как Л.Л. Рыбаковский, В.И. Староверов, В.А. Ионцев, Б.С. Хорее, А.У. Хомра и др. Так, например, Л.Л. Рыбаковский основывал свою классификацию по критерию сущности и выделял следующие группы. Первая группа (конец XX в.) – это определения, внутри которых нет разделения на социальные и миграционные подвиды движения населения:


– Филиппов Н.Н. и Суков В.А. включают в понятие миграции такие виды движений, как отраслевое, территориальное, профессиональное и социальное;

– Хомра А.У. оценивает подход коллег как слишком широкий и в своих работах считает, что подобное объединение неправомерно, в чем мы с ней согласимся;

– Щепаньский Я. считает, что миграцией можно назвать совершенно любое перемещение индивида или группы, вне зависимости от конечного изменения их позиции в географической мобильности ;

– Курман М.В. так же, как и ряд других ученых, включал в миграцию населения любые форматы социального движения, в том числе текучесть кадров.

В своих работах он подчеркивал, что миграционные процессы не исчерпываются территориальными перемещениями, поэтому включал в них межотраслевую и внутриотраслевую миграции, а также отдельно обозначил образовательные и профессиональные переходы, как виды миграции, утверждая, что «к миграциям населения в широком смысле слова следует относить все виды движения населения, имеющие общественную значимость»[14].

– Бреев Б.Д. поддержал выделение отраслевых и профессиональных перемещений, как видов миграционных процессов, поскольку был сторонником мнения, что подвижность является выражением способности человека к изменению своего общественного статуса .

По мнению автора, определения, включенные в первую группу, смешивают понятия миграции и движения, а следовательно – приравнивают друг к другу в сущности своей разные явления, такие как перемещение человека по территории и изменение принадлежности к образовательной, профессиональной или любой другой группе. Автор считает необходимым разделять данные передвижения, поскольку они имеют разный характер, различаются по целям и методам.

Вторая группа (на текущий момент имеет наибольшее количество сторонников среди ученых, признается большинством и будет использоваться в рамках данной работы) – это определения миграции, основанные на исключительно территориальных перемещениях людей. Первые из них были сформулированы еще в 50-60е года XX века, а в 80-е В.И. Переведенцев в одной из своих работ отметил, что смена места жительства на продолжительное время может быть миграцией в узком смысле этого слова, а в более широком миграцию следует определять как совокупность любых перемещений людей в пространстве .

Другие исследователи различают в миграциях: территориальные перемещения граждан, разные по расстоянию между местами выхода и вселения; по статусу объектов, между которыми осуществляются перемещения мигрантов; по временным срокам перемещения граждан; по преследуемым гражданами целям[15].


Перемещения могут осуществляться внутри населенного пункта, между населенными пунктами разного общественно-экономического статуса, внутри и между территориями разного предназначения; осуществляться на добровольной, принудительной и вынужденной основе. В их основании могут располагаться экономические, экологические, общественные, политические, национальные и другие аспекты.

Миграции в частности могут различаться в зависимости от детерминирующих факторов, от направлений перемещений, целей и т.д. Этим обусловливается многообразие определений миграции населения. Обобщая, можно сделать вывод, что существует три ключевых подхода к определению понятия «миграция» через процесс территориального перемещения населения:

1. Под миграцией можно понимать все виды перемещения в пространстве, вне зависимости от целей и характера процессов, будь то переезд, поездка на работу или учебу, временные работы на территории другого региона, командировки, отпуск и др.

2. При этом большая часть ученых не включает в определение миграции передвижения в рамках одного населенного пункта. Другие же исследователи, например, Ю.Н. Козырев, относят к миграции даже поездку в торговый центр;

3. В понятие «миграция» включают те поездки, следствием которых является смена места жительства (временная или постоянная), а также регулярные посещения мест работы и учебы.

При этом сторонники подобного подхода не учитывают возвратных, эпизодически совершающихся деловых и рекреационных поездок из одних населенных мест в другие места; К миграции относят процесс пространственного движения населения, в конечном счете, ведущий к его территориальному перераспределению[16].

Определение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной территориальной местности в иную и в ряде государств регистрацией в новом месте проживания. В частности, осуществляется соединение места жительства с областью приложения труда, учебы (другой функциональности) в одном населенном пункте. На данный момент в нашем государстве уже сформировалась некая юридическая база регламентирования миграционных процессов, базирующаяся на Конституции Российской Федерации, законах и соответствующих актах, определяющих порядок въезда в государство и выезда из государства, меры по миграционному контролю.

Но все же, сейчас рано рассуждать относительно того, что отечественная миграционная политика соответствует установленным требованиям времени. Огромнейшее значение в продуктивном разрешении вопросов в области миграции имеют инструменты, с посредством которых государство регламентирует миграционные потоки. Несомненно, над формированием данного механизма в течение продолжительного времени трудятся многие страны, в особенности те, которым пришлось иметь дело с миграционными задачи гораздо раньше России.


Существует определенный межгосударственный опыт, некоторые из инструментов можно уже считать межнациональными стандартами. Как бы то ни было, беря в учет характерные специфические условия, в которых находится Россия в конце XX – начале XXI вв., можно сказать, что не все миграционные инструменты будут результативными для нашего государства и, скорее всего, нам придется сформировать какие-то свои собственные методы влияния на миграционные потоки[17].

Практика показывает, что для выработки оптимальных механизмов регулирования и прогнозирования миграционных процессов требуется постоянный мониторинг количественного состава мигрантов, пребывающих в Российскую Федерацию, включающий в себя всесторонний анализ большого объема различного рода информации. Не случайно один из разделов утвержденной Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года посвящен именно информационно-аналитическому обеспечению реализации миграционной политике.

Таким образом, говоря о законодательном регулировании миграции в нашей стране, следует отметить недостаточное, на взгляд автора, внимание этому вопросу. Несмотря на принятие федеральных законов «О гражданстве Российской Федерации[18]», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и некоторых других, нормативных актов для правовой регламентации этого процесса их явно недостаточно. В целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также жизненных интересов населения, на территории регионов осуществляются различные мероприятия, направленные на противодействие нелегальной миграции, в частности, усиление иммиграционного контроля за соблюдением режима пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, привлечение виновных в нарушении миграционного законодательства к установленной законом ответственности, усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями для предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Основная причина того, что граждане выезжают из государств в поисках трудовой деятельности, это главным образом, поиски средств для существования.

Неравномерность общественно-экономического роста обусловила увеличение подушного национального дохода (НД). Вначале в индустриальных государствах, потом в нефтедобывающих, что безусловно обусловило наимощнейшие внутренние сдвиги в традиционных социумах, благоприятствуя их модернизации и формализации мотивов перемещения части граждан. Несомненно, НД повышается и в успешных государствах, но в большей части из них он увеличивается очень медленно и разрыв в уровнях дохода на душу населения между обеспеченными и малообеспеченными слоями граждан вещественно возрос. Низкий жизненный уровень, иногда бес­просветная нищета отображаются в низком уровне потребления, главным образом продуктов питания, не говоря уже о товарах длительного пользо­вания.