Файл: Управление миграционными ресурсами (Теоретические основы миграции).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент миграционные потоки имеют стихийную направленность. В итоге не берутся в учет действительные возможности социальной инфраструктуры, усиливаются диспропорции региональных рынков труда, увеличивается социальная напряженность, формируются предпосылки для распространения среди граждан Российской Федерации идей государственной нетерпимости и ксенофобии.
Формализация необходимых условий для привлечения в Российскую Федерацию специализированных легальных трудовых ресурсов, модернизация миграционного учета зарубежных лиц, противодействие нелегальной миграции, в частности ряд мер по сохранению внутренней трудовой миграции невозможно реализовать без сбора и соответствующего анализа качественной и детальной информации о миграции.
Задачи относительно миграционной политики включаются в ряд самых значимых для обеспечения государственной безопасности, сохранения необходимого баланса трудовых ресурсов, сохранения стабильного экономического роста. В сложившихся обстоятельствах динамичного уменьшения численности граждан Российской Федерации в целом и трудоспособного населения также, модернизация миграционной политики получает особенную актуальность.
Источниками сведений по миграции являются административная статистика, перепись и обследования населения. Но все же, данные источники не во всеохватывающей мере включают мигрантов, главным образом нелегальных, что значительно осложняет принятие взвешенных экономических и политических решений.
Актуальность избранной темы обусловлена объективными причинами, которые заставляют нас обратить пристальное внимание на миграционные процессы, происходящие в глобальном мире, как в нашей стране, так и за её пределами.
Цель данной курсовой работы изучить миграционную политику в современно России, ее региональную специфику.
В работе поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные теории миграции трудовых ресурсов и ее виды;
Изучить социально-политическую и экономическую направленность миграционной политики РФ;
Проанализировать региональная политику в области миграции.
Объектом данного исследования является явление нелегальной миграции.
Предметом данного исследования являются теоретические и правовые основы данного явления, также сегодняшнее его состояние в Российской Федерации
В курсовой работе использованы различные методы исследования, такие как статистические и социологические.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИИ
1.1 Миграция: сущность, определения, функции и причины
Миграция населения – это сложный и многогранный процесс, который способствует формированию общественной динамики во всех ее аспектах и именно поэтому стал предметом исследования различных наук. Миграция характеризует динамику общественной системы. В юридической науке существует особое направление, которое определяет правовой статус разных категорий мигрантов, а для экономической науки миграция населения – это фактор конкуренции на рынке рабочей силы. Две мировые войны ХХ в., распад Советского Союза, появление новых технологий стали социальными условиями активизации миграционных волн[1].
Миграционные волны поднимаются, когда возникают социальные предпосылки, поэтому в социологии миграции ключевым фактором является управление условиями, которые порождают миграционную энергию.
Миграционным процессом можно управлять прямым или косвенным путем. Прямое управление – это введение в действие миграционного законодательства, где расписаны права и обязанности иммигрантов. Обеспечить косвенное управление намного сложнее, но без него должного эффекта достичь невозможно.
В свою очередь косвенное управление предусматривает создание в стране институциональной среды, которая бы отбирала в миграционной волне позитивный элемент. Векторы миграционной энергичности, ее основания и последствия исследуются учеными, политологами, правоведами, социологами и др.[2]
Данное обусловлено в первую очередь поиском необходимой и оптимальной национальной политики с позиции государственной безопасности и общественной устойчивости социума. По рекомендации ООН мигрантами являются те, кто проживает не в том государстве где рожден более одного календарного года, в частности и студенты. Миграционные потоки граждан имея зависимость от формы могут быть беженцами, вынужденными переселенцами, рабочими мигрантами. В частности, отличают миграцию внешнюю и внутреннюю, рабочую миграцию, постоянную, временную, сезонную, маятниковую.
Миграция определяется также и по формам осуществления: организованная и неорганизованная. Организованная миграция осуществляется при непосредственном участии государственных и общественных учреждений, а неорганизованная в свою очередь самостоятельная: добровольная, принудительная, вынужденная[3].
Миграционное законодательство нашего государства ссылается на Конституцию РФ[4], Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. «О юридическом положении зарубежных граждан в Российской Федерации[5]» 2002 г., «Концепцию регламентирования миграционных процессов[6]» 2003 г. «Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г[7].» 2012 г., установившая основные принципы регламентирования миграционных процессов, стала стратегическим документом в данном направлении. Положения данного документа затрагивают непосредственно, как мигрантов, которые прибыли в Россию для временной трудовой функциональности, так и на постоянное место проживания.
Противники большого притока мигрантов акцентируют внимание на качество трудовых ресурсов: лишь 6-7% гастарбайтеров выезжают в Россию с профессией «в руках». Данное имеет отношение в первую очередь к выходцам из республик Северного Кавказа и Центральной Азии с их правом без ограничений переселяться в крупные мегаполисы России. До начала 2000-х гг. из Центральной Азии приезжали граждане, которые знали русский язык. На нынешний день в Туркмении и Узбекистане, проводивших в течение двух десятилетий политику дерусификации образования и культуры, молодое поколение в абсолютном большинстве не знает русского языка. В Киргизии и Таджикистане происходил процесс упадка и примитивизации общественных взаимоотношений. Есть угроза, что превышение конкретного уровня притока мигрантов в состоянии обусловить непредсказуемые последствия. Слабо контролируемые потоки миграции становятся важнейшим фактором формирования социальной базы для террористических и экстремистских организаций, что, в свою очередь, создает угрозу безопасности государства в целом .
Больше 30% мигрантов – это пределы установленные учеными, после преодоления которых, отток коренных жителей ускоряется. Исходя из этого требуется установить визовый режим для данных мигрантов. Большая часть ученых полагают, что недостаточность трудоспособных граждан можно возместить с посредством притока 1 млн чел. ежегодно. Необходимо с акцентировать внимание на то, что легализация мигрантов может предоставить дополнительные средства для социальных программ «принимающей» страны, что безусловно подтверждается практикой ряда европейских стран.
В нашей стране, как и в ряде иных государств, изменение иммиграционной политики сталкивается с сопротивлением магнатов строительной индустрии, пищевой промышленности и сельскохозяйственных производств и др., живущих с посредством мигрантов.
В обстоятельствах динамичного уменьшения численности граждан РФ в целом и трудоспособного населения также, модернизация миграционной политики, получает особенную актуальность. Значение миграционных процессов на региональном уровне состоит в том, что миграция влияет на уровень жизни коренных жителей, на процессы урбанизации, а также способствует эффективному перераспределению населения[8].
В ходе исследования было выявлено, что Международная миграция рабочей силы в основном осуществляется по экономическим причинам. Они делятся на два типа: факторы экономического характера и факторы неэкономического характера. К неэкономическому типу относятся политические, национальные, религиозные, семейные причины и т.д. Причины экономического характера появились из-за того, что экономические уровни развития отдельных стран различаются. Рабочая сила старается перемещается из стран с низким уровнем жизни и дохода в страны где уровень жизни лучше. Миграция появляется из за различий в заработных платах за одну и ту же профессиональную деятельность. Существенным экономическим фактором является безработица в слаборазвитых странах и т.д.
После того как, Крым и Севастополь присоединились к РФ, на рассмотрение в Госдуму был вынесен новый законопроект, а позже успешно принят закон "О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации[9]» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Это было необходимо, ведь ФМС заявило, что около 350 тысяч жителей Крыма подали заявления на получение гражданства РФ. А данный закон смог упростить процедуру и укрепить произошедшие изменения.
Направления миграционных потоков в РФ делятся на внутренние и внешние. Во внутренних и внешних миграционных потоках основной причиной переселения являются экономические факторы, по составу преобладание идет именно семейных мигрантов. По данным переписи населения около 97 % жителей России живут в месте рождения, то есть никогда не уезжали за пределы своей страны. Основными причинами при этом являются большие издержки на переселение, неразвитость транспортной сети, высокая стоимость жилья и аренды. Во внутренней миграции участвовали только 2,2 млн. человек, или 1 2 % населения.
Таблица 1.1
Общие итоги миграции населения Российской Федерации
2016г. |
2017г. |
|||||
число прибывших |
число выбыв ших |
миграциионный прирост |
число прибывших |
число выбыв ших |
миграционный прирост |
|
Городские поселения и сельская местность |
||||||
Миграция всего |
4 196 143 |
3901213 |
294 930 |
4 496 861 |
4 201 002 |
295 859 |
из нее: в пределах России |
3 778 462 |
3 778 462 |
4 014 620 |
4 014 620 |
||
в том числе: внутриреги ональная |
2 023 591 |
2 023 591 |
2 102 036 |
2 102 036 |
||
Межрегионал ьная |
1 754 871 |
1 754 871 |
1 912 584 |
1 912 584 |
||
международн ая |
417 681 |
122 751 |
294 930 |
482 241 |
186 382 |
295 859 |
в том числе: со странами СНГ |
363 955 |
95 572 |
268 383 |
422 738 |
147 853 |
274 885 |
с другими зарубежными странами |
53 726 |
27 179 |
26 547 |
59 503 |
38 529 |
20 974 |
Число прибывших иностранцев из зарубежных стран за 2016 год по отношению к числу мигрантов из стран СНГ составляет 1:7.
Количество мигрантов в Россию из года в год увеличивается. Довольно большое количество мигрантов приезжают из стран СНГ. Их доля в общем количестве прибывших составляет 89,6 % . Доля прибывших из Узбекистана в 2017 составляет 28 % из общего количества прибывших из стран СНГ. Далее идут Украина 13 % , Казахстан 12 % . В РФ сформировались два миграционных «полюса» это Центральный округ, «стягивающий» население, и Дальний Восток, отдающий население.
Большинство переселенцев это лица трудоспособного возраста, обычно старше трудоспособного возраста, особенно женщины.
Таблица 1.2
Возрастно-половой состав мигрантов по категориям поселений в Российской Федерации в 2017 году
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост |
|||||||
Муж чины и женщины |
Муж чины |
Женины |
Муж чины и женщины |
Мужчины |
Женщины |
Муж чины и женщины |
Муж чины |
Женщин ы |
|
Городское и сельское население |
|||||||||
Вся митрация |
4496861 |
2194321 |
23025 40 |
4201002 |
2020873 |
2180129 |
295859 |
173448 |
122411 |
в том числе в возрас те: |
|||||||||
моло же трудо спосо бного |
684403 |
35156 |
332837 |
657590 |
337409 |
320181 |
26813 |
14157 |
12656 |
Трудо спосо бном |
3369043 |
1714191 |
1654852 |
3130699 |
1563429 |
1567270 |
238344 |
150762 |
87582 |
старш е трудо спосо бного |
443415 |
12856 4 |
31485 1 |
41271 3 |
12003 5 |
292678 |
30702 |
8529 |
2217 3 |