Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проэктор.
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме-урок в компьютерном классе без выхода в Интернет.
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме-урок в компьютерном классе с выходом в интернет.
В экологическом образовании необходимо делать основной акцент на рассмотрении не биологических, а социально-экономических, исторических и проблемных аспектах экологической ситуации, т.е. объективно показывать, как нарушение экологического баланса сказывается, в конечном счете, на самом человеке и его жизнедеятельности.
Преподавание дисциплин экологической направленности должно вестись в основном с использованием местного материала, так как рассмотрение экологических проблем, имеющих место непосредственно в данном регионе или местности, влияющих на жизнь и на здоровье людей, на экономику региона, дает значительно больший познавательный и воспитательный эффект, нежели рассмотрение мировых экологических проблем, причем даже в самой экологически благополучной местности материалов для подобного рассмотрения оказывается предостаточным.
Таблица 6 - Режим учебных занятий с использованием компьютерных средств
Класс | Длительность работы с компьютером | Количество занятий в день | Гимнастика для глаз в ходе занятий | Физкультминутка на рабочем месте | Длительность перерывов между занятиями, мин. |
^5 | İ5 | 1 | ¯з-š упражнений по 5 и более раз | 7-8 упражнений по 4-6 раз каждое | 10-20 |
6-7 | 20 ¯¯ | 1 | То же | То же | |
8-9 | 25 | 2 | 5-7 упражнений по 8-10 раз каждое | 1-9 упражнений по 6-8 раз каждое | 50-60 |
10-11 | 25,при сдвоенных уроках 30 и 15 | 2 | То же | То же | |
К наиболее эффективным формам предоставления материала по экологии следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал, как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мысле образования.
В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа с электронными учебниками и энциклопедиями, программами- тренажерами для подготовки к экзаменам, которые по мимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента.
Проектный метод наряду, с другими интерактивными методами, помогает отойти от традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных навыков. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Экологическое образование в современной школе разработано на недостаточном уровне, оно осуществляется за счет внеклассных и внешкольных работ, причем внешкольная работа представлена в единичных регионах. Главной же формой работы является урок и при разработке новым форм уроков, с учетом критериев экологичности применяемых для предметов гуманитарного естественного цикла обучения, позволит максимально повысить уровень экологической компетентности школьников. Предложенные схемы повышения эффективности экологического образования являются универсальным с возможностью применения на всех формах занятий.
3.2 Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе
В последние годы в связи с развитием и широким внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании. В связи с этим представляется необходимым описать некоторые интернет-сайты, представляющие информацию экологической направленности, которую можно использовать для проведения учебной и научно-исследовательской работы в области экологических проблем:
http://ecologia.org/ Международная неправительственная некоммерческая организация, основанная в США в 1989 г. Оказывает техническую помощь, предоставляет экологическую информацию и проводит исследования, учебные семинары и программы обмена в странах Центральной и Восточной Европы, Балтии, СНГ и Центральной Азии.
http://ecologia.nier.org/ WWW-сервер, созданный в рамках проекта Экологической Научно-Технической Информации (ECOLOGIA's Environmental Technical Information Project – Е-ТГР), содержит научно-техническую информацию (и ссылки на соответствующие источники) по следующим темам:
– информация о токсичных веществах;
– утилизация отходов и предотвращение загрязнений;
– международные соглашения и глобальные проблемы;
– радиация;
– здоровье человека и окружающая среда;
– экологическое законодательство и политика;
– экологическое образование;
– технологии в области энергетики.
Содержит массу ссылок на другие источники экологической информации в Internet с их кратким описанием.
http://www.epa.gov/Reiori2/htmHibraru/yoohoo/.
Всемирная информационная служба по энергетике (WISE). Общественная организация для распространения информации по проблемам ядерной энергетики. Сервер содержит информацию о плутониевом проекте WISE, ссылки на другие источники информации в Internet, а так же «Новости WISE». Доступна так же информация о результатах исследований состояния здоровья жертв Чернобыля, а так же сведения о ядерных испытаниях.
http://www.greenpeace.org/
Гринпис – Greenpeace. Независимая международная организация, использующая ненасильственные методы и кампании, призванные привлекать внимание широкой общественности к экологическим проблемам и содействовать своевременному принятию экологических решений. На сервере содержится большое количество материалов о деятельности организации во всех уголках планеты, полезных ссылок и актуальной информации.
http://www.envirosw.com: 80/
Директорий экологических ресурсов в Internet Листинги и ссылки на наиболее полезные ресурсы Сети, связанные с экологической проблематикой. Содержит информацию об общественных объединениях, частных компаниях и других организациях, экологическом программном обеспечении, законодательстве и деятельности «зеленых».
http://www.igc.apc.org/iearn/
Международная образовательная и ресурсная сеть – I*EARN. Сеть позволяет молодым людям, находящимся в разных уголках планеты, придумать и реализовать всевозможные проекты, используя при этом современные средства телекоммуникации. Помимо многих других, тут реализуются и экологические проекты:
– Международный проект по мониторингу воды;
– Экологический бюллетень Planetary Notions:
– Научное исследование «От Амазонки до Антарктики»;
– Проект Youth CaN (Youth Communications and Nrtworking). Сеть устанавливает контакты со школами и ВУЗами стран СНГ.
http://www.rec.org/
Региональный Экоцентр для стран Центральной и Восточной Европы Полная информация о деятельности Центра, история, проекты, новости, пресса, программы, базы данных, поисковые механизмы (EnviroPhantom Search Engine) по экологическим сайтам стран Центральной и Восточной Европы. Региональный Экоцентр – единственная экологическая организация, предоставляющая экологическую информацию негосударственным организациям, правительственным и коммерческим структурам, СМИ на региональном уровне в Центральной и Восточной Европе. Через сайт можно найти потенциальных грантодателей для реализации проектов с помощью Funding Institutions Database (БД по фондам).
http://www.unep.ch/ ЮНЕП: Программа ООН по охране окружающей Среды. Сервер содержит информацию о ряде значительных международных соглашений, информацию о программах UNEP, а также ссылки на другие экологические сайты и сайты, посвященные устойчивому развитию.
В настоящее время Internet является одним из прогрессивных средств связи и получения информации. Internet-технологии открывают широкие возможности для использования в обучении: дистанционное обучение; Internet – конференции, базы данных для различных дисциплин. При этом использование Internet – технологии по сравнению с традиционными приемами и методиками образования характеризуется рядом существенных преимуществ:
– быстрый доступ к информации;
– организация поиска информации различными поисковыми машинами
;
– поддержка мультимедиа технологий;
– небольшие затраты на хранение и распространение информации;
– возможность оперативного обновления информации.
Указанные преимущества позволяют считать ресурсы Internet уже сегодня важным фактором в цикле естественнонаучного обучения.
Однако пока что Internet-технологии имеют и некоторые существенные недостатки, не позволяющие прибегнуть к их достаточно широкому внедрению в учебный процесс. К таким недостаткам можно отнести:
– недостаточная распространенность и доступность сети Internet в школах Казахстана;
– приспособленность экологических сайтов в большей мере к нуждам экологических и политических движений, нежели к учебно-образовательному процессу, отсутствие на них материалов, соответствующих учебной программе;
– экологические сайты обычно содержат информацию об экологических проблемах мирового масштаба, тогда как обучение нужно больше ориентировать на решение проблем регионального и местного уровня, зависящих от действий местных властей и местного населения;
– пока существенно низок уровень культуры использования глобальной сети школьниками, что несколько затрудняет процесс обучения с применением Internet-технологий. Названные причины приводят к тому, что в настоящее время Internet-технологии целесообразнее использовать в самостоятельной работе, нежели в учебной.
Заключение
Информационные технологии существенно изменяют методы учебной работы благодаря тому, что имеют возможность показать явления в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных её компонентов, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Информационные технологии являются универсальным средством повышения уровня мотивации учащихся, средством повышения познавательной активности, мощным средством воздействия на психику обучаемого, средством увеличения уровня социализации и коммуникативных возможностей.
Трудно представить себе современный урок без использования информационных технологий.
Так, при изучении предмета "Окружающий мир" информационные технологии могут быть органично включены в любой этап урока - во время индивидуальной или групповой работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Использование информационных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.