Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационные технологии в современной школе нужно рассматривать как один из методов обучения. Всякое включение информационных технологий в образовательную среду должно быть аргументировано.

Необходимо учитывать, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, информационных технологий - компетенцией педагога.

Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции:

- Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

- Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.

- Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:

- Интернет-ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

- Специальные (сюда включаются всеэлектронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

- Универсальные (Word, Excel, Power Pointи т.д. - предназначены создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

На наш взгляд, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся.

В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Обычно подготовка подобного урока - трудоемкий для педагога процесс, который занимает немало времени и требует наличия определенных знаний и навыков.

Необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока:

- Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).


- Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

Выделяют следующие этапы подготовки урока с использованием информационных технологий:

1. Концептуальный.

Аргументируется необходимость использования средств информационных технологий: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость объективного оценивания в более короткие сроки и т.п.

Формулировка учебных целей с ориентацией на достижении результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний, контроль усвоения и т.п.) выбор типа образовательных электронных ресурсов.

2. Технологический.

Выбор методики проведения занятий и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся, выбор способа взаимодействия учителя и ученика (проведение опыта).

3. Операциональный.

Осуществляется поэтапное планирование урока, подготовка учебных материалов. (Например, природные зоны)

Для каждого этапа определяются: формулировка цели с ориентацией на конкретный результат; длительность этапа; форма организации деятельности учащихся со средствами информационно-коммуникационных технологий; функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе; форма промежуточного контроля.

4. Педагогическая реализация

Роль учителя на уроке с использованием информационных технологий изменяется, учитель теперь не только источник знаний, но и менеджер процесса обучения, главной задачей педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося.

Уроки с использованием информационных технологий интересны не только детям, но и самому учителю. Они предоставляют возможность для саморазвития учителя и ученика. Новые программы появляются, чуть ли не каждый месяц, а значит, растут и наши возможности.

Использование электронных образовательных ресурсов может происходить под руководством учителя; учителем при отсутствии самостоятельного взаимодействия учащихся; в процессе самостоятельной работы в соответствии с рекомендациями учителя; на уроке, во внеурочное время в соответствии с самостоятельным выбором или рекомендациями учителя.

В качестве электронных образовательных ресурсов сегодня предлагается следующее оборудование:

- документ-камера (специальная видео камера на раздвижном или гибком штативе, подключается к телевизору, проектору, компьютеру; удобна для демонстрации мелких предметов, опытов);



- графический планшет (к компьютеру подключается до 15 планшетов; осуществляется обратная связь с учащимися, ответы проецируются на компьютер учителя);

- модуль тестирования и голосования (радиопульты; сообщения передаются на монитор учителя);

- мультимедиа проекторы;

- интерактивная доска (совокупность доски, проектора, компьютера).

К сожалению, такое оборудование может себе позволить далеко не каждое образовательное учреждение. Чаще всего в школе имеется компьютерный класс, мультимедийный класс.

Отличительной особенностью мультимедиа является эстетичная форма учебной информации, возможность манипулирования объектами.

Человек воспринимает информацию по-разному: из того, что человек слышал, он запоминает всего 15%, из увиденного - 25%. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Восприятие человека избирательно, одни лучше запоминает устную информацию (аудиалы), другие лучше запоминают зрительные образы (визуалы). Это зависит от того, какое полушарие мозга развито лучше.

Есть и равно полушарные (аудиовизуалы). Если объединить устное изложение и визуальное восприятие, то процент запоминаемой информации увеличится в 2-3 раза.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому использование учителем в своей работе электронных образовательных ресурсов позволяет повысить качество образования, сделать содержание учебного материала более доступным, понятным и интересным. Создание презентаций уроков, внеклассных занятий повышают уровень качества обученности учащихся, способствуют более прочному усвоению программного материала.

Универсальность информационных технологий состоит в том, что их можно использовать на любом этапе урока (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков), при применении любого метода обучения.

Рассмотрим методы обучения:

- Объяснительно-иллюстративный метод (учащиеся пассивно взаимодействуют на уровне восприятия информации, наблюдения, запоминания);

- Репродуктивный метод (выполнение действий по образцу, использование электронных учебных модулей);

- Проблемное изложение материала (учащиеся следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способами и приёмами научного мышления);


- Частично-поисковый метод (учитель организует работу поискового типа: анализ проблемной ситуации, постановка проблемы и поиск вариантов решения);

- Исследовательский метод (самостоятельная работа учащихся, сам ставит проблему, ищет решения проблемы).

Чтобы применение информационных технологий на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;

- учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. Существуют санитарные нормы и правила в общеобразовательном процессе в начальной школе.

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить: какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей; какие уроки целесообразно делать компьютерными; как организовать компьютерные занятия.

Выделим основные возможности информационных технологий, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создание презентации на определенную тему по учебному материалу; поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;

- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

- создание текстовых работ.

Использование образовательных программ позволяет сделать урок ярче, а его содержание запоминающимся. На уроках можно использовать программы, которые предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.


Одна из наиболее доступных для применения в работе программ - Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. Эту программу можно также использовать и для тестирования знаний учащихся. Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд-шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

На уроках русского языка используют программы, позволяющие работать в разных режимах: диагностика, коррекция, контроль, контроль с самопроверкой, с поощрением ("Фраза" обучающая программа-тренажёр по русскому языку, "Справочник школьника.1-4 класс, тесты"). Обучающая серия "Развивайка" даёт возможность формировать навык устного счёта в доступной игровой форме, что повышает у учащихся познавательный интерес к предмету.

В 3 классе с использованием презентации можно провести урок русского языка по теме "Сложные слова. Образование сложных слов". С помощью загадок и анимационных эффектов объяснить образование сложных слов, использовать приёмы самопроверки, провести самостоятельную работу с последующей самопроверкой, дать разно уровневое домашнее задание.

Осознанность чтения проверяется при помощи разнообразных викторин, кроссвордов и тестов.

На уроках русского языка можно использовать специальные программы, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам.

Для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально. С помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

На уроках окружающего мира открывается огромный простор для фантазии. Такие уроки проходят и в форме виртуальных путешествий, и в форме интеллектуальных игр. Возможности информационных технологий применяются и во внеурочной деятельности. Возможно, проводить классные часы в нетрадиционных формах. Таким образом, мы считаем, что использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся, а использование занимательного материала, наглядности, анимационных эффектов, возможность самопроверки по образцу с применением электронных ресурсов повышает уровень качества усвоения программного материала.