Файл: 1 Теоретические аспекты использования современных технологи на уроках окружающего мира в начальной школе 4.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Условные обозначения:
- Полный ответ - 2;
- Неполный ответ - 1;
- Отрицательный ответ - 0.
По результатам таблицы 4 была построена круговая диаграмма 3.
Анализ таблицы 4 и круговой диаграммы 3 показал, что высокий уровень интереса наблюдался у 23 чел. - 85%, Средний уровень - 4 чел. - 14%, низкий уровень 1 чел. - 1%.
Учитывая результаты повторного анкетирования 2 можно выявить четко выраженное повышение среднего уровня интереса к предмету "Окружающий мир" у всего класса.
Анализируя результаты повторного анкетирования учащихся 3-го "В" класса, мы смогли констатировать, что уроки окружающего мира стали нравятся всем. Это свидетельствует о том, что дети хотели бы знать больше, чем они получили сведений от учителя, хотели бы получать дополнительные не только теоретические, но и практические знания.
Затем было проведено контрольное тестирование, целью которого было выяснить уровень экологических знаний учащихся 3-го класса "В" по окружающему миру после формирующего этапа. Был взят тест 1, который использовался во время констатирующего этапа.
Было протестировано 28 учащихся, по результатам теста 2 была построена таблица 5.
Таблица 5. Результаты тестирования
Имя, фамилия ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Александра А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Андрей Г. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Алина В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Анна Д. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Виктория Ж. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 |
Виолетта З. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
Геннадий Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Михаил М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Дмитрий Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 1 |
Алексей О. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Илья П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Екатерина Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Валерия Р. | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Кирилл С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Елена С. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Леонид С | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Елизавета С | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Елизавета Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Матвей Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полина Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Настя Х. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Настя Ц. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Никита Щ. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Римма Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полина Ш. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Оксана Ю. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Ксения Я. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Руслан Я. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Условные обозначения:
- Положительный ответ - 1;
- Отрицательный ответ - 0.
По результатам таблицы 5 была построена круговая диаграмма 4.
Анализируя таблицу 5 и круговую диаграмму 4 было выявлено, что учащиеся лучше усвоили новые знания, когда на уроках окружающего мира были использованы современных информационные технологии. Во время тестирования были получены следующие результаты: 85% положительных ответов, 15% отрицательных ответов.
Это означает, что большинство детей ответили на большую часть вопросов верно, и лишь небольшая часть детей не смогла ответить на сложные вопросы.
Сравнивая результаты констатирующего этапа (круговая диаграмма 2) и контрольного этапа (круговая диаграмма 4) мы видим следующее:
Анализ круговых диаграмм 2 и 4 показал, что уровень положительных ответов вырос с 60% до 85%, а уровень отрицательных ответов понизился с 40% до 15%.
В результате проведения экспериментальной работы на контрольном этапе нашла свое подтверждение ранее выдвинутая гипотеза: если методически правильно использовать современные информационные технологии на уроках окружающего мира, то у учащихся повысится уровень экологических знаний, сформируется интерес к предмету у "Окружающий мир" будет воспитываться бережное отношение к природе.
Это было подтверждено анализом результатов тестирования и анкетирования учащихся 3-го "В" класса на контрольном этапе, который показал, что знания детей об окружающем мире расширились, стали более точными. И это произошло благодаря использованию современных информационных технологий в процессе обучения младших школьников.
3 Совершенствование экологического образования на основе внедрения новых информационных технологий
3.1 Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспитания, технология обучения. Чёткого разграничения между этими понятиями пока не установлено. Ввиду этого понятие «технология» так же, как и любое другое педагогическое понятие, подлежит изучению и исследованию методами, имеющимися в арсенале педагоги ческой науки.
Подходы к трактовке понятия «технология», отражённые в публикациях монографического и учебно-методического характера последних двух лет, отличаются от взглядов пятидесятилетней давности. Во-первых, изменилось содержание самого понятия.
Если В.П. Беспалько в 1989 г. рассматривал педагогическую технологию как совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, то исследователи последних лет уходят от этого общего определения, предлагая в качестве технологии более конкретные и частные элементы. К примеру, под технологиями понимают:
-
«систематический метод планирования, применения и оценивания процесса обучения… для достижения более эффективной формы образования»; -
«пооперационно организованную деятельность педагога (учителя), взаимодействующего со школьниками в целях достижения наиболее рациональным путём некоего педагогического стандарта на специфической методической основе»; -
«совокупность научно-обоснованных приёмов, и способов деятельности по конструированию образовательного процесса, направленных на реализацию учебно-воспитательных целей».
Во-вторых, если уйти от общих взглядов, то возникает множество подходов к определению понятия технологии.
Мы приближаемся к некоторому рубежу, за которым надо будет или совсем отказываться от использования данного термина в сфере образования как наиболее общего и ничего конкретно не описывающего, или сужать и четко разграничивать его, отделив от содержания других педагогических понятий. Поэтому нужно рассмотреть первоначальный смысл понятия «технология».
Понятие «технология» пришло в педагогику из сферы промышленности, где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. В энциклопедическом словаре понятие «технология» определяется как, совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
Однако технология это не просто «совокупность методов». Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну единую цель – получение конкретной продукции. С этой точки зрения более точное определение, отражающее саму суть процесса, можно найти в учебнике «Основы менеджмента», где под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы – для получения желаемой продукции или услуг». Это определение недостаточно корректно в отношении педагогики, так как под словосочетание «любое средство» может подойти не только технологический процесс, но и средства производства, например инструмент, станки. Тем не менее, сущность понятия «технология» во втором определении выражена более точно.
Итак, под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.
Термин «технология» возник с появлением средств производства, мощность которых намного превышала производительность одного ремесленника. Изначально под технологией подразумевался процесс изготовления продукции техническими средствами – станками, группой станков, поточной линией. Технологии во многом зависели от технических характеристик используемого оборудования. Поэтому простого описания последовательности действий, которым пользуется ремесленник (или методист в обучении), стало недостаточно. Потребовалось усложнить и детализировать описание процесса, внеся в него точные характеристики каждого вида технических средств производства.
Таким образом, технология представляет собой алгоритмизированную последовательность операций получения какого-либо продукта, построенного на использовании технических или любых других средств, под управлением человека.
Технологический процесс состоит из трёх блоков: идеологии процесса, определяющей основную цель и ведущий способ её достижения; технических характеристик средств, выполняющих данный процесс; методики использования этих средств или последовательности действий человека, участвующего в производстве (оператора, диспетчера и другие).
Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, получится рабочее определение понятия. Это определённый способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство под управлением человека. При этом учитель выполняет функции стимулирования и координации их деятельности.
Когда средство обучения становится системобразующим элементом учебной деятельности, возникает необходимость в алгоритмизации его работы. Это осуществляется через систему последовательно связанных операций, ведущих к конкретному результату. Подробная система операций, выполняя основные функции обучения, представляет собой технологию обучения.
Технология как новый тип средств обучения.
На протяжении XX столетия в мировой педагогике делалось немало попыток «технологизировать» учебный процесс. До середины 50-ых гг. эти попытки были сосредоточены в основном на использовании различных технических средств обучения (ТСО). С «технизацией» обучения связывались немалые надежды на преобразование практики массового обучения. Начиная с «волшебного фонаря» и до микрокомпьютеров в педагогике присутствует течение, которое ориентируется на возможности ТСО. Подобно тому, полагают энтузиасты технизации, как современный дом все больше и больше становится «машиной для жилья», насыщенная техническими средствами школа становится «машиной для учения». В такой школе учитель будет потеснен, а наиболее горячие энтузиасты полагают, что и вытеснен.
Постепенно внимание обратилось не только к ТСО, дополняющим учебный процесс (средства эпипроекции и диапроекции, звукозаписи, учебное кино, телевидение и другие), но и к таким техническим устройствам, которые могут влиять на самый ход обучения, брать на себя некоторые функции учителя. В середине 20-х гг. американец С. Мерсси разработал механическое устройство для проверки выполнения контрольных заданий. Создав несколько таких устройств, он увидел в них нечто большее, чем простые машины для автоматизированного опроса, и оценивал их как вклад в грядущую техническую революцию в образовании: «Образование является крупной отраслью индустрии и должно поэтому применять методы массового производства… В образовании вполне возможна своя «промышленная революция»… Возможно, что только таким путем удастся сделать всеобщее образование эффективным».
С середины 50-х гг. разработка вопросов использования технических средств в обучении связана со становлением и развитием программированного обучения и течения «педагогической технологии». Можно выделить два направления исследований и практических разработок: использование технических средств в обучении и особый «технологический» подход к построению обучения в целом.