Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Существуют различные концепции юридической ответственности.
Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отдавать отчет своим противоправным действиям, другие – обязанность претерпевать определенные лишения. Третьи полагают, что юридическая ответственность есть особое предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице определенных его органов.
В настоящее время все больше сторонников находит концепцию, согласно которой «широкое» понимание юридической ответственности должно рассматриваться в двух аспектах реализации – позитивном и негативном. Как отмечают Р.Л. Хачатуров и Д.А Липинский, позитивный и негативный аспекты реализации – это две стороны одной «медали», одного единого понятия юридической ответственности.[7]
«Позитивная юридическая ответственность – это юридическая обязанность по соблюдению предписаний и правовых норм, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством».
В случае, если субъект совершает правонарушение, не соблюдает предписаний правовых норм, следует негативная юридическая ответственность.
«Негативная юридическая ответственность – это обязанность правонарушителя, вытекающая из юридического факта правонарушения, претерпеть осуждение и неблагоприятные последствия личного имущественного или личного неимущественного характера, реализующаяся в охранительном правоотношении юридической ответственности».
Вывод, который можно сделать в первую очередь: юридическая ответственность – это сложное многоплановое явление. До настоящего времени не выработано четкого определения юридической ответственности и ее основных признаков.
Интересной является позиция М.Б. Смоленского, Г.А. Борисова, они понимают под юридической ответственностью применение мер к правонарушителю государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридических норм.[8]
A.Ф. Черданцев, С.Н. Кожевников отмечают, «юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определенных деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем и очерченных в нормах права. Такая обязанность выступает как мера определенных неблагоприятных для субъекта лишений, ограничений личного и имущественного характера».[9]
B.Н. Протасов считает, что юридическая ответственность представляет собой разновидность мер правового принуждения, в наибольшей степени затрагивающая правовое положение субъекта.[10]
Р.Л. Хачатуров, Д.А. Липинский пишут, что юридическая ответственность – это нормативная, обеспеченная государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическая обязанность по соблюдению и исполнению требований норм права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав, имущественного или личного неимущественного характера и их реализация.
Еще одна группа исследователей определяет юридическую ответственность как способность субъекта отдавать отчет за свое противоправное деяние и претерпевать меры принудительного воздействия, иначе говоря: «юридическая ответственность есть необходимость держать ответ за неисполнение правовой обязанности, существовавшей в том же правоотношении или вне его; необходимость, которая возникает и прекращается вследствие наступления определенных юридических фактов».
В.А. Тархов подчеркнул, рассуждая об определении юридической ответственности – «основной недостаток большинства определений – их односторонность, невозможность охвата ими различных случаев ответственности во всех отраслях права, что необходимо для общетеоретических определений».[11]
Нужно отметить, что важной особенностью юридической ответственности является то, что она наступает в результате нарушения правовых норм. И отсюда следует, что необходимо выделить еще одни ключевой источник в определении понятия – законодательство Российской Федерации. Обратившись к праву, мы видим, что в нормативных актах по термином «юридическая ответственность» подразумевается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению; обязанность нести лишения имущественного характера, например, уплаты штрафа, возмещения причиненного ущерба, конфискация имущества, и личного характера, например, лишение свободы.
Также говоря о юридической ответственности, необходимо определять ее основные признаки.
Признак – это показатель, примета, знак по которым можно узнать, определить что-либо.
Являясь одной из форм социальной ответственности, юридическая ответственность по целому спектру признаков отличается от всех других видом ответственности.
Во-первых, она имеет ретроспективный характер, т.е. всегда оценивает прошлое поведение (или во всяком случае – длящееся), представляет собой реакцию уже на состоявшееся. Субъект не может нести юридическую ответственность за поведение в будущем. Это ответственность за действие или бездействие, которое уже имело место.
Во-вторых, юридическая ответственность устанавливается на нарушение правовых требований. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности должно содержать признаки правового нарушения, быть виновным поведением.
В-третьих, она всегда основывается на государственном принуждении. Только государство устанавливает меры ответственности, и эти меры всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя (лишения для правонарушителя, ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей).
В-четвертых, юридическая ответственность предусмотрена действующим законодательством государства, и ее возложение регламентируется правом, т.е. закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса, также отсюда следует, что эта ответственность обладает нормативностью, четностью, формальной определенностью и детализированностью.
Далее, юридическая ответственность носит карательный характер, т.е. у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности. Она применяется только специально-уполномоченными государственными органами.
Также среди признаков юридической ответственности можно выделить то, что она сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение может вызвать такие чувства, которые могут оказывать существенное воспитательное воздействие.
Таким образом, анализируя и обобщая все выше-сказанное, под юридической ответственностью следует понимать юридическую обязанность правонарушителя, в случае нарушения правовых норм, претерпевать установленные законом меры воздействия, содержащие для него неблагоприятные последствия, применяемые государственными органами в порядке установленном законом, а также это юридическая обязанность по соблюдению предписаний правовых норм, реализующаяся в правомерном поведении субъекта, которое одобряется либо поощряется государством.
Глава 2. Состав правонарушения как непосредственное основание установления юридической ответственности
В российской юридической науке твердо утвердилась позиция, согласно которой правоотношение – есть социальное отношение, урегулированное нормами права. Своеобразие правоотношений всегда определялось в зависимости от особенностей деятельности государства в той сфере общественной жизни, в которой эти отношения складывались, развивались и прекращались. В свою очередь, движение каждого правоотношения связано с юридическими фактами. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-либо особых внешних или внутренних качеств, а в результате признания их таковыми законами государства. «Само правоотношение не является юридическим фактом, потому что именно юридические факты и порождают правоотношения, т.е. это является конечной целью их существования».
Ведущим началом при изучении многочисленных фактов выступает принцип связи, базирующийся на философских воззрениях о единстве мира и выражающий общую закономерность между явлениями, взаимообусловленность их становления, существования, деформации, преобразования и пр. Поэтому конкретные жизненные обстоятельства, разнообразные человеческие поступки принимают форму юридического факта только по воле официальной власти, а не самих участников какого-либо процесса, хотя без их наличия эти обстоятельства могут не наступить. Те или иные факты возникают и существуют в действительности, независимо от права, но именно оно придает им юридический статус с целью упорядочения и регулирования различных сторон жизни общества и государства. Юридические факты описываются в гипотезе правовой нормы, а в реальность воплощаются путем соблюдения, исполнения, применения и использования непосредственными участниками правоотношения. «Норма права материализирует юридическое значение социального факта, придает ему свойства репродуктивной правовой модели и переводит его в практическую реальность как устоявшуюся правовую конструкцию, выражающую конкретные условия деятельности человека в границах правового отношения».
С учетом всех имеющихся достижений, противоречий и недостатков, сложившаяся в нашей стране за последние годы система права, в значительной мере, соответствует динамике развития российского общества и государства. Поэтому в современных условиях, с точки зрения своего фундаментального предназначения, юридические факты призваны объективно отражать не только экономическую, политическую и криминогенную ситуацию, но и адекватно реагировать на позитивные и негативные изменения в культурной, духовной, нравственной, религиозной и иных областях социальной жизни.
В данном вопросе специалисты занимают тождественные позиции. «Юридические факты – это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений». «Юридический факт – это не просто жизненный случай, а факт, определенным образом расцениваемый нормами права», – констатирует Е.Ю. Грачева.[12] «Наличие определенного юридического факта для возникновения и развития правоотношения с особенной четкостью и наглядностью подчеркивает неразрывную связь реального поведения и правовой формы, невозможность в реальной жизни отделить одно от другого», – пишет Н.И. Полищук.[13] По мнению исследователя, с юридического факта начинается жизнь правовой нормы, реализуемой в правоотношении, проверяется ее реальность и действенность. «В настоящее время в теории права существует множество классификаций юридических фактов, каждая из которых имеет свою ценность для теории и практики», – говорит М.В. Карасева. Автор отмечает, что одной из наиболее устоявшихся является классификация юридических фактов по волевому признаку на юридические действия и юридические события.[14]
Этот вывод разделяется подавляющим большинством ученых, поскольку именно с указанными явлениями закон связывает наступление юридически значимых последствий. И.Н. Ильюшихин полагает, что ценность классификации определяется доктринальными потребностями в облегчении работы с конкретным явлением, имеющим многоаспектные формы проявления.[15] Классификация выполняет весьма существенную практическую функцию, т.к. способствует качественной и точной фиксации юридических фактов в нормах права; помогает правильно понять и уяснить сложившуюся взаимосвязь различных средств и способов правового воздействия на социальные отношения и процессы, происходящие в нашем обществе и государстве.
События – есть непреодолимая сила, т.е. обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания индивида, поэтому оно занимает зависимое и подчиненное положение по сравнению с действиями. К событиям, прежде всего, относятся как природные явления – стихийные бедствия (наводнения, штормы, землетрясения, снежные заносы и т.д.); так и другие реалии современной жизни: (вооруженные конфликты, забастовки, распоряжения властных государственных структур, запрещающие определенное поведение, предусмотренное обязательством и т.п.).
В частности, согласно п/п. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ[16], обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения признается совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и не-преодолимых обстоятельств. Приведенная формулировка закона подчеркивает тот момент, что в основу отечественного правового определения вины положено философское понимание соотношения свободы воли и необходимости. Поэтому, если субъект лишен свободы воли, то он не признается виновным в совершении того или иного деяния. Однако в подобной ситуации стихийное бедствие как юридический факт может быть основанием для возникновения ряда новых правоотношений (например, обращение налогоплательщика в налоговые органы с целью предоставления ему определенных льгот, отсрочки или рассрочки исполнения налоговых обязательств, получения налогового кредита).
Помимо налогового законодательства, легальное понятие непреодолимой силы закреплено в п. 3 ст. 401 ГК РФ[17], но оно, на наш взгляд, имеет узкую направленность, т.к. положения статьи регулируют сферу сугубо частных интересов, прежде всего в области предпринимательских отношений. Вместе с тем, чтобы обстоятельство, препятствующее исполнению требований закона, или других нормативных актов, рассматривалось в качестве непреодолимой силы, оно должно обладать всеми признаками чрезвычайности и непреодолимости. «Для непреодолимой силы характерна объективная непредотвратимость. Ее не только невозможно предвидеть, но и невозможно предотвратить любыми доступными для лица средствами даже тогда, когда лицо могло предвидеть действие непреодолимой силы».