Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 1032
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1. Сущность и роль обязательного медицинского страхования
1.2. История появления и развития обязательного медицинского страхования в России
2.1. Государственное и правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России
2.2. Зарубежный опыт развития обязательного медицинского страхования
3.1. Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России
3.2. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
3.1. Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России
Сегодня обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.
Сегодняшние условия обязательного медицинского страхования в России представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сегодняшние условия обязательного медицинского страхования в России [22]
Оказание помощи и ее оплата |
Предоставляется на всей территории России. Правила предусматривают характер помощи, способы ее оказания, список медицинских учреждений (которые оказывают такую услугу), тарифы |
Лица, которые застраховались |
Обязаны платить взносы и штрафы |
Отношения между застрахованным и страховщиком |
Закрепляются документом сроком на 1 год |
Продолжение таблицы 1 |
|
Территориальный Фонд |
Оказывает финансирование на основе договора и не имеет права отказать кому-либо в страховании |
Медицинскую помощь |
Может оказывать учреждение любого типа, имеющее лицензию. За отказ или не предоставление помощи в указанные сроки, оно обязано выплатить штраф страховой организации |
Страховой полис |
Должен быть выдан всем застрахованным личностям |
В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе.
По данным реестра субъектов страхового дела ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2018 на рынке ОМС деятельность осуществляют 57 страховых медицинских организаций (СМО) – рис. 1. В 2017 году количество компаний составляло 54, в 2016 – 56.
Количество СМО на рынке ОМС РФ находится на стабильном уровне, фактически нельзя говорить о росте или спаде.
Рис. 1. Динамика СМО в России [19]
Однако, важно заметить, что действительного количества СМО достаточно для обеспечения качественного обслуживания застрахованных лиц даже с учетом возможного роста. Другими словами, нет существенной необходимости в изменении конъюнктуры рынка.
Ключевыми игроками на рынке ОМС в РФ являются три СМО: ЗАО МАСК «МАКС-М», СМК ОАО «РОСНО-МС», ОАО «СК СОГАЗ-Мед».
Норма расходов на ведение дела (далее РВД) устанавливается Законом субъекта РФ «О Бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее ТФОМС)» индивидуально для каждого ТФОМС в коридоре значений 1%-2% (норма установлена Федеральным Законом) [19].
В связи с этим, для вычисления динамики РВД СМО по РФ был проведен анализ нормативных актов, регулирующих размер РВД СМО в регионах РФ за период 2014-2018 гг.
Средний размер РВД был вычислен как средняя взвешенная величина от общих расходов ТФОМС и установленной ставке в регионах РВД за каждый отдельный период. В исследовании были использованы данные 86 ТФОМС.
В результате анализа было установлено, что РВД стабильно снижается в указанном периоде. Так средний РВД по России в 2016 снизился на 0,36 п.п. по сравнению с 2014 годом.
Динамика среднего РВД на рынке ОМС в РФ приведена на графике ниже на рис.2.
Рис. 2. Динамика среднего РВД на рынке ОМС в РФ [19]
Снижение средней ставки РВД свидетельствует об интенсификации использования ресурсов ТФОМС и СМО и является показателем улучшения эффективности системы ОМС в РФ. В дальнейшем высоко вероятно снижение средней ставки РВД до 1%, что является минимальным размером ставки, утвержденным Федеральным Законом.
Динамика бюджета ФОМС РФ представлена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика бюджета ФОМС РФ [19]
С 2014 года бюджет Федерального фонда ОМС увеличился на 796 733 185 рублей или на 89%. В 2018 году прирост бюджета замедлился и составил 1,5% от бюджета 2017 года.
В январе-июне 2018 г. в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» осуществлялась работа, направленная на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в условиях бюджетных ограничений.
В 2018 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется через установление в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отдельных целевых статей, что позволит обеспечить более высокий уровень контроля за их целевым использованием.
3.2. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России
На данном этапе развития существуют такие трудности в функционировании системы обязательного медицинского страхования:
- Сокращение бюджетного финансирования.
- Существующий тариф не обеспечивает покрытие медпомощи даже работающим гражданам.
- Отчисления на неработающих граждан переводятся из госбюджета.
- Происходит сокращение финансирования, от чего больше всего страдает скорая помощь.
- Финансирование неработающего населения происходит за счет средств противотуберкулезной, психиатрической и наркологической служб.
- Существует реальная угроза разрыва между лечением и профилактикой.
- Нет единой модели страхования.
- Отсутствие достоверной информации относительно поступлений и расходования средств на медицинское страхование в России.
- Наличие задолженности по уплате взносов.
- Случаи коррупции в ФОМС [14, c.43].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что россияне считают основными проблемами в системе обязательного медицинского страхования и возможностях их решения.
Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению населения, являются необходимость повышения качества медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний, участвующих в системе ОМС (9%) [18].
Работу системы ОМС может оценить подавляющее большинство опрошенных. О наличии личного опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 80% участников опроса. Никогда не приходилось обращаться в медучреждения по этому полису 16% респондентов, застрахованным по ОМС.
О своих правах как пациентов (в соответствии с ФЗ об ОМС) в той или иной степени знает большинство россиян (69%), в том числе хорошо осведомлены 15%, а 54% имеют только общее представление. Более четверти (29%) признались, что вовсе не осведомлены о реальном перечне прав и услуг, предоставляемых гражданам на основании обязательного медицинского страхования.
Порядка 40% респондентов сталкивались с врачебными ошибками, каждый пятый из этого числа, обращался за помощью в страховую компанию по факту постановки неверного диагноза или халатности, тогда как 31% в схожей ситуации этого не делал. 59% не сталкивались с подобными случаями [18].
В целом, действующий принцип распределения ответственности, при котором именно страховая компания отвечает за защиту прав пациентов, большая часть опрошенных (54%) оценивает как правильный. Только 16% считают, что ответственность должно брать на себя федеральное Министерство здравоохранения и 9% – региональное. На самих пациентов эту обязанность возлагают еще меньше – лишь 6%.
Масштабная реформа системы здравоохранения в России стартовала в 2016 году. По планам Минздрава РФ, к 2018 году по всей стране должно быть сокращено 122 поликлиники, 294 больницы и 254 других медицинских учреждения. Ожидалось, что эти меры должны в первую очередь сэкономить бюджетные средства и остановить смертность среди населения [18].
В результате оптимизации больничной сети на сегодняшний день произошло сокращение больниц на 700 и увеличение числа амбулаторно-поликлинических организаций на 1400. Это привело к незначительному снижению числа больничных коек (5,4%). Произошло увеличение посещений в смену (4,7%) и посещений в смену. В обеспеченности населения учреждениями здравоохранения в России не происходило никаких системных сдвигов и серьезных изменений [19].
Но оптимизация медучреждений в РФ привела к росту смертности пациентов городских и муниципальных больниц на 2,6% в среднем по стране. Ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло. В рамках так называемой оптимизации социальной сферы число медицинских работников сократилось на 90 тыс. человек. Больше всего сокращение коснулось врачей клинических специальностей. Это привело к снижению доступности услуг и ухудшению их качества. Кроме того, как говорится в отчете ведомства, более 11 тыс. поселков находятся как минимум в 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач. «Скорая помощь» в ряде случаев едет к пациенту больше 60 минут.
Одной из самых насущных проблем в системе обязательного медицинского страхования является проблема коррупции.
Так, например, в августе 2009 года на скамье подсудимых оказалось 11 человек, в том числе практически вся верхушка крупного федерального ведомства: директор ФФОМС Андрей Таранов, его заместители Юрий Яковлев, Наталья Климова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, а также начальник финансово-экономического управления фонда Нина Фролова и начальник контрольно-ревизионного управления Татьяна Маркова. Следствие шло два года – материалы дела занимают 150 томов, к ним прилагается 400 кассет и дисков с аудио- и видеозаписями, предоставленных следствию сотрудниками ФСБ. По данным следствия, в 2016-2017 годах руководство фонда получило в виде взяток с фармацевтических компаний и региональных фондов медицинского страхования 27 млн. рублей [19].
В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» планируется в 2019-2020 гг.:
- завершить переход на страховые принципы оплаты медицинских услуг;
- включить в базовую программу обязательного медицинского страхования перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не входящих в настоящее время в базовую программу ОМС в соответствии с 56 программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации;
- конкретизировать состав программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на основе ее сбалансированности, включая формы, виды, условия оказания медицинской помощи, а также оптимизировать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечень медицинских изделий, гарантированных программой;
- оптимизировать численность и структуру медицинского персонала (с учетом показателей стран ОЭСР) при сохранении доступности и качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, учитывая значительный удельный вес расходов на заработную плату в общем объеме расходов на здравоохранение;
- совершенствовать систему лекарственного обеспечения граждан;
- включить в государственную программу «Развитие здравоохранения» все расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов, за исключением расходов закрытой части бюджета [17].
В целях дальнейшего повышения эффективности расходов бюджетных средств федерального бюджета и средств ОМС в сфере здравоохранения будет продолжена реализация мер по снижению неэффективных затрат на администрирование и закупки лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования, по совершенствованию управления государственным (муниципальным) имуществом и сетью учреждений, а также механизма оказания государственных (муниципальных) услуг на конкурентной основе.
Получит развитие внедрение механизмов передачи части имущества медицинских организаций в долгосрочную аренду (концессию) частным управляющим компаниям в рамках механизма государственно-частного партнерства.
В сфере лекарственного обеспечения предлагается:
- повысить эффективность расходов на лекарственное обеспечение и исключить дублирование льгот;
- создать систему установления референтных цен на все лекарственные препараты, закупаемые за счет бюджетных средств и средств системы ОМС;
- внедрить механизмы оценки технологий в здравоохранении при пересмотре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и при формировании референтных цен;
- гармонизировать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов со стандартами медицинской помощи.