Файл: Понятие и система обязательного медицинского страхования (Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1036

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

1.1. Сущность и роль обязательного медицинского страхования

1.2. История появления и развития обязательного медицинского страхования в России

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ, А ТАКЖЕ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЕГО РАЗВИТИЯ

2.1. Государственное и правовое регулирование обязательного медицинского страхования в России

2.2. Зарубежный опыт развития обязательного медицинского страхования

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1. Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России

3.2. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

библиография

3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1. Анализ современного состояния обязательного медицинского страхования в России

Сегодня обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов и участников обязательного медицинского страхования Законом определены: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды, страховые медицинские организация, медицинские организации.

Сегодняшние условия обязательного медицинского страхования в России представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сегодняшние условия обязательного медицинского страхования в России [22]

Оказание помощи и ее оплата

Предоставляется на всей территории России. Правила предусматривают характер помощи, способы ее оказания, список медицинских учреждений (которые оказывают такую услугу), тарифы

Лица, которые застраховались

Обязаны платить взносы и штрафы

Отношения между застрахованным и страховщиком

Закрепляются документом сроком на 1 год

Продолжение таблицы 1

Территориальный Фонд

Оказывает финансирование на основе договора и не имеет права отказать кому-либо в страховании

Медицинскую помощь

Может оказывать учреждение любого типа, имеющее лицензию. За отказ или не предоставление помощи в указанные сроки, оно обязано выплатить штраф страховой организации

Страховой полис

Должен быть выдан всем застрахованным личностям

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, из них 2 созданы в Крымском федеральном округе.


По данным реестра субъектов страхового дела ЦБ РФ по состоянию на 01.01.2018 на рынке ОМС деятельность осуществляют 57 страховых медицинских организаций (СМО) – рис. 1. В 2017 году количество компаний составляло 54, в 2016 – 56.

Количество СМО на рынке ОМС РФ находится на стабильном уровне, фактически нельзя говорить о росте или спаде.


Рис. 1. Динамика СМО в России [19]

Однако, важно заметить, что действительного количества СМО достаточно для обеспечения качественного обслуживания застрахованных лиц даже с учетом возможного роста. Другими словами, нет существенной необходимости в изменении конъюнктуры рынка.

Ключевыми игроками на рынке ОМС в РФ являются три СМО: ЗАО МАСК «МАКС-М», СМК ОАО «РОСНО-МС», ОАО «СК СОГАЗ-Мед».

Норма расходов на ведение дела (далее РВД) устанавливается Законом субъекта РФ «О Бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее ТФОМС)» индивидуально для каждого ТФОМС в коридоре значений 1%-2% (норма установлена Федеральным Законом) [19].

В связи с этим, для вычисления динамики РВД СМО по РФ был проведен анализ нормативных актов, регулирующих размер РВД СМО в регионах РФ за период 2014-2018 гг.

Средний размер РВД был вычислен как средняя взвешенная величина от общих расходов ТФОМС и установленной ставке в регионах РВД за каждый отдельный период. В исследовании были использованы данные 86 ТФОМС.

В результате анализа было установлено, что РВД стабильно снижается в указанном периоде. Так средний РВД по России в 2016 снизился на 0,36 п.п. по сравнению с 2014 годом.

Динамика среднего РВД на рынке ОМС в РФ приведена на графике ниже на рис.2.


Рис. 2. Динамика среднего РВД на рынке ОМС в РФ [19]

Снижение средней ставки РВД свидетельствует об интенсификации использования ресурсов ТФОМС и СМО и является показателем улучшения эффективности системы ОМС в РФ. В дальнейшем высоко вероятно снижение средней ставки РВД до 1%, что является минимальным размером ставки, утвержденным Федеральным Законом.

Динамика бюджета ФОМС РФ представлена на рис. 3.


Рис. 3. Динамика бюджета ФОМС РФ [19]

С 2014 года бюджет Федерального фонда ОМС увеличился на 796 733 185 рублей или на 89%. В 2018 году прирост бюджета замедлился и составил 1,5% от бюджета 2017 года.

В январе-июне 2018 г. в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» осуществлялась работа, направленная на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в условиях бюджетных ограничений.


В 2018 году финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется через установление в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования отдельных целевых статей, что позволит обеспечить более высокий уровень контроля за их целевым использованием.

3.2. Проблемы и перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

На данном этапе развития существуют такие трудности в функционировании системы обязательного медицинского страхования:

  1. Сокращение бюджетного финансирования.
  2. Существующий тариф не обеспечивает покрытие медпомощи даже работающим гражданам.
  3. Отчисления на неработающих граждан переводятся из госбюджета.
  4. Происходит сокращение финансирования, от чего больше всего страдает скорая помощь.
  5. Финансирование неработающего населения происходит за счет средств противотуберкулезной, психиатрической и наркологической служб.
  6. Существует реальная угроза разрыва между лечением и профилактикой.
  7. Нет единой модели страхования.
  8. Отсутствие достоверной информации относительно поступлений и расходования средств на медицинское страхование в России.
  9. Наличие задолженности по уплате взносов.
  10. Случаи коррупции в ФОМС [14, c.43].

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, что россияне считают основными проблемами в системе обязательного медицинского страхования и возможностях их решения.

Наиболее актуальными проблемами российского здравоохранения, по мнению населения, являются необходимость повышения качества медицинских услуг (50%) и недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (49%). Реже всего участники опроса жалуются на неэффективную работу страховых компаний,  участвующих в системе ОМС (9%) [18].

Работу системы ОМС может оценить подавляющее большинство опрошенных. О наличии личного опыта пользования полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) сообщили 80% участников опроса. Никогда не приходилось обращаться в медучреждения по этому полису 16% респондентов, застрахованным по ОМС.

О своих правах как пациентов (в соответствии с ФЗ об ОМС) в той или иной степени знает большинство россиян (69%), в том числе хорошо осведомлены 15%, а 54% имеют только общее представление. Более четверти (29%) признались, что вовсе не осведомлены о реальном перечне прав и услуг, предоставляемых гражданам на основании обязательного медицинского страхования.


Порядка 40% респондентов сталкивались с врачебными ошибками, каждый пятый из этого числа, обращался за помощью в страховую компанию по факту постановки неверного диагноза или халатности, тогда как 31% в схожей ситуации этого не делал. 59% не сталкивались с подобными случаями [18].

В целом, действующий принцип распределения ответственности, при котором именно страховая компания отвечает за защиту прав пациентов, большая часть опрошенных (54%) оценивает как правильный. Только 16% считают, что ответственность должно брать на себя федеральное Министерство здравоохранения и 9% – региональное. На самих пациентов эту обязанность возлагают еще меньше – лишь 6%.

Масштабная реформа системы здравоохранения в России стартовала в 2016 году. По планам Минздрава РФ, к 2018 году по всей стране должно быть сокращено 122 поликлиники, 294 больницы и 254 других медицинских учреждения. Ожидалось, что эти меры должны в первую очередь сэкономить бюджетные средства и остановить смертность среди населения [18].

В результате оптимизации больничной сети на сегодняшний день произошло сокращение больниц на 700 и увеличение числа амбулаторно-поликлинических организаций на 1400. Это привело к незначительному снижению числа больничных коек (5,4%). Произошло увеличение посещений в смену (4,7%) и посещений в смену. В обеспеченности населения учреждениями здравоохранения в России не происходило никаких системных сдвигов и серьезных изменений [19].

Но оптимизация медучреждений в РФ привела к росту смертности пациентов городских и муниципальных больниц на 2,6% в среднем по стране. Ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло. В рамках так называемой оптимизации социальной сферы число медицинских работников сократилось на 90 тыс. человек. Больше всего сокращение коснулось врачей клинических специальностей. Это привело к снижению доступности услуг и ухудшению их качества. Кроме того, как говорится в отчете ведомства, более 11 тыс. поселков находятся как минимум в 20 км от ближайшей медицинской организации, где есть врач. «Скорая помощь» в ряде случаев едет к пациенту больше 60 минут.

Одной из самых насущных проблем в системе обязательного медицинского страхования является проблема коррупции.

Так, например, в августе 2009 года на скамье подсудимых оказалось 11 человек, в том числе практически вся верхушка крупного федерального ведомства: директор ФФОМС Андрей Таранов, его заместители Юрий Яковлев, Наталья Климова, Дмитрий Усенко и Дмитрий Шиляев, а также начальник финансово-экономического управления фонда Нина Фролова и начальник контрольно-ревизионного управления Татьяна Маркова. Следствие шло два года – материалы дела занимают 150 томов, к ним прилагается 400 кассет и дисков с аудио- и видеозаписями, предоставленных следствию сотрудниками ФСБ. По данным следствия, в 2016-2017 годах руководство фонда получило в виде взяток с фармацевтических компаний и региональных фондов медицинского страхования 27 млн. рублей [19].


В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения» планируется в 2019-2020 гг.:

  • завершить переход на страховые принципы оплаты медицинских услуг;
  • включить в базовую программу обязательного медицинского страхования перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не входящих в настоящее время в базовую программу ОМС в соответствии с 56 программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации;
  • конкретизировать состав программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации на основе ее сбалансированности, включая формы, виды, условия оказания медицинской помощи, а также оптимизировать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, перечень медицинских изделий, гарантированных программой;
  • оптимизировать численность и структуру медицинского персонала (с учетом показателей стран ОЭСР) при сохранении доступности и качества медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, учитывая значительный удельный вес расходов на заработную плату в общем объеме расходов на здравоохранение;
  • совершенствовать систему лекарственного обеспечения граждан;
  • включить в государственную программу «Развитие здравоохранения» все расходы федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» классификации расходов бюджетов, за исключением расходов закрытой части бюджета [17].

В целях дальнейшего повышения эффективности расходов бюджетных средств федерального бюджета и средств ОМС в сфере здравоохранения будет продолжена реализация мер по снижению неэффективных затрат на администрирование и закупки лекарственных средств, медицинских изделий и медицинского оборудования, по совершенствованию управления государственным (муниципальным) имуществом и сетью учреждений, а также механизма оказания государственных (муниципальных) услуг на конкурентной основе.

Получит развитие внедрение механизмов передачи части имущества медицинских организаций в долгосрочную аренду (концессию) частным управляющим компаниям в рамках механизма государственно-частного партнерства.

В сфере лекарственного обеспечения предлагается:

  • повысить эффективность расходов на лекарственное обеспечение и исключить дублирование льгот;
  • создать систему установления референтных цен на все лекарственные препараты, закупаемые за счет бюджетных средств и средств системы ОМС;
  • внедрить механизмы оценки технологий в здравоохранении при пересмотре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и при формировании референтных цен;
  • гармонизировать перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов со стандартами медицинской помощи.