Файл: Анализ структуры и величины заемных источников финансирования коммерческого банка..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- слабое развитие современных банковских технологий;

- несовершенство проводимых операций, в том числе недостаточный уровень обслуживания клиентов.

Каждая из этих проблем влияет на источники, посредством которых формируется ресурсная база коммерческого банка.

В настоящее время в условиях отсутствия на рынке ликвидных и доходных финансовых инструментов, сужения рынка межбанковских кредитов особую важность приобретает вопрос формирования банковских пассивов, оптимизации их структуры и в связи с этим разработки стратегии управления собственными и привлеченными средствами, которые образуют кредитные ресурсы коммерческого банка [28].

К основным особенностям структуры кредитных ресурсов российских банков на данном этапе развития банковской системы можно отнести небольшую величину собственного капитала, его низкий удельный вес в активах, преобладание краткосрочных пассивов, ограничивающих возможности долгосрочных вложений. Кроме того, следует отметить низкую долю депозитов в пассивах и высокую - остатков по счетам предприятий и организаций, несовпадение структуры пассивов и активов, а также остроту проблемы ликвидности активов.

При формировании ресурсной базы необходимо выработать долгосрочные цели, определять способы их достижения, то есть разрабатывать стратегию и тактику обеспечения банка новыми ресурсами, что позволит увеличить ресурсную базу и избежать, возникающие в этом процессе, проблемы. Новые цели ставят задачу выработки новой стратегии, а тактика определяет методы и приемы для решения наилучшим образом конкретной ситуации. Основной стратегической целью деятельности банка в области обеспечения ресурсами является наращивание ресурсной базы.

Для эффективного планирования формирования банковских ресурсов необходимо определить цели и задачи и выбрать метод управления банковскими ресурсами.

Интенсивное развитие, где происходит привлечение дополнительных ресурсов для расширения сферы влияния на рынке, включает три основные разновидности: глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка и совершенствование продукта (услуг) [20, с. 127].

В зависимости от условий внешней и внутренней среды получат развитие следующие стратегические подходы:

1.Стратегия проникновения на рынок основана на том, что банк осваивает уже сложившийся рынок и предлагает на нем тот же продукт (услугу), что и конкурент. Подобная стратегия характерна для нашей страны в силу стремительного роста количества вновь образуемых коммерческих банков в первые годы развития банковской системы России, стремлением вновь создаваемых банков проникать на уже занятые рынки, а также в связи с постепенным освоением этими банками новых видов операций, которые уже достаточно широко используются другими банками. Такая стратегия имеет место в условиях роста или ненасыщенного целевого рынка такими услугами. Однако в данном случае следует быть готовым к усилению конкуренции на рынке.


2.Стратегия развития рынка означает, что банк стремится расширить рынок сбыта оказываемых услуг, но не за счет проникновения на уже существующие рынки, а благодаря осуществлению поиска и созданию новых рынков и сегментов.

.Стратегия разработки новых услуг осуществляется путем создания принципиально новых, но чаще - модификацией уже имеющихся услуг и реализацией их на имеющихся рынках. Данная стратегия используется в условиях господства неценовой конкуренции.

.Стратегия диверсификации предполагает стремление банков к выходу на новые для них рынки. Для этого банки вводят в свой ассортимент новые виды услуг. Именно эта стратегия привела к универсализации банковской деятельности.

.Интеграционная стратегия предполагает создание совместно с другими субъектами рынка новых финансовых услуг либо модернизацию существующих. В рамках данной стратегии может проводиться создание синдикатов банка для осуществления конкретной программы или кредитования крупного проекта. Данная стратегия может привести к объединению в различных формах банковских учреждений, тем самым увеличение ресурсной базы [19, c.76].

В целях устойчивого привлечения ресурсов банку важно разработать стратегию депозитной политики, определяемую тактическими и стратегическими задачами, закрепленными в уставе, включая получение максимальной прибыли и необходимость сохранения банковской ликвидности. Учитывая существующие приоритеты, целесообразно разработать положение о депозитных операциях с указанием основных видов вкладов, которые необходимо привлекать, их условий (уровень процентной ставки, категория вкладчиков, сроки вкладов), порядка привлечения вкладов, официальные формы депозитных договоров. При этом необходима разработка разных видов договоров, предусматривающих простое и сложное начисление процентов, начисление процентов на средний остаток по счету, депозит до востребования с минимальной суммой остатка и т.д.

В целом в структуре ресурсной базы коммерческих банков остаётся много проблем. К ним, прежде всего, относятся узость ресурсной базы и преобладание коротких пассивов. Региональные банки имеют ограниченный доступ к ресурсам межбанковского кредитования (МБК). Неразвитость рынка МБК и отсутствие эффективно действующей системы рефинансирования коммерческих банков сдерживают кредитование секторов экономики и населения.

На основе исследования особенностей такого вида ресурсов как межбанковские кредиты, а также условий обращения денежных средств на рынке данных ресурсов и их влияния на ресурсную базу, можно рекомендовать банкам избегать высокого удельного веса межбанковских кредитов в общем объеме мобилизованных средств, так как это ведет к удорожанию кредитных ресурсов в целом, поскольку кредиты других банков являются самым дорогим инструментом пополнения ресурсной базы. Доля этого источника пополнения ресурсной базы не должна превышать 1/3 от всего объема ресурсов. Однако в условиях, когда привлечение депозитов затруднено, банки вынуждены обращаться к межбанковским кредитам для пополнения своих ресурсов


Исходя из анализа динамики основных показателей ресурсной базы ОАО "Сбербанка", можно сделать вывод о том, что отделение имеет эффективную депозитную политику. Вместе с тем, развитие конкуренции на банковском рынке требует ее постоянного совершенствования.

Основными направлениями формирования ресурсной базы ОАО "Сбербанк" можно назвать:

- обеспечение потребностей массовой клиентуры в сбережении, накоплении и заимствовании средств, проведении расчетов, ведении бизнеса; - предоставление стандартного набора конкурентоспособных продуктов и услуг, предназначенных для различных региональных и социальных групп клиентов;

- дальнейшее развитие системы индивидуального обслуживания клиентов, включающей полный спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.

В сфере привлечения ресурсов банк должен определить для себя следующие главные задачи:

- сохранение лидирующего положения на рынке привлечения сбережений граждан, стимулирование сберегательной и инвестиционной активности населения путем предоставления вкладчикам Банка возможности выбора эффективных форм сбережений, соответствующих клиентским требованиям к ликвидности, доходности и надежности, обеспечивающих прирост и накопление вложенных средств. Сохранение приоритетных ценовых условий по вкладам для наименее социально защищенных групп населения;

- удлинение сроков привлечения средств, снижение общей стоимости ресурсов, оптимизацию структуры привлечения ресурсов по параметрам "цена - срок - риск переоценки или досрочного отзыва.

Банку необходимо проводить мониторинг региональных рынков вкладов и услуг, уровня востребованности определенных условий по вкладам, которые будут учитывать потребности всех социальных и возрастных групп граждан - работающих и пенсионеров, молодежи и людей среднего возраста - и будут рассчитаны как на малообеспеченные слои населения, так и на людей со средним и высоким уровнем дохода.

Необходимо создать возможность выдачи и учета всеми филиалами векселей и депозитных сертификатов, других ценных бумаг, совершенствовать процедуру учета собственных векселей.

Успех проведения депозитной политики зависит от постоянного анализа средств, находящихся на депозитных счетах и постоянной работы с клиентами. Клиента нужно заинтересовать в хранении его ресурсов на депозитных счетах. Причем этот интерес заключается не только в проценте, получаемом по вкладам, но и в отличном обслуживании. Следовательно, в банковскую практику необходимо внедрять новые расчетные услуги для клиентов, которые бы позволяли ему оценить свою экономическую выгоду.


Итак, ОАО "Сбербанку" необходимо и в дальнейшем постоянно проводить систематические маркетинговые исследования с целью выявления недостатков в условиях усиливающейся конкуренции, анализ ресурсной базы, постоянно ее усовершенствовать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная роль в формировании пассивов банка отводится привлеченным средствам, которые формируются за счет различных остатков на депозитах счетах и во вкладах, на расчетных и текущих счетах. Также к привлеченным средствам относятся выпущенные кредитной операцией долговые обязательства (векселя, депозитные и сберегательные сертификаты).

Объектом настоящего исследования выступает ПАО Сбербанк России .

По результатам анализа финансовых показателей можно сказать что, одним из главных показателей является прибыль, которая до налогообложения увеличилась и составила на отчетную дату 01.01.2018 год 34 574 438 тыс. рублей, темп роста составил 120 %. В результате анализа видно, что произошел рост актива, который составил 2 736 675 390 тыс. рублей, а темп роста 135%. Пассив также вырос и составил 2 736 675 390 тыс. рублей, темп роста составил 145%.

Основным источником ресурсов коммерческих банков являются привлеченные средства, составляющие около 80% от общего объема банковских ресурсов. На долю собственных средств банков приходится 20%, что в целом отвечает структуре, сложившейся в мировой банковской практике. В составе собственных средств банка половина приходится на фонды, в которых доля уставного фонда занимает более 2%. Вторая половина собственных средств - прибыль текущего года.

Депозиты физических лиц на протяжении 2016 – 2018 г. растут. Также наблюдается рост показателя чистой процентной маржи, это позволяет говорить о повышении показателя прибыльности банка. Коэффициент средней стоимости привлекаемых ресурсов ПАО «Сбербанк России» в 2016 -2018 году не менялся. А вот в 2017 году незначительно повысился, следовательно, увеличилась стоимость привлекаемых ресурсов.

Перед коммерческим банком стоит важная задача - выбрать такой порядок формирования собственного капитала, который при минимуме затрат на оборудование и функционирование обеспечивал бы выплату достаточных дивидендов акционерам, создавая тем самым условия для дальнейшего развития коммерческого банка.

Если придерживаться некоторым задачам, таким как повышение привлекательности вкладов, применение новых технологий, повышение качества обслуживания, укрепление имиджа банка, грамотная рекламная политика, то вполне вероятно, что данный банк сможет достигнуть гораздо больших результатов в своей деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. -ст. 445
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 28.12. 2018// Правовая система Гарант, 2018.
  3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 23.07.2018 №251-ФЗ) [электронный ресурс] // Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана.- Дата обращения: 07.01.2018 г.
  4. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 30.09.2018 №266-ФЗ) [электронный ресурс] // Консультант Плюс» / URL: http://www.consultant.ru, свободный. – Загл. с экрана.- Дата обращения 07.12.2018г.
  5. Положение Банка России «О порядке ведения бухгалтерского учета операций, связанных с выпуском и погашением кредитными организациями сберегательных и депозитных сертификатов» от 30.12.99 N 103-П в ред. Указаний Банка России от 20.12.03 №867-У// Вестник Банка России. – 2004. – №70.
  6. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник / Л. Е. Басовский. - М.:Лира, 2012. – 500 С.
  7. Братко, А.Г. Банковское право России/ А.Г. Братко. – М.: Юридическая литература, 2013.- 564 С.
  8. Братко, А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. - М.: Спарк 2014. – 400 С.
  9. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: учебник / под ред. В.В. Ковалева. СПб.:Питер, 2013. - 497 С.
  10. Гаврилова, А. Н. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / А. Н. Гаврилова, А. А. Попов. - М.: Лира, 2016. - 491 С.
  11. Геращенко, И.П. Формирование целевой структуры капитала в предпринимательской деятельности / И.П.Геращенко // Финансы и кредит. – 2011. – 318 С.
  12. Грачев, А.В. Рост собственного капитала, финансовый рычаг и платежеспособность предприятия // Финансовый менеджмент,2013 – 271 С.
  13. Ермаков, С.Л. Основы организации деятельности коммерческого банка / С.Л. Ермакова, Ю.Н. Юденко. – М.: КНОРУС, 2017 – 268 С.
  14. Ермаков, С. Л. Рынок потребительского кредитования в России: современные тенденции развития / С.Л. Ермаков, Ю.А. Малинкина //Финансы и кредит. — 2012. – 315 С.
  15. Ершов, Ю.С. Финансовые ресурсы: межрегиональные течения и "подводные камни" / Ю.С,Ершов, Л.В. Мельникова // ЭКО. – 2012 С.
  16. Ефимова, Л.Г. Банковское право / Ефимова Л.Г. - М.: Статут, 2013. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. - 404 С.
  17. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А. Н. Жилкина. - М.:Приора, 2017. - 331 С.
  18. Жуков, Е.Ф. Банки и банковские операции: учебник / под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, 2016. - 423 С.
  19. Зубарева, Л.В. Анализ влияния инвестиционной политики на формирование структуры капитала /Л.В.Зубарева// Финансы и кредит, 2013. – 425 C.
  20. Каратуев, А. Г. Финансовый менеджмент: учеб.-справ. пособие / А.Г.Каратуев. – М.:Лира, 2018.- 490 С.
  21. Лобанов, Е.Н. Управление финансами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 14 / Е.Н. Лобанов, М.А. Лимитовский. – М.:Лира, 2014. - 303 С.
  22. Лаврушин, О.И. Банковское дело, О.И, Лаврушин. – М.: Финансы и статистика 2016. – 237 С.
  23. Насырова,А. П. Депозитная политика коммерческого банка /А.П.Насырова // Молодой ученый. - 2014. - 508-511 С.
  24. Ольшаный, А.И. Банковское кредитование / А.И. Ольшаный. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 654 С.
  25. Орлова, Н.В. Потребительский кредит: актуальные вопросы, образцы документов / Н.В. Орлова. – М.: Райт, 2012. – 177 С.
  26. Пенюгалова, А.В. Банковские риски: сущность и основные подходы к определению/ А.В. Пенюгалова, Е.А. Старосельская // Финансы и кредит. 2013. - 536 С.
  27. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. – М.: ЮНИТА – ДАНА, 2016. – 459 С.
  28. Потребительские кредиты - аналитика и публикации [Электронный ресурс] - URL: http://www.kreditovik.ru/info.php?id=303 свободный .- Загл. с экрана (дата обращения 08.01.2018).