Файл: Анализ структуры и величины заемных источников финансирования коммерческого банка..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рыночной экономике в качестве наиболее известной формы по привлечению на долгосрочный период заемных средств - выступает облигационный заем, который выпускается на срок, который не может быть меньше чем один год, а также - эмиссию долевой ценной бумаги. В практической деятельности финансового менеджмента в рыночных условиях также существуют и другие приемы по финансированию деятельности организации, которые могут применяться в качестве самостоятельных или в комбинаций с эмиссией основных ценных бумаг. К ним следует отнести опцион, залоговые операции, лизинг, фрэнчайзинг [27, с. 193-194].

Так же крупные и средние банки рассматривают такой вид финансирования, как IPO (публичное размещение акций). Участники рынка могут привлечь значительные средства через данный инструмент финансирования. IPO имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка, повысить значения коэффициентов достаточности капитала.

Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к инструменту IPO смогут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Несмотря на избыток ликвидности на фондовом рынке следует понимать, что стоимость банка в силу специфики активов оценить зачастую сложнее, чем стоимость нефтяной компании.

Разумеется IPO, это не единственная форма привлечения финансирования. Хорошей альтернативой размещению акционерного капитала может стать привлечение синдицированного кредитования и облигационных займов. Эти формы долгового финансирования активно использовались российскими банками в последние 5-10 лет. Облигационные займы и синдицированные кредиты являются более дешевым средством привлечения ресурсов, чем размещение акций. При выпуске облигаций банку необходимо предоставить инвесторам конкретную информацию о направлении вложений полученных средств. В российской практике облигационные средства привлекались на развитие факторинговой деятельности, ипотечное кредитование, потребительское кредитование, на финансирование программ агропромышленному комплексу и т.п.

Синдицированное кредитование, которое уже давно используется российскими банками. Еще в 1995 году Мосбизнесбанк первым среди российских кредитных институтов получил синдицированный кредит на 20 млн долл. от консорциума международных банков, возглавляемых Union Bank of Switzerland (UBS), по ставке LIBOR+5,5%. В настоящее время объемы заимствований российских банков у своих зарубежных коллег значительно выросли, а цена заимствований существенно снизилась.


По некоторым параметрам синдицированные кредиты предпочтительнее облигационных займов. Эффективная процентная ставка по кредитам ниже, чем доходность облигаций. Кроме того, раскрытие информации о заемщике происходит в том объеме, в каком это было согласовано между банками-кредиторами и банком-заемщиком. Выпуск долговых ценных бумаг предполагает более полное раскрытие информации об эмитенте. Привлечение синдицированного кредита требует предоставления существенно меньшего количества документов [13, с.103].

Следующим способом, который используют российские банки, является кредит Банка России, правда используется такой вид не очень охотно. Основным сдерживающим фактором служит достаточно высокая ставка привлечения денежных средств регулятора рынка. К рефинансированию Центрального банка, баки прибегают лишь в исключительных случаях недостатка ликвидности. В связи с этим основным спросом пользуются внутридневные кредиты, а также операции РЕПО ( на 1 день). Перед ролью Центрального Банка не стоит задача составлять конкуренцию другим источникам финансирования и тем самым искажать рыночные стимулы.  В задачи Банка России также не входят функции т.н. "банков развития", предоставляющих целевое финансирование банкам на кредитование тех или иных проектов (малый бизнес, агропромышленный комплекс и т.п.). В связи с этим критика Центрального Банка в завышении процентных ставок представляется не вполне обоснованной.

Еще одним источником является Межбанковское кредитование, которое носит как правило краткосрочный характер. Межбанковский кредитный рынок является крупным сегментом финансового рынка. Здесь происходит купля-продажа кредитных ресурсов в виде межбанковских кредитов и межбанковских депозитов. Перераспределение ресурсов между кредитными организациями и есть основная характеристика МБК. Так за 2017 год сумма 200 выданных межбанковских кредитов составила 8,7 трл. рублей.

Для коммерческих банков вклады – главный вид ресурсов. Причем от характера вкладов зависят виды кредитных операций и соответственно размеры доходов банка. Депозиты представляют собой определенную сумму денежных средств, помещенную на хранение в кредитную организацию от имени частного или юридического лица, которому за пользование этими суммами начисляют определенный процент. Средства, привлеченные банком от своей клиентуры, зачисляются на текущие, депозитные, сберегательные счета. Остатки средств на таких счетах суммируются и представляются в балансе единым показателем – средства клиентов [22, с. 237].


Выбор того или иного источника финансирования зависит прежде всего от целей привлечения средств. Банк должен следить за соблюдением баланса между привлеченными и размещенными денежными средствами по срочности и стоимости привлечения. Также многое зависит от уровня развития банка и его стратегии. В частности, если банк планирует расширение масштабов деятельности (например, экспансию в регионы страны), то банк может привлечь акционерный капитал. 

В то же время средства облигационных займов можно направлять на кредитование и т.п.. К сожалению, пока не все банки четко осознали, что перед тем как привлекать средства необходимо иметь четкое представление о том, куда они будут направлены. Банку будет проще найти общий язык с потенциальными акционерами (заемщиками) в том случае, если он предоставляет информацию об объектах вложения привлеченных ресурсов.

Другим важным фактором является размер банка. Банки, не входящие в топ-50 российских банков и не занимающие при этом лидирующих позиций в каком-либо определенном сегменте рынка (будь то потребительское кредитование, либо факторинговые операции или системы денежных переводов) сильно ограничены в инструментах привлечения средств. Для них практически закрыта дорога на IPO и облигационные займы обойдутся слишком дорого. Не стоит забывать и тот факт, что привлечением ресурсов в объемах менее 50 млн долл. (через облигационный заем, либо IPO) практически не предоставляет интереса ни для зарубежных, ни (даже) для российских организаторов. Да и у потенциальных инвесторов/кредиторов интереса к подобным кредитам (или пакетам акций) может не возникнуть. Как правило, в настоящее время банки привлекают через данные механизмы суммы от 100 млн долл. и выше. Поэтому для подобных банков не остается выбора относительно источников привлечения средств: депозиты физических и юридических лиц, средства собственников банка, выпуск векселей, кредиты Банка России и рынок межбанковского кредитования.

Таким образом, финансовые ресурсы выступают в качестве важнейшей экономической категории.

Современные экономические условия требуют четкого и полного определения финансовых ресурсов, универсальных для любой экономической системы. Вся совокупность финансовых ресурсов организации (как внутренних, так и внешних) исходя от временного промежутка в течении которого они находятся в собственности коммерческого банка, может быть разделена на краткосрочные (менее чем один год) и долгосрочные (более чем один год). Это деление является достаточно условным, а масштабы временного интервала находятся в зависимости от финансового законодательства страны, правил по ведению финансовой отчетности.


2.АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)

2.1 Характеристика коммерческого банка

Полное наименование организации – Публичное акционерное общество «Сбербанк России».

ПАО «Сбербанк России» - крупнейший банк в России и СНГ, имеющий самую широкую сеть подразделений, предлагающую весь спектр инвестиционно-банковских услуг. В качестве учредителя и основного акционера Сбербанка вступает Центральный банк РФ, который владеет 50 % уставного капитала плюс одной голосующей акцией; более 40 % акций принадлежит зарубежным компаниям, более подробную структуру сбербанка можно рассмотреть в Приложении 1.

Около половины российского рынка частных вкладов, а также каждый третий корпоративный и розничный кредиты в России приходятся на Сбербанк.

Сбербанк России выступает в качестве юридического лица и совместно со своими филиалами (территориальный банк и отделения), а так же их внутренними структурными подразделениями образует единую систему Сбербанка России.

Основные направления банковской деятельности ПАО «Сбербанк»:

- корпоративный бизнес: обслуживание расчетного и текущего счета, открытие депозитов, предоставление разнообразного финансирования, выдача гарантий, обслуживание экспортно-импортной операции клиентов, услуги инкассации, кассовые услуги, конверсионные услуги, услуги по переводу средств населением в пользу юридических лиц, операции с векселями и др.;

- розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам – физическому лицу по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанию банковских карт, операциям с драгоценными металлами, сберегательными сертификатами и векселями, купле-продаже иностранной валюты, платежам, денежным переводам, в том числе без открытия банковских счетов, хранению ценностей и др.;

- операции на финансовых рынках: с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, иностранной валютой; размещение и привлечение средств на межбанковском рынке и рынках капитала и др.


В рамках перечисленных направлений деятельности Сбербанк предлагает клиентам широкий спектр банковских продуктов и услуг.

Нормативно–правовой базой, регламентирующей деятельность Сбербанка, являются:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая);

2. ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

3 ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке РФ»;

4. ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

5. ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

6. ФЗ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

В систему Сбербанка России входят региональные банки и учреждения более низкого уровня: филиалы и отделения.

Структура Сбербанка России определяется двумя основными моментами: Во-первых, структурой его управления, а также структурой функциональ­ных подразделений и служб. Главное назначение органов управления — обеспечить эффективное руководство коммерческой деятельностью банка на основе реализации операций, данная структура представлена в Приложении 2.

Складывающиеся внешние условия: усиление конкурентной борьбы на внутреннем и международном финансовом рынке, углубление неопределенности перспектив дальнейшего развития мировой экономики − формируют предпосылки для постановки перед Банком стратегической задачи по активному наращиванию темпов роста объема бизнеса и диверсификации направлений деятельности, представленного в таблице 2.1 [29].

Таблица 2.1- Основные показатели деятельности Сбербанк России ПАО за 2016 – 2018 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

01.01.2016 г.

01.01.2017 г.

01.01.2018 г.

Темп роста (снижение), %

2016/ 2014 гг.

2017 / 2016 гг.

2017/2014 гг.

1

2

3

4

5

6

7

Активы

1 472 036 739

2 029 498 877

2 736 675 390

137,87

134,84

185,91

Ссудная задолженность

1 326 723 860

1 780 132 794

2 326 629 346

134,18

130,7

175,36

Просроченная ссудная задолженность

90 270 348

150 658 157

220 649 653

166,9

146 ,40

244,43

Собственные средства

154 167 912

219 571 432

261 612 297

142,42

119,15

169,69

Обязательства всего, в том числе:

1 341 151 788

1 890 995 642

2 736 675 390

141,00

135,38

204,05

вклады физических лиц

982 659 358

1 338 778 438

1 524 505 464

136,24

113,87

155,14

Прибыль до налогообложения

47 357 692

28 791 794

34 574 438

60,8

120 ,08

73,00

Рентабельность активов (ROA), %

2,8

1,2

1,0

-

-

-

Рентабельность капитала (ROE), %

27,6

11,1

10,7

-

-

-