Файл: Оптимизация управления бизнес-процессом: основные методы и пути, оценка эффективности проведенных мероприятий (Бизнес-процесс закупок: технология процесса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 263
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПРОЦЕСС ЗАКУПОК: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА
1.1. Определение, типы и характеристики бизнес-процесса
1.2. Технология и этапы бизнес-процесса закупки
1.3. Автоматизация бизнес-процессов закупок в России и за рубежом
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФЕЯ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Мебельная Фея»
2.2 Автоматизация бизнес-процесса закупок предприятия ООО «Мебельная Фея»
2.3 Документация бизнес-процесса закупок предприятия ООО «Мебельная Фея»
Большинство современных организаций в той или иной форме пользуются электронным снабжением. По результатам ряд обзоров показал, что с начала 2000-х годов свыше 50% европейских компаний применяют автоматизированные системы в закупках. Такие системы позволяют: иметь доступ к поставщикам, расположенным в любой точке мира; автоматизировать закупки, применяя стандартные процедуры; снизить затраты (как правило, на 12 –15%).
Автоматизация закупок не обязательно улучшает физический материальный поток, но влияет на цепь поставок. У заказчиков появляется возможность покупать у множества поставщиков, географически удаленных друг от друга, у производителей или поставщиков начального уровня, у специализированных веб-ритейлеров. [1].
Некоторые европейские предприятия используют программное обеспечение, которое помогает им оперативно сопоставлять заказы, улучшить аудит и предоставить сотрудникам возможность более легко проверять и отслеживать заказы[9].
Система MBS Navision, внедряемая в Россию, удобна в использовании, содержит подсказки для сотрудников компании, какой этап следует за каким и какие действия требуются в тот или иной момент. Определяет участников процесса, границы процесса. Создает отчеты и другую необходимую документацию.
Российские программные разработчики не остались в стороне. Перечислим несколько из множества созданных ими программ, автоматизирующих бизнес-процессы закупок:
- Битрикс24. Бизнес процесс для отдела снабжения. Создает схему бизнес-процесса, объединяет пользователей в систему и содержит необходимую документацию.
- «ПитерСофт: Управление процессами». Бизнес-процесс "Закупка". Система объединяет участников процесса, ставит задачи, возникающие в процессе закупок, помогает согласовывать документы, показывает статус закупки каждой позиции.
Информационные технологии меняют форму взаимодействия предприятий с поставщиками и клиентами. Сегодня разные программные продукты помогают прогнозировать данные, отслеживать уровень запасов и определять тенденции продаж, быстро обслуживать заказы, осуществлять инвентаризации, а также улучшать обслуживание клиентов.
Сокращение цикла выполнения заказа, повышение уровня идеальных заказов, систематизация и автоматизация процессов – термины, хорошо знакомые современным менеджерам по логистике и управлению цепями поставок, также как и общие преимущества от внедрения той или иной технологии. Ключевой вопрос состоит в том, с чего начать конкретный проект, какая должна быть последовательность шагов, какие подводные камни могут встретиться на пути к осуществлению поставленной цели. Именно на эти практические вопросы и призвана дать ответ– путеводитель и помощник в построении эффективной системы обмена данными между системами товародвижения компании (ERP) и WMS складского оператора. Процедура строится на примере смены провайдера складских услуг крупной международной оптово-розничной сети по дистрибуции брендовой одежды, которая будет интересна и менеджерам компаний других сфер. Общая методология представлена на Рис.1.3.
Рис.1.3 - Процесс планирования закупок
Рассмотрим ситуации, при которых необходима работа по оптимизации системы обмена данными:
- Смена провайдера складских услуг и/или ERP;
- Желание оптимизировать текущие компоненты, например, внедрение и автоматизация складских дополнительных услуг (этикетировка – наклейка ценников, алармирование и т.п.).
Интеграция по средствам передачи EDI сообщений (Electronic Data/Document Interchange) представляет собой автоматизированный обмен стандартизированными файлами (текстовый, эксель и т.п.), с определенным для каждого процесса набором полей и единой интерпретацией в обеих программах. Главная задача менеджера проекта определить бизнес-требования к системам и составить грамотное задание IT-специалистам с последующими тест-сценариями и контролем функционала.
На первом этапе выделяются основные процессы складской переработки, связанные с физическим движением товара:
- Приемка товара на склад;
- Сборка заказов;
- Отгрузка заказов.
Далее необходимо выделить типы номенклатуры, которым соответствуют различные способы складской переработки, например:
- Штучный товар, адресное хранение в ячейках по SKU (далее «Сток»);
-Кросс Док для оптовых клиентов (далее «Кросс»);
- POS материалы (в т.ч. пакеты, оборудование и т.п.) (далее «ПОСМ»)/
Наконец, товары, не требующие отдельной системы хранения, однако находящиеся обособлено как физически, так и виртуально – для таких видов продукции эффективно использовать параметр «Статус» (альтернатива – использование виртуальных объектов их учета, что не является эффективным инструментом):
-Брак, уценка (отдельные зоны хранения);
- Блокируемый товар (по разным причинам, например, это массовый производственный брак, который хранится на полках, однако к отгрузке запрещен);
- Утерянный товар. В процессе работы склада появляется несоответствие физического наличия товаров и данных систем, эффективное решение - помещать такие единицы в статус «Потеряны Складом» до инвентаризации, при этом они не будут доступны к заказам на сборку, но в случае, если склад найдет позицию, она вернется в основной статус – «К Продаже».
Таким образом, для каждого процесса будет существовать три различных сценария по типам номенклатуры, - приемка товара на полки (единица обработки – SKU) отличается от приемки коробов с рекламной продукцией (единица обработки – короб), соответственно и системные требования будут отличаться. А также четыре состояния статуса товаров – «Брак (4)», «Блокировка (3)», «Потеряно складом (2)», «К Продаже (1)».
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ЗАКУПОК НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕБЕЛЬНАЯ ФЕЯ»
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Мебельная Фея»
ООО «Мебельная Фея» (торговая марка «Дарсо») - одна из крупнейших компаний по изготовлению и продаже мебели в г. Москва. Производство находится по адресу: Московская область, г. Дмитров, ул. Бирлово поле, д.18.
1994 год – год основания компании. Первая коллекция мебели для гостиной была произведена на территории арендованной площади одной из московских фабрик. В 1998 году был приобретён первый раскроечный станок. 2000 г. - 2001 г.- строительство и оснащение современной фабрики.
Основной вид производственной деятельности ООО «Мебельная Фея» - розничная торговля, реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. Основные функции предприятия это производство и реализация товаров потребителям.
Предприятие имеет свыше 200 работников.
Должностные обязанности руководителя ООО «Мебельная Фея»:
- Контроль полного цикла производства мебели с последующими продажами.
- Менеджмент предприятия,
- Своевременная модернизация производственных ресурсов.
Компания осуществляет доставку продукции по Москве и Московской области, также предоставляет услугу сборки мебели в этом регионе. Клиенты также могут забрать товар самовывозом.
В остальные регионы продукция доставляется посредством транспортных компаний.
Склад готовой продукции на ООО «Мебельная Фея» предназначен для хранения и отпуска продукции. Производство продукции происходит строго по плану-графику, который составляется на каждый месяц начальником цеха.
Ответственным лицом на складе в ООО «Мебельная Фея» является заведующий складом. Он организует прием и отпуск товаров и их документальное оформление, обеспечивает рациональное размещение товаров на хранение, осуществляет необходимые мероприятия по сохранности материальных ценностей, ведет учет движения и остатков товаров, руководит работой подсобных рабочих.
Производственный процесс здесь разделен на два ключевых этапа: верхний уровень – зона автоматической сборки компонентов и хранения необходимых материалов, и нижний уровень – зона ручной сборки, где также имеется несколько площадок хранения материалов.
Закупка обычно производится у постоянных поставщиков (производителей) в соответствии с планом закупки. Тем не менее, компания активно развивается, постоянно ищет новых поставщиков и новые товары. Прайс-листы поставщиков иногда меняются, поэтому при закупке товара уточняется цена и возможность скидки. Поставка товара от поставщика осуществляется на условиях предоплаты, если иное не оговорено в договоре.
Выбор поставщика - это сложная задача, так как от этого зависит своевременность поставок, репутация компании, а также ее рентабельность. Решение данной задачи состоит в анализе поставщиков и оценке работы с ними.
Для поиска потенциальных поставщиков используются способы:
- Проведение тендера.
- Изучение рекламных материалов (фирменные каталоги, объявления в средствах массовой информации).
- Посещение специализированных мероприятий, таких, как выставки и ярмарки, и ознакомление с товарами и потенциальными поставщиками.
- Личная переписка с возможными поставщиками.
При выборе поставщика оцениваются позитивные и негативные факторы работы с поставщиками (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Возможности и угрозы работы с поставщиками в ООО «Мебельная Фея»
Факторы взаимодействия взаимодействия |
Положительные |
Негативные |
Установленные хозяйственные связи |
* |
- |
Длительные партнерские отношения (более 5 лет) |
* |
- |
Отработанная ценовая политика (применение скидок, дифференцированных цен) |
* |
- |
Возможность представлять компанию на рынке мебели г. Москва |
* |
- |
Прямой выход поставщиков на внутренний рынок |
- |
* |
Нарушение договора при поставках товаров |
- |
* |
В результате поиска составляется база потенциальных поставщиков, по которой в дальнейшем ведется работа.
Поиском и выбором поставщиков на предприятии занимается отдел закупки. Формируется база данных потенциальных поставщиков, в которой ведется информация об их коммерческих предложениях.
Большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками.
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется по критериям, позволяющим сделать выбор наиболее выгодных партнеров.
В настоящее время ООО «Мебельная Фея» сотрудничает с поставщиками, представленными в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Поставщики компании ООО «Мебельная Фея»
№ пп |
Наименование товара |
Производитель |
1 |
ДСП |
ООО «Кроношпан» |
2 |
МДФ |
ООО «Кроношпан» ООО«Шекснинский комбинат древесных плит» |
3 |
Пленка декоративная |
ООО «Шаттдекор» |
4 |
Лакокрасочные материалы |
ООО «Техноколор» |
5 |
Вспененный полиуритан |
ООО «Дау Изолан» |
6 |
Пластик АБС |
ООО «Технопласт» |
7 |
Клеевые материалы |
ООО «Хенкель» |
8 |
Стекло |
ООО «Главербор» |
9 |
Зеркало |
ООО «Главербор» |
10 |
Петли |
ООО «Слорос» |
11 |
Направляющие |
ООО «Полимеркомплект» |
2.2 Автоматизация бизнес-процесса закупок предприятия ООО «Мебельная Фея»
Организация закупочного процесса в ООО «Мебельная Фея» позволяет изготовить заказ любой сложности и объема в течение 3-5 дней без промежуточного накопления товара на складе. Подобная технологическая цепочка соответствует международным стандартам ведения бизнеса.[5]
Для автоматизации бизнес-процесса закупок в ООО «Мебельная Фея» используется система SyteLine ERP, которая была внедрена компанией «Фронтстеп» в 2004 г.
Эта система позволила ООО «Мебельная Фея» выйти на устойчивый режим выполнения заказов клиентов, сократив при этом сроки изготовления мебельных комплектов до 4 дней (среднее значение, точный срок зависит от заказа), при значительном сокращении запасов материалов и комплектующих. Автоматизированная система помогает контролировать выполнение каждого отдельного заказа. С помощью конфигуратора (SyteLine Configuration), встроенного в систему, при приеме заказа в течение нескольких минут происходит автоматический расчет всех необходимых параметров для выполнения данного заказа: номенклатуры комплектующих, исходных материалов, комплектность готовой продукции и т.п. В результате внедрения информационной системы SyteLine, в ООО «Мебельная Фея» были устранены «узкие места», авралы и простои, пересортица и затоваривание, значительно сократилось количество рекламаций и претензий потребителей. Внедрена система сбора данных при помощи штрих-кодирования, повышающая достоверность информации о проходящих бизнес процессах в режиме реального времени, что позволяет еще больше сокращать материальные и временные потери в ходе выполнения заказов клиентов.