Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации ОАО «Доломит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Темп роста производительности труда опережает темп роста заработной платы, что является положительным моментом в деятельности организации, так как ведет к относительному снижению себестоимости продукции.

Среднегодовая стоимость основных средств выросла на 73189 млн. руб. или на 15,56% до 543490 млн. руб., что свидетельствует о наращивании производственного потенциала организации.

В целом, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. эффективность деятельности организации снизилась, о чем свидетельствует рост затрат на рубль произведенной и реализованной продукции, получение убытка от реализации продукции, работ, услуг, убытка до налогообложения и чистого убытка.

2.2 Анализ организационной структуры управления

Организационная структура – это совокупность звеньев (отделений, отделов, исполнителей), находящихся во взаимосвязи и соподчиненности, наделенных определенными правами, ответственностью и выполняющих определенные функции управления.

В ОАО «Доломит» – линейно-функциональная структура управления. Достоинства данного вида структуры:

– улучшение координации в рамках каждой функции;

– стимулирование за счет локализации функции, так как уменьшается дублирование усилий.

Но при данной структуре большая ответственность ложится на высшее руководство (общая цель видна только ему).

Организацию возглавляет генеральный директор, который организует всю работу компании несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом.

Директор представляет организацию во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом, заключает договора, издает приказы по организации в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета организации.

Непосредственно директору подчиняется главный бухгалтер, главный инженер, главный экономист, секретарь, начальник лаборатории и ОТК, специалист по чрезвычайным ситуациям, начальник отдела кадров, а так же заместители директора по различным вопросам, которым в свою очередь подчиняются определенные отделы и цеха.

На предприятии имеются 9 цехов:

  1. Цех №2 по производству щебня и отгрузке готовой продукции;
  2. цех №3, ремонтно-строительный;
  3. цех №5 и цех №7 по переработке доломита для производства доломитовых удобрений;
  4. цех №6, занимающийся добычей доломита;
  5. цех №9, занимающийся вскрышей грунта;
  6. паросиловой цех №11 и электросиловой цех №13;
  7. ремонтно-механический цех №14.

На ОАО «Доломит» имеется своя автобаза, маркшейдерский отдел для проведения взрывных работ. Имеются участки по ремонту машин и грузоподъемных механизмов (УРГМ), участок по ремонту горного оборудования (УРГО), участок по ремонту технологического и горного оборудования (УРТГО).

Организационная структура ОАО «Доломит» сложилась в процессе многолетней деятельности и включает в себя отделы, необходимые для функционирования предприятия: от бухгалтерии и отдела кадров, до конструкторского отдела. Имеется так же специалист по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Открытое акционерное общество «Доломит» не имеет в своем составе самостоятельных хозяйствующих субъектов, все структурные подразделения общества находятся на одном балансе с единым органом управления – общим собранием акционеров.

Организационная структура производства и управления ОАО «Доломит» сложилась в процессе многолетней деятельности предприятия и поэтому в планируемый период значительных изменений не претерпит.

2.3 Исследование управления конкурентоспособностью предприятия

Управление конкурентоспособностью в организации возложено на отдел сбыта. Для этих целей сотрудники отдела разрабатывают стратегию маркетинга.

Цели стратегии маркетинга

1. Получение прибыли за счет удовлетворения потребностей предприятий агропромышленного комплекса в качественных известковых удобрениях, а также промышленных предприятий, нуждающихся в материалах, производимых из доломитового сырья.

2. Удержание достигнутых позиций на белорусском рынке за счет снижения энергопотребления и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

Позиционирование товаров

Успешный сбыт продукции ОАО «Доломит» будет обеспечен за счет обладания следующими потребительскими свойствами.

1. Доломитовая мука

Суммарное содержание углекислого кальция и углекислого магния в пересчете на сухое вещество не менее 91%.

Тонкий помол исходного сырья, обеспечивающий получение более 65% частиц размером менее 0,25 мм, что способствует быстрому взаимодействию муки с кислотными остатками в почве на большой площади.

Расфасовка доломитовой муки в бумажные мешки различного веса по желанию заказчика.

2. Щебень доломитовый


2.1. Широкая номенклатура по фракционному составу (0-5 мм; 5-20 мм; 20-40 мм; 40-80 мм) и небольшой разброс по размерам внутри фракции.

3. Минеральный порошок

Однородный состав по размеру частиц (более 90% частиц размером менее 0,3мм).

Высокоразвитая поверхность частиц и высокая адсорбционная способность.

Сегментирование рынка

Сложившаяся структура потребителей продукции ОАО «Доломит» имеет следующий вид:

1. Сельхозпредприятия РФ приобретают доломитовую муку. Поставка осуществляется в цистернах-цементовозах, в хопперах-цементовозах, автомо­бильным и железнодорожным транспортом.

2. Строительные организации приобретают:

а) щебень, который используется при строительстве дорог и наполнителя для бетонов;

б) наполнитель доломитовый для покровного слоя рубероида;

в) минеральный порошок для асфальтобетонов.

3. Стекольная промышленность

Приобретает доломитовый порошок в качестве добавок при производстве стекла.

4. Предприятия оптовой и розничной торговли приобретают удобрения, расфасованные в полипропиленовые мешки по 30 кг, и реализуют населению для использования на приусадебных и дачных участках.

5. Зарубежные потребители

Этот сегмент рынка в 2017 году достиг 21% в связи с тем, что продукция ОАО «Доломит» имеет привлекательные позиции на внешнем рынке по соотношению цена-качество.

Комплекс маркетинга

Обеспечение поставленных стратегических целей потребует от ОАО «Доломит» проведения соответствующей товарной, ценовой и сбытовой политики.

Товарная политика

Кроме доломитовой муки, ОАО «Доломит» производит достаточно широкую номенклатуру других товаров, использующихся в народном хозяйстве государства.

С учетом физико-химических свойств доломита и существующих технологий по его переработке, возможный спектр выпуска продукции из этого сырья освоен практически полностью. Однако выясняется, что данная продукция может очень успешно выступать в качестве заменителей некоторых материалов. В частности, доломитовый утяжелитель заменяет тальк, используемый в резинотехнической промышленности, и несколько потребителей в России уже получают его. Изучается возможность использования доломитового порошка в производстве красок, керамических изделий и даже специального кирпича. В этом направлении и будет работать техническая служба ОАО «Доломит».

Ценовая политика

ОАО «Доломит» включен в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РФ. Это означает, что цены на монопольную продукцию - муку известняковую - контролируются государством. Сложное экономическое положение на предприятиях агропромышленного комплекса и проводимая государственная политика их поддержки приводят к тому, что ОАО «Доломит» находится в постоянном поиске мер, способствующих снижению издержек при производстве своей продукции.


В 2016г изменен порядок регулирования отпускной цены на муку известняковую (доломитовую) – декларирование заменено на установление предельного уровня рентабельности, что дает возможность предприятию самостоятельно устанавливать цену в пределах средств государственного бюджета, выделенных на производство и доставку данного вида продукции потребителю.

Сбытовая политика

Свою сбытовую политику ОАО «Доломит» будет строить с учетом одновременного развития существующего рынка и поиска новых рынков сбыта, особенно для сопутствующей продукции. Для этого будут изучаться потребности покупателей, вероятность появления новых потребителей, их платежеспособность и обязательность в платежах, географическое расположение потребителей, способы доведения до них продукции предприятия.

Особое внимание ОАО «Доломит» будет уделять рынку Центральной России и Украины, где прогнозируется увеличение спроса на известковые материалы.

Комплекс стимулирования

Основная продукция ОАО «Доломит» - пылевидные известковые удобрения - хорошо известна специалистам и руководителям сельского хозяйства и не нуждается в дополнительной рекламе.

Вместе с тем, сбыт известковых удобрений, предназначенных для использования в личных хозяйствах, нуждается в поддержке. Этот сегмент рынка может быть значительно увеличен за счет хорошо продуманных мероприятий комплекса стимулирования и формирования спроса.

Для этого служба маркетинга предприятия готовит и опубликует в многотиражных газетах, пользующихся особой популярностью у населения, в том числе в областных и районных средствах массовой информации, материал о сфере применения доломитовых удобрений. Такая же информация присутствует во всех пунктах торговли удобрениями, а также содержатся на мешках, в которые расфасованы удобрения. Будет практиковаться расфасовка в мешки меньшим весом - 5 и 10 кг.

Что касается такой продукции предприятия, как минеральный порошок, наполнитель доломитовый для покровного слоя рубероида, то ее реклама рассылается в основном посредством прямых почтовых отправлений "directmail" наиболее вероятным клиентам.

Учитывая стремление предприятия закрепиться на внешних рынках, большое внимание будет уделено выставочной деятельности. ОАО «Доломит» и в настоящее время участвует в выставках и торговых ярмарках межрегионального значения. В дальнейшем предприятие будет участвовать в профильных выставках и на территории России.


Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия

В рамках государственного поощрения деятельности малых и средних предприятий, конкурентоспособность товаров и услуг для таких компаний носит приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

При разработке мер по повышению уровня конкурентоспособности продукции необходим комплексный подход, затрагивающий практически все сферы деятельности предприятия. Основными направлениями повышения конкурентоспособности продукции являются:

- снижение себестоимости продукции;

- повышения качества продукции;

- материальное стимулирование высоких конечных результатов деятельности работников предприятия;

- активизация инновационной деятельности предприятия;

- реструктуризация объемов производства в целях сокращение условно-постоянных расходов;

- развитие на предприятии системы маркетинга;

- создание и совершенствование системы сервисного обслуживания;

- анализ и учет качества и преимуществ товаров-конкурентов;

- развитие рекламной политики.

Повышение международной конкурентоспособности может быть обеспечено за счет:

— совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;

— привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;

— развития экспорта национального капитала и корпоративных связей с ведущими мировыми фирмами и участия в реализации транснациональных проектов;

— развития конкурентоспособной транспортной системы на международном рынке транспортно-экспедиционных услуг;

— упрощения процедур во внешней торговле в соответствии с принципами международных организаций, в том числе порядка таможенного оформления грузов на пограничных пропускных пунктах и электронного обмена данными;

— улучшения качества управления предприятиями, в том числе путем поиска эффективного собственника;

— обеспечения соответствия белорусской экспортной продукции международным стандартам путем создания на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов серии ИСО 9000—9002;