Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации ОАО «Доломит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Текущее финансово-экономическое положение России определяет актуальность решения проблем повышения конкурентоспособности ряда отечественных предприятий. Помимо этого, исходя из того, что Запад «отвернулся» от России, последняя как никогда сильно настроена на развитие национальной экономики. Исходя из чего, вся совокупность возможных перспектив развития российской экономики в первую очередь связана с повышением конкурентоспособности ее хозяйствующих субъектов. Успешность решения задачи выявления конкурентоспособности предприятий, а также задачи ее повышения во многом зависит от степени проработки различных теоретико-методических аспектов.

Степень разработанности темы. В рамках изучения вариантов анализа конкурентоспособности, в общем, в рамках разработки различных конкурентных стратегий и в рамках иных аспектов изучения конкурентоспособности компаний можно выделить работы следующих авторов: Ансоффа И., Ассэля Г., Вирсемой Ф., Вютриха X., Винтера В., Йенера Т., Карлоффа Б., Лавлока Д., Ламбена Ж., Коно Т., Мескона М., Миллера Д., Нейлбаффа Б., Портера М., Треси М. и др.

Однако не стоит в полной мере «примерять» западные теории в отношении российских компаний, поскольку система функционирования последних находится в условии постоянной экономической нестабильности. Помимо этого, в РФ нет опыта эффективного и адекватного управления конкурентными преимуществами предприятия.

Среди отечественных исследований различных методик и методов оценки и анализа конкурентоспособности российских предприятий стоит выделить следующих авторов: Азоева Г.Л., Анискина Ю.П., Винокурова В.В., Виханского О.С., Градовав А.П., Голубкова Е.П., Ермолова М.А., Завьялова П.С., Максимову И.В., Медынского В.М., Моисееву Н.М., Туровеца О.Г., Фатхутдинова Р. и др.)

Помимо этого, некоторые методологические и практические вопросы, связанные с совершенствованием процесса управления конкурентоспособностью и формированием конкурентных преимуществ российских предприятий в условиях нестабильной экономики, еще недостаточно освещены и проработаны. Таким образом, формируется актуальность разработки базовых элементов процесса управления конкурентными преимуществами российских предприятий в условиях нестабильности экономики России.

Цель и задачи исследования. Цель данной курсовой работы - обзор теоретико-методологических основ обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, формирование рекомендаций и методологических предложений совершенствования управления конкурентными преимуществами предприятия в условиях современной нестабильной российской экономики.


Достижение поставленной цели определят поставленные в рамках данной работы задачи:

- обзор основных подходов к понятию «конкурентное преимущество» и «конкурентоспособность предприятия»;

- анализ основных факторов, влияющих на повышение или снижение конкурентных преимуществ предприятия при условии нестабильности экономики;

- обзор систем управления конкурентными преимуществами предприятия;

- анализ конкурентных позиций ООО «Альянс»;

- предложение рекомендаций совершенствования механизма управление конкурентными преимуществами компании ООО «Альянс» при условии нестабильной экономики.

Предмет и объект исследования. Предмет данного исследования - процесс реализации конкурентных преимуществ предприятий при условии нестабильности российской экономики. Объект данного исследования – деятельность компании ООО «Альянс» в России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическая и методологическая основа данной курсовой работы формируется за счет синтеза научных трудов различных отечественных и зарубежных специалистов в данной области. Помимо этого, в данном исследовании рассматриваются подходы системного и сравнительного анализа.

Информационная база исследования формируется нормативно-правовыми документами Минэкономики РФ, официальными публикациями государственного комитета статистики, различные аналитические материалы, связанные с конкурентоспособностью отечественных предприятий и их конкурентных преимуществ.

Структура и объем работы.

Данная курсовая работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Глава 1. Теоретические исследования конкурентных преимуществ предприятия и управление ими в условиях нестабильной экономики


1.1 Понятие конкурентного преимущества и конкурентоспособности предприятия

В каждой компании в любой отрасли система управления рыночными возможностями дает в виде своего продукта различные конкурентные преимущества. Компания не может получить рыночные возможности, не обладая каким-либо конкурентным преимуществом. Они позволяют компании стать узнаваемой на рынке, защититься от воздействия различных внешних сил, в частности конкурентных.

Конкурентное преимущество, кроме того, представляет собой активы или какие-то иные характеристики компании, которые дают ей преимущество над конкурентами. В роли конкурентных преимуществ могут выступить: оборудование компании, дающее экономию на масштабах; различные торговые марки, права собственности на ресурсы и патенты на новую продукцию.

Конкурентное преимущество предприятия возникает благодаря дифференцированной степени доступности ресурсов, что дает возможность для сокращения издержек, а также может повысить качество предлагаемой продукции в сравнении с конкурентами.

Понятие «конкурентные преимущества» было впервые научно обосновано и использовано Майклом Портером на рубеже 1970-80-х годов[1].

Сегодня конкурентное преимущество представляет собой некую систему, которая обладает определенной эксклюзивной ценностью, позволяющей компании получить превосходство над конкурентами в экономической, технической и организационных сферах деятельности, также позволяет более эффективно распоряжаться конкурентными преимуществами[2].

Такое преимущество является относительным, его, возможно, определить только в сравнении с конкурентами, которые занимают самую сильную позицию на рынке или в необходимом сегменте.

Для достижения конкурентного преимущества компания должна решить следующую задачу: компания должна стать лучше? Чем ее конкретные конкуренты, выступающие с ней на одном рынке.

Рисунок 1.1. Основы формирования конкурентных преимуществ

Источник: составлено автором по материалам[3]

При формировании конкурентного преимущества для компании возможны следующие варианты действий (см. рис. 1.1):

  • Концентрация деятельности компании на деятельности конкурентов (постоянное сравнение);
  • Ориентация на клиентов и на удовлетворение их основных потребностей (учет мнения клиентов);
  • Ориентация на возможную рыночную перспективу (внимание потребителям и конкурентам).

Для того, чтобы какой-то конкретный фактор стал конкурентным преимуществом, он должен одновременно базироваться на удовлетворении потребностей клиентов и уникальности самого бизнеса.

Существует ряд обязательных требований, которым должны соответствовать конкурентные преимущества (КП):

  • КП должно заметно выделяться на фоне основных конкурентов, то есть оно должно быть значимо;
  • КП позволяет покупателю отличать товар, то есть оно видимое;
  • КП приносит потребителю определенную выгоду, то есть оно значимо для потребителя;
  • КП должно подстраиваться под быстроизменяющуюся внешнюю среду, то есть устойчивость КП;
  • КП необходимо быть уникальным, а именно предоставлять выгоду в отличие от других производителей;
  • КП должно приносить прибыль для компании иначе в нем нет экономического смысла.

Теория конкурентных преимуществ берет свое начало в конце 18 века, именно в это время в работах Давида Рикардо были сформулированы ключевые положения теории о сравнительных издержках. Суть предложенной теории заключается в следующем: преимущество при обмене получают именно те страны, которые могут произвести продукт с наименьшими издержками[4].

Новейшие направления в формировании мирового хозяйства в последние годы потребовали пересмотра ряда взглядов на теорию конкурентных преимуществ. Наиболее значительны в девяностые годы 20 века были исследования Майкла Портера, который разработал теорию конкурентного преимущества. Портер в своей теории пришел к выводу, что ни один из возможных факторов производства, таких как наличие высококлассной рабочей силы, совершенная практика управления, целенаправленная государственная политика и прочее, взятые по отдельности не позволяют в достаточной мере ответить на вопрос о том, что предопределяет успех компании. Конкурентоспособность, в понимании Портера, отражает продуктивность использования ресурсов компании. Таким образом, чтобы обеспечить конкурентоспособность предприятия постоянно заботятся о своем наиболее полном и эффективном использовании всех возможных ресурсов[5].

Портер утверждает, что конкурентоспособность не является внутренне присущим качеством для компании. По этой причине, конкурентоспособность может быть оценена только в сравнении с конкурентами. Еще раз упоминается об относительности конкурентоспособности.

Если понимать теорию конкурентоспособности в наиболее узком смысле, то есть касательно конкурентоспособности продукта, то исследователь получает следующие ключевые выводы:


  • Конкурентоспособность продукта можно определить лишь при сравнении всех его свойств с продуктом компании-конкурента (или с спроектированным товаром-эталоном). В итоге, более конкурентоспособным продуктом является именно тот, который дает некие преимущества при решении последним определенных проблем.
  • Конкурентоспособность не выступает в роли постоянного качества продукта. Таким образом, компании вынуждены постоянно совершенствовать свой продукт, чтобы добиться полного удовлетворения потребностей потребителя.
  • Конкурентоспособность продукта определяется совокупностью нескольких показателей: цена, качество, упаковка, послепродажное обслуживание и прочее. Ни один из данных показателей в отдельности не дает полного представления о конкурентном преимуществе продукта.

Рисунок 1.2. Оценка степени конкурентоспособности продукта

Источник: составлено автором по материалам[6]

Оценка степени конкурентоспособности продукта является достаточно сложной и трудоемкой сложной задачей. В этом процессе можно столкнуться с проблемами двух видов (см. рис. 1.2).

Верно сравнивать идентичные продукты, то есть только те, которые удовлетворяют одинаковую потребность, распространены по аналогичным сбытовым каналам, ориентированы на схожую целевую аудиторию. В другом случае данное сравнение не даст верную оценку. Стоит отметить, по Портеру, существует только два вида конкурентного преимущества продукта:

  • снижение издержек;
  • дифференциация товара (добавочные ценности товара).

Первое из преимуществ состоит в росте дохода за счет эффекта масштаба при изготовлении большого количества стандартных товаров. Второе преимущество предполагает рост дохода на основе более высокой цены, которая достигнута в ходе придания продукту уникальности и определенных потребительских свойств, которые рассчитаны на некие узкие группы клиентов.

Выбор стратегии зависит от двух факторов (рис. 1.3).

Рисунок 1.3. Факторы, влияющие на выбор стратегии

Источник: составлено автором по материалам[7]

Рисунок 1.4. Детерминанты «стратегического ромба»

Источник[8]

Как отмечалось выше, конкурентоспособность не представляет собой компонент качества. Именно поэтому Портер говорит о необходимости проведения анализа внешней среды. Портер выделил ряд факторов внешней среды, которые влияют на успех компании в ходе конкурентной борьбы (см. рис. 1.4) и дал им название «детерминанты ромба».