Файл: Программа по биологии построена на основе фгос ооо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метапредметные


Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

  1. познавательными универсальными учебными действиями:




  • переводить практическую задачу в учебную;

  • умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;

  • способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;

  • умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной задачи, учитывать время, необходимое для этого;

  • умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование, опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • умение формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, презентовать полученные результаты; умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира;

  • умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений, ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;

  • умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным существенным основаниям;

  • умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • умение распознавать ложные и истинные утверждения;

  • умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения; критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;

  • умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с учетом существующих точек зрения;

  • умение использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;

  • умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма, схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать, дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;

  • умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии. 2) овладение навыками работы с информацией;

  • умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного поиска);

  • находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система Интернета; сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

  • характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника (текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;

  • овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов), содержащими прямую и косвенную информацию;

  • умение распознавать достоверную и недостоверную информацию; реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;

  • умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить способы ее проверки;

  • умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

  • участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать полученную информацию в соответствии с предложенными критериями.


  1. овладение регулятивными действиями:




  • умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);

  • умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно- познавательных задач;

  • умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;

  • умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

  • умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной задачи; объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;

  • овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться, распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в соответствии с правилами речевого этикета;

  • умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело, характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе, самостоятельно разрешать конфликты; умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;

  • умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;


  • овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:




    • владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов:

    • определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия основной мысли, идеи, содержания текста;

    • владение умениями участия в учебном диалоге следить за соблюдением процедуры обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога;

    • умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории;

    • соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего выступления, а также поддержания его эмоционального характера;

    • умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

    Предметные:


    Учащиеся должны:

    • описывать многообразие органического мира;

    • указывать на особенности организации бактерий, грибов, растений и животных;

    • приводить примеры организмов разных групп;

    • описывать принцип классификации живых организмов;

    • указывать на условность систематических единиц в классификации живых организмов.

    • описывать общий принцип строения клетки растений;

    • особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у растений;

    • описывать общий принцип жизненного цикла растений;

    • называть основные систематические группы растений;

    • описывать особенности строения клетки одноклеточных и многоклеточных водорослей;

    • приводить примеры фотосинтетических пигментов у растений;

    • описывать общий принцип строения тела водорослей;

    • называть основные характеристики зеленых, красных и бурых водорослей;

    • приводить примеры водорослей, относящихся к разным систематическим группам;

    • описывать жизненный цикл водорослей (на примере ульвы);

    • описывать значение водорослей разных систематических групп в природе и жизни человека.

    • описывать общий принцип строения тела листостебельных мхов;

    • называть основные характеристики мхов на примере кукушкина льна и сфагнума;

    • различать спорофит и гаметофит мхов;

    • приводить примеры видов мхов;

    • различать мхи на иллюстрациях и гербарных образцах;

    • описывать жизненный цикл мхов (на примере кукушкина льна);

    • описывать значение мхов в природе и жизни человека.

    • описывать общий принцип строения тела плаунов;

    • различать спорофит и гаметофит плаунов;

    • давать общую характеристику отдела Плауновидные;

    • приводить примеры видов плаунов;

    • различать плауны на иллюстрациях и гербарных образцах;

    • описывать жизненный цикл плаунов (на примере плауна булавовидного)

    • описывать значение плаунов в природе и жизни человека.

    • описывать общий принцип строения тела хвощей;

    • различать спорофит и гаметофит хвощей;

    • давать общую характеристику отдела Хвощевидные;

    • приводить примеры видов хвощей;

    • различать хвощи на иллюстрациях и гербарных образцах;

    • описывать жизненный цикл хвощей (на примере хвоща полевого)

    • описывать значение хвощей в природе и жизни человека.

    • описывать общий принцип строения тела папоротников;

    • различать спорофит и гаметофит папоротников;

    • давать общую характеристику отдела Папоротниковидные;

    • приводить примеры видов папоротников;

    • различать папоротники на иллюстрациях и гербарных образцах;

    • описывать жизненный цикл папоротника (на примере щитовника мужского)

    • описывать значение папоротников в природе и жизни человека;

    • перечислять редкие и охраняемые виды папоротников.

    • описывать общий принцип строения тела голосеменных растений;

    • различать спорофит и гаметофит голосеменных растений;

    • давать общую характеристику отдела Голосеменные;

    • называть основные классы голосеменных растений и давать их краткую характеристику;

    • приводить примеры видов голосеменных растений, относящихся к различным классам;

    • различать голосеменные растения на иллюстрациях и гербарных образцах;

    • описывать жизненный цикл голосеменных растений (на примере сосны обыкновенной)

    • описывать значение голосеменных в природе и жизни человека;

    • перечислять редкие и охраняемые виды голосеменных растений;

    • называть меры охраны редких и исчезающих голосеменных растений описывать общий принцип строения тела покрытосеменных растений;

    • различать спорофит и гаметофит покрытосеменных растений

    • давать общую характеристику отдела Покрытосеменные;

    • называть основные классы и семейства покрытосеменных растений и давать их краткую характеристику;

    • приводить примеры видов покрытосеменных растений, относящихся к различным классам и семействам;

    • различать покрытосеменные растения, относящиеся к основным семействам, на иллюстрациях и гербарных образцах;

      • описывать жизненный цикл покрытосеменных растений (на примере сосны обыкновенной);

      • описывать значение представителей основных семейств покрытосеменных растений в природе и жизни человека;

      • перечислять редкие и охраняемые покрытосеменные растения своей местности;

      • называть меры охраны редких и исчезающих видов покрытосеменных растений.

      • описывать особенности строения клетки бактерий;

      • различать клетки бактерий и ядерных организмов;

      • описывать особенности процессов жизнедеятельности и проявления признаков жизни у бактерий;

      • различать формы клетки бактерий;

      • приводить примеры бактерий, относящихся к разным систематическим группам;

      • описывать значение бактерий разных систематических групп в природе и жизни человека;

      • указывать на причины возникновения ботулизма и способы его предотвращения.

      • описывать особенности строения клетки грибов;

      • называть отличия в строении бактерий и одноклеточных грибов;

      • называть общие и индивидуальные черты строения и процессов жизнедеятельности грибов, растений и животных;

      • описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;

      • приводить примеры грибов, относящихся к разным систематическим группам;

      • различать на иллюстрациях и моделях грибы, относящиеся к разным систематическим группам;

      • описывать значение грибов разных систематических групп в природе и жизни человека; различать съедобные и ядовитые грибы своей местности;

      • различать грибы-паразиты.