Файл: Проектирование организационной структуры управления для Общества с ограниченной ответственностью «Моноритм НТ».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием
1.1 Понятие и элементы структуры управления организацией
1.2 Типы организационных структур управления
Линейная организационная структура.
2. Функциональная организационная структура (Приложение 2).
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций.
- более оперативное принятие решений и выполнение указаний;
- возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников;
- высокая компетентность функциональных руководителей;
1.3 Критерии оценки эффективности организационной
Глава 2. Анализ организационной структуры управления ООО «Моноритм НТ»
2.1 Общая характеристика организации, её миссия
2.2 Структура управления ООО «Моноритм НТ»
2.3 Эффективность управления фирмой ООО «Моноритм НТ»
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «Моноритм НТ»
3.1 Проектирование организационной структуры
Введение
Основой создания и успешного функционирования любой организации является тщательно спроектированная организационная структура управления, которая в полной мере должна отвечать целям и направлениям деятельности фирмы.
Эффективная структура управления позволяет минимизировать внутренние и внешние риски предприятия, сохранить гибкость управления организацией.
Оптимальная структура управления позволяет руководству принимать обоснованные решения, доводить их до подчиненных, осуществлять контроль за их точным исполнением и в случае необходимости своевременно корректировать управленческие решения с учётом воздействия внутренних и внешних факторов, что в наибольшей степени соответствует интересам организации.
В рыночной экономике анализ и совершенствование структуры управления предприятия приобретает одно из основных направлений деятельности менеджеров.
Основная цель совершенствования структуры управления – при помощи повышения эффективности управления организацией улучшить её экономические показатели.
Долгосрочное комплексное стратегическое планирование должно предусматривать и развитие системы управления как направляемого процесса ее совершенствования, т.е. приведение структуры управления и организационного механизма в соответствие с целями управления.
Для оценки эффективности организационной структуры управления необходимо использовать различные критерии, по которым впоследствии возможно сравнение усовершенствованной структуры управления и действующей организационной структуры.
Таким образом, от того, насколько тщательно при проектировании организационной структуры управления учтены цели, функции, направления деятельности организации, а также перспективы дальнейшего развития фирмы, зависит экономическая эффективность и устойчивость организации.
Учитывая выше изложенные обстоятельства, тема курсовой работы является, безусловно, актуальной.
Целью курсовой работы является проектирование организационной структуры управления для Общества с ограниченной ответственностью «Моноритм НТ» (далее ООО «Моноритм НТ»), которая по сравнению с существующей структурой управления будет более эффективной.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и элементы системы управления;
- изучить достоинства и недостатки основных типов организационных структур управления;
- обозначить критерии оценки эффективности организационных структур управления;
- провести комплексный анализ деятельности ООО «Моноритм НТ», определить тип организационной структуры управления и на основании полученных результатов оценить эффективность управления данной фирмой;
- учитывая содержание деятельности ООО «Моноритм НТ» и результаты оценки существующей структуры управления, выявить её недостатки и разработать более эффективный проект организационной структуры управления;
- на основании критериев оценки спроектированной организационной структуры сделать вывод о её эффективности по сравнению с существующей в ООО «Моноритм НТ» системой управления.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Моноритм НТ», организация, занимающаяся розничной торговлей аксессуаров под торговой маркой To be Queen на территории Тульской области.
Предметом исследования выступает организационная структура управления ООО «Моноритм НТ» и составляющие её элементы.
В процессе написания работы использовались различные общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, формально – логический метод, обобщение, сравнение, а также статистический метод.
Теоретической основой научного исследования в данной работе послужили труды учёных в области экономических и управленческих наук. Следует отметить работы: В.Р.Веснина, Е.П.Гусева, В.Д.Дорофеева, И.М.Карасевой, М.М.Максимова, Г.Б.Поляка, Е.Ф.Тихомирова и других. Кроме того, в работе были использованы статьи из периодических изданий, нормативно – правовые акты РФ.
Информационной основой для проведения исследования послужила документация ООО «Моноритм НТ», изученная в процессе прохождения преддипломной практики.
Структура курсовой работы определена поставленной целью и задачами, включает в себя введение, три главы, объединяющие восемь параграфов, заключение, в котором представлены основные выводы исследования, список использованной литературы. Для обеспечения наглядности работа сопровождается приложениями.
Глава 1. Теоретические основы управления предприятием
1.1 Понятие и элементы структуры управления организацией
В условиях конкурентной среды функционирование предприятий предполагает поиск и разработку каждым из них собственной структуры управления.
Современные структуры управления должны соответствовать требованиям стратегического управления.
Эффективная структура управления дает дополнительный положительный результат, который проявляется в повышении производительности и результативности труда работников, в увеличении способностей предприятия к использованию инноваций в управлении персоналом.
Совокупность форм, с помощью которых реализуется процесс управления на практике, является основной характеристикой системы управления.
В.Д.Дорофеев считает, что наилучшая структура управления – это та структура, которая в большей мере отвечает задачам организации, и её целям, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам.[1]
Предприятие должно найти наиболее эффективные подходы к структуре управления и организационным процессам (функционирование, развитие).
По мнению Е.П.Гусевой, структура управления предприятием или организационная структура управления – это ключевое понятие менеджмента, которое связанно с миссией, целями, другими функциями, процессом управления, распределением между менеджерами полномочий.[2]
А.Н. Цветков отмечает, что структура управления представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия подразделений и отдельных специалистов предприятия в процессе выполнения функций менеджмента.[3]
Современному предприятию в своей деятельности необходимо использовать различные стратегические и оперативные инструменты для повышения своей конкурентоспособности. Построение эффективной структуры управления является одним из первых шагов на пути повышения показателей деятельности предприятия.
Выделяют несколько подходов к определению структуры управления: подход на основе принципа разделения труда; механистический подход; графический подход; подход на основе определения влияния внешней среды; подход на базе процессов внутри самой структуры.
Первый подход в основу организационной структуры ставит принцип разделения труда. Сторонники этого подхода определяют структуру организации как простую совокупность способов, посредством которых сначала процесс труда разделяется на отдельные рабочие задачи, а только потом достигается координация действий по решению задач.
Функциональный подход необходим каждой организации, так как ее деятельность есть последовательное осуществление определенных действий, выполнение и эффективность которых обязательно контролируется.
При механистическом подходе структура управления представляется в виде некоего сложного механизма с множеством деталей, шестеренок для взаимодействия. Структуру управления при этом направлении рассматривают как структуру менеджмента.
Графический подход в качестве модели структуры управления рассматривает символическое изображение или текстовое описание реально действующих, существенно значимых для исследования частей, составляющих сложившуюся организационную структуру организации, их качественные и количественные характеристики, а также их взаимосвязи.
Подход на основе определения влияния внешней среды предполагает, что в основном внешняя среда определяет структуру управления. Например, если надо изменить структуру управления, то это – реакция на внешнее окружение (политическую или экономическую ситуацию, новые законы действия конкурентов и т.д.).
При подходе на базе процессов внутри самой структуры основное внимание уделяется процессам, происходящим внутри самой организационной структуры. Принцип здесь такой: сложно сказать, какая структура будет хороша и эффективна, но можно устранить хотя бы недостатки, которые мешают структуре управления быть оптимальной.
Внутренняя среда в организации оказывает влияние на структуру управления предприятием. При стабильной внутренней среде наблюдаются незначительные изменения в структуре управления. Если внутренняя среда изменяется, то структура управления предприятием должна обладать способностью быстро реагировать на эти изменения.[4]
В структуре управления выделяют звенья общего управления – дирекция; органы линейного управления – органы руководства подразделениями; органы функционального управления – например, плановый отдел. Совокупность органов управления, которые решают общую задачу, образует звено управления, а совокупность органов управления одного уровня образует управленческую ступень.
Во главе органа управления находится руководящая должность – организационная единица, которая реализует совокупность прав, обязанностей и ответственности руководителя. Все остальные должности обеспечивают действия руководителя и являются по отношению к нему подчиненными.
Должность возникает в результате разделения труда в сфере управления, и существует она до того времени, пока реализует функции, которые приходятся на её долю. Исходя из них на людей, которые занимают должность, возлагается обязанность выполнять соответствующие виды деятельности.
Структура управления бывает формальной (совокупность предписанных взаимосвязей, подразделений, должностей) и неформальной (совокупность лидирующих личностей, группировок, неофициальных контактов).
Классификация структур управления происходит по следующим признакам:
1) по принципам деления (функциональный, объектный и т.д.);
2) по степени сложности (число подразделении, среднее количество подчиненных у одного руководителя, количество уровней управления и т.д.);
3) по целевому назначению (оперативные, информационные);
4) по степени централизации (централизованные или децентрализованные).[5]
Структура управления обладает потенциалом, который характеризуется числом и составом подразделений, степенью их автоматизации управленческого труда, специализации, количеством основных работников и вспомогательного персонала.
Структура управления сочетает в себе как социально - психологические связи и характеристики, которые определяются отношением работников к труду, уровнем их квалификации и стилем руководства, так и экономические, технологические, информационные, административно-организационные взаимодействия.
Создание структуры управления основано на процессах интеграции (создании сети коммуникаций, формальных объединяющих механизмов) и дифференциации (разделении работ, ответственности, полномочий, определении степени автономности звеньев управления).
В результате углубления специализации число обособившихся видов деятельности в рамках организации постоянно растет. Поскольку они нуждаются в координации, наряду с горизонтальным, появляется и вертикальное разделение труда. В его рамках одни субъекты специализируются на производственной деятельности, а другие – на управленческой.
Небольшим организациям, не имеющим подразделений, свойственна структура управления с одним звеном (в лице руководителя), которая является одноуровневой.
Благодаря горизонтальным и вертикальным связям поддерживаются отношения между элементами организационной структуры управления организационной структурой. Горизонтальные связи носят характер согласования, являются одноуровневыми (например, между отделами). Вертикальные связи – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения организационной структуры управления организационной структурой. [6]
В системе управления организационной структурой предприятия различают также линейные и функциональные связи. Линейные связи основаны на принятии и реализации управленческих решений и движении информации между руководителями, то есть лицами, которые полностью отвечают за деятельность организации или ее системными подразделениями. Функциональные связи сопоставляются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейные и штабные. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в пределах, которые установлены организацией или законом. Штабные специалисты могут обладать рекомендательными, параллельными и функциональными полномочиями, а также полномочиями обязательного согласования. Главное отличие линейных полномочий от штабных состоит в том, что распоряжения линейных руководителей обязательны для исполнения нижестоящими сотрудниками организации, а указания штабных руководителей для тех же сотрудников таковыми не являются. Это позволяет организациям сохранить один из ключевых принципов эффективного управления — принцип единоначалия.