Файл: Понятие и границы суверенитета государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим ставить вопрос об ограничении суверенитета в условиях глобализационных, интеграционных и информационных процессов невозможно. Однако, принимая во внимание расширение круга коллективных интересов государств и всего международного сообщества в условиях глобализации, допускающих определенные добровольные ограничения функций суверенных государств с целью достижения государственных интересов, учеными допускается возможность ограничения или делегирования прав государства, вытекающих из суверенитета государства как первичного субъекта международного права, причем исключительно с его согласия на добровольной основе[18].

Основываясь на концепции передачи суверенных прав, а не самого суверенитета, можно прийти к выводу, что принцип суверенного равенства государств, включая и уважение к государственному суверенитету, не является помехой на пути глобализации.

Государственный суверенитет относится к качественной, статичной категории, которая не предполагает использования таких количественных показателей в отношении суверенитета, как размер, объем, полнота или неполнота. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что суверенитет в силу единства и неотчуждаемости не может быть ограничен и каким-то образом видоизменен глобализационными, информационными и иными процессами. Отсутствует практическая и теоретическая необходимость в делении суверенитета на категории: экономический, политический, налоговый, сетевой, цифровой и т.д. ввиду того, что соответствующих сфер может быть сколько угодно и отражение специфики реализации государственной власти в каждой из них вряд ли может считаться целесообразным и не способно воспроизвести целостную картину концепта суверенитета[19].

Кроме того, деление суверенитета на несколько категорий подразумевает его делимость, а это противоречит его природе, которая проявляется в целостности и неделимости. Развитие информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий способствовало существенному видоизменению функционирования традиционных элементов государства и общества. В результате расширения коммуникационных границ снижается влияние пространственно-временных и национальных границ. Специфика формирования и развития отношений вне территориальных границ, а именно, в виртуальном пространстве может видоизменить правовые формы реализации государственной власти. Между тем данные факторы оказывают воздействие не на сам суверенитет как международно-правовой принцип, а на реализацию суверенных прав государства, при этом принцип суверенного равенства государств остается незыблемым. Готовность адекватного правового воздействия на отношения, складывающиеся в условиях нарастающих экономических, информационных, идеологических, сетевых и иных угроз, должна исследоваться через призму такой юридической категории как реализация суверенных прав государства.


Реализовать суверенные права государство может через совокупность властных полномочий - государственную власть, юрисдикцию, которая на сегодняшний день опирается на территориальный принцип. В связи с этим проверку на способность отвечать вызовам информационного общества, интересы которого реализуется вне пределов определенных территорий, должны пройти такие категории как юрисдикция государства и его территория. В связи с этим далее подробнее рассмотрим особенности реализации суверенитета Российской Федерации в современных условиях.

2.2. О государственном суверенитете России в условиях глобализации

Необходимым условием обеспечения суверенитета России является верховенство Конституции и законов РФ на всей ее территории. Это означает, что все нормативные правовые акты РФ, конституции, уставы и законы субъектов РФ, акты органов местного самоуправления должны соответствовать Конституции и законам РФ. Верховенство Конституции и законов РФ означает также обязанность всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений соотносить свое поведение с Конституцией и законами РФ[20].

Государственная власть, осуществляемая ими, с точки зрения Конституции РФ черпается из одного и того же источника - воли многонационального народа Российской Федерации. В законах субъектов РФ, в актах органов законодательной, исполнительной, судебной власти субъектов РФ суверенитет многонационального народа России должен выражаться не меньше, чем в аналогичных актах общегосударственного характера. Поэтому как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов РФ, не являясь носителями некоего собственного суверенитета, выступают выразителями общегосударственного суверенитета[21].

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[22]. Чтобы определить место норм и принципов международного права и международных договоров в России, обратимся к ст. 22 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации»[23], согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или после пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой.


Кроме того, в силу ст. 125 Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры подлежат проверке на конституционность Конституционным Судом РФ, что изначально предопределяет подконституционное место рассматриваемых договоров в системе источников права. Кроме этого, из ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ следует, что международный договор, являющийся правовым актом, действующим на территории России, не может противоречить федеральной Конституции, обладающей верховенством и высшей юридической силой.

Таким образом, международно-правовые договоры, заключенные и ратифицированные Российской Федерацией, в иерархии источников права современной России занимают место между Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.

В.В. Красинский отмечает, что «происходящие в современном мире процессы (либерализация законодательства, укрепление межгосударственных торговых связей, развитие транспорта, информационно-телекоммуникационных технологий, интегрированность валютных и фондовых рынков в мировую экономику, институционализация транснациональных корпораций и др.) объективно способствуют сближению государств. Формой данного сближения выступает глобализация»[24].

Глобализация дала положительный эффект в таких областях, как наука, культура, образование, но в области экономики и распределения прибыли и собственности достаточно много проблем, которые остались нерешенными.

С точки зрения экономики во время глобализации суверенные государства теряют роль национального и эффективного для своей территории регулятора рынка.

Глобализация может негативно влиять на социальную сферу, экономику и другие сферы деятельности государства, но она не приводит к отмиранию основных функций государства как и самого государства.

Негативные процессы глобализации возрастают во время экономических кризисов. В государствах, которые включены в процессы глобализации, серьезно встает вопрос о сохранении независимости в области экономики и в других сферах. Очевидно, что государство с более сильной экономикой имеет более высокие шансы сохранить свою независимость в таких условиях.

Современные процессы глобализации создают условия, при которых понятие суверенитета начинает приобретать политико-правовую форму. Это значит, что государство с более сильной экономикой обладает лучшими возможностями для формирования собственной политической независимости[25].


Важнейшим последствием глобализации стало ослабление роли национальных государств и критический пересмотр содержания государственного суверенитета.

В.В. Красинский в своей монографии отмечает, что «включение России в процесс экономической глобализации имело несколько особенностей.

Во-первых, Россия 1990-х гг. встала на путь интеграции в мировое сообщество в период коренных перемен своего общественно-политического и экономического уклада.

Во-вторых, приобщение России к мировым и региональным интеграционным процессам проходит в условиях, когда уже сложилась система международных организаций, регулирующих международные экономические, финансовые и торговые отношения. В силу этого России приходится играть по правилам, в разработке которых она не участвовала.

В-третьих, страна вступила в современный этап глобализации резко ослабленной по сравнению с Советским Союзом, особенно в сфере экономики»[26].

Указанные обстоятельства привели к тому, что в отличие от внешнеполитической сферы позиции современной России в глобальной экономике неустойчивы. Слабая конкурентоспособность отечественных производителей, недостаточная государственная поддержка ряда отраслей экономики, санкции со стороны США и их союзников, претензии со стороны стран - членов ВТО на принятые Россией защитные меры стали реальной угрозой. Эти факторы способствовали рецессии основных экономических показателей и индикаторов, падению курса национальной валюты, оттоку капитала, значительному росту стоимости импортных товаров, услуг и кредитов, сокращению рабочих мест.

Оценивая влияние глобализации на функционирование и развитие Российского государства, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время можно вести речь о формировании и реализации ряда вызовов государственному суверенитету России, связанных с процессами глобализации в социально-экономической, политической и культурно-идеологической сферах.

В качестве вызовов государственному суверенитету РФ, вызванных глобализацией в социально-экономической сфере, считает В.В. Красинский, необходимо рассматривать:

  • слабость торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей и мировом разделении труда;
  • дискриминацию российских товаров, услуг, инвестиций, экспортеров на международных рынках;
  • попытки «интернационализировать» природные богатства России под предлогом неэффективности их освоения на национальном уровне при остром дефиците жизненно важных ресурсов и территорий в приграничных регионах;
  • критическую зависимость объектов экономики, транспорта и связи от иностранной программной и элементной базы, отсутствие конкурентоспособных национальных средств телекоммуникации, операционных систем и систем управления базами данных[27].

К вызовам государственному суверенитету РФ, связанным с глобализацией в политической сфере, можно отнести:

  • подрыв легитимности, снижение авторитета и координирующей роли универсальных международных организаций путем игнорирования США и их союзниками прерогатив Совета Безопасности ООН, применения односторонних экстерриториальных санкций и мер силового воздействия против «государств-изгоев», включая вооруженную агрессию;
  • ревизию норм международного права под видом концепции «ответственности по защите», ориентированной на оказание политического давления, вмешательство во внутренние дела, дестабилизацию обстановки и смену политических режимов в суверенных государствах;
  • попытки навязывания России и ее союзникам дискриминационного сотрудничества с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами с использованием возможностей международных институтов с традиционным влиянием США, Западной Европы и Канады;
  • стремление США и их союзников к одностороннему наращиванию наступательных потенциалов на евроатлантическом и азиатско-тихоокеанском пространстве, обеспечению собственной безопасности за счет ущемления интересов внеблоковых государств.

Глобализация в культурно-идеологической сфере формирует следующие вызовы государственному суверенитету РФ:

  • соперничество ценностных ориентиров и попытки навязывания англосаксонских и европоцентристских подходов к демократии, правам человека, Новейшей истории;
  • деструктивное использование правозащитных концепций для манипулирования общественным мнением и сознанием;
  • распространение массовой культуры, ориентированной на примитивные потребности маргинальных слоев и коммерческую прибыль[28].

Перечисленные вызовы государственному суверенитету России негативно влияют на устойчивое развитие общественных и государственных институтов, препятствуют усилению национальной конкурентоспособности и превращению России в одну из лидирующих мировых держав.

Вместе с тем, глобализация, как любое сложное явление, наряду с вызовами создает новые возможности. Положительный потенциал глобализации может использоваться суверенными государствами, в том числе Россией, для продвижения конкурентной продукции национальных производителей, развития сферы услуг и коммуникаций, технологического перевооружения, вложения активов в перспективные коммерческие проекты, привлечения инвестиций.