Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Государственный суверенитет выступает необходимым юридическим качеством независимого государства, который символизирует его самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права. Верховенство государственной власти и независимость национальной политики от властей других государств возникает и прекращается в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социально-политического института.
Понятие государственного суверенитета неразрывно связано с национальным суверенитетом, который понимается как неотъемлемое право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является политическая свобода нации выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими народами.
Споры о понятии суверенитета государства породили немало интересных концепций государственной власти, государственного суверенитета, суверенного и несуверенного государства, суверенитета иных субъектов. В результате происходит стимулирование развития научной мысли в смежных предметных направлениях, ученые стали критичнее относиться к методологии исследования и получаемым выводам. Однако ученые, которые разрабатывают проблемы теории государства и права, не делают однозначных выводов в пользу тех или иных представлений о государственном суверенитете.
Актуальность работы состоит в том, что в современных условиях нарастающих экономических, информационных, идеологических, сетевых и иных угроз происходит пересмотр понятия суверенитет государства и это требует дополнительного изучения.
Объект курсовой работы составляют общественные отношения, возникающие в процессе развития научной мысли о государственном суверенитете.
Предмет курсовой работы составляет совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих суверенитету государства и представляющих интерес с точки зрения цели исследования.
Целью курсовой работы является теоретическое объяснение общих закономерностей развития суверенитета государства и его границах.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государство и суверенитет государства;
- определить особенности содержания суверенитета государства;
- раскрыть границы суверенитета государства;
- проанализировать особенности государственного суверенитета современной России.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды таких авторов, как А.Г. Большаков, А.Л. Бредихин, Д.В. Галушко, В.В. Красинский, И.В. Лексин и других, разрабатывающих вопросы теории государства и права.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, а также отдельные федеральные законы.
В ходе проведенного исследования применяются методы диалектики, структурно-функциональный и сравнительно-правовой, широко применяемые в гуманитарных науках.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием. Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрываются происхождение понятия «государственный суверенитет», а также содержание различных концепций суверенитета государства.
Во второй главе проанализированы границы государственного суверенитета, виды и ограничения суверенитета, особенности суверенитета России в условиях мировой глобализации.
1. СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие государственного суверенитета
Суверенитет государства воздействует на многие сферы общественной жизни, в результате чего смысловое значение данного термина становится объектом исследования различных общественных наук: юриспруденции, политологии, социологии, экономики.
Слово «суверенитет» происходит от латинского слова supraneitas (от supra - выше) и означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, т.е. ее верховенство. Изначально суверенитет существовал как политическое явление, впоследствии эволюционировал в политико-правовую плоскость и получил конституционно-правовое закрепление. В связи с этим суверенитет как правовая категория рассматривается преимущественно в рамках международного и конституционного права.
И.В. Лексин утверждает, что «между категорией «государственный суверенитет» и его дословными иноязычными аналогами пролегает большая смысловая пропасть. В языках европейских стран государственный суверенитет оказывается верховенством организованного порядка, подразумевающего верховный характер власти. Это суверенитет, который принадлежит некому носителю в государстве, но не обязательно суверенитет самого государства. Не случайно представления о государственном суверенитете сформировались в Европе прежде концептуализации государства как субъекта права. Русскоязычная же конструкция «государственный суверенитет» эквивалентна именно «суверенитету государства», а таковой предполагает существование государства как субъекта права»[1].
Суверенитет государства означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международной арене.
Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.
В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику[2].
В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами. Такой шаг возможен ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Известный французский теоретик государства и права М. Ориу усматривал факт самоограничения государственного суверенитета и в том, что государственная власть должна подчиняться праву, действовать в рамках права. «Все согласны, - писал он, - что самоограничение должно быть», т.е. что политическая власть должна самопроизвольно подчиняться положительному праву «и столь же самопроизвольно исполнять лежащее на ней обязательство создания положительного права с целью связывания им своей деятельности». Вопрос лишь в том, продолжал М. Ориу, следует ли рассматривать такое самоограничение как «акт или решение субъективной воли государства, или же это есть результат объективной государственной организации?»[3].
Ответ на данный вопрос М. Ориу искал в разделении государственного суверенитета как понятия «весьма богатого», непосредственно связанного с «равновесием между правом в действии, каковым является политическая власть, и осуществившимся правом, которое есть положительное право», на юридический и политический, или «правительственный», суверенитет. Ответ он искал и в неодинаковом характере соотношения данных видов суверенитета с правом.
Понятие государственного суверенитета неразрывно связано с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни - общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.
В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это не всегда так. Государственная власть и суверенитет не совпадают с народной властью и суверенитетом.
Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Таким образом, суверенитет государства подразумевает полноту полномочий и власти в самом государстве и при этом возможность власти не зависеть от других государств, действовать самостоятельно, но в тех рамках, которые регламентируются международным правом.
1.2. Концепции суверенитета государства
В юридической литературе условно выделяют четыре концепции суверенитета государства: формальную, реалистическую, синтетическую и нигилистическую.
Согласно формальной концепции суверенитет является ключевой составляющей правового положения государства, которая выражается в наборе юридических возможностей. Главной возможностью среди них выступает признаваемая за государством способность устанавливать правовой порядок на определенной территории[4]. Обладание суверенитетом у каждого государства предполагается и не требует подтверждения фактами реализации указанных возможностей.
Реалистическая концепция отождествляет государственный суверенитет с фактически проявляющимися независимостью и полновластием. С этой точки зрения суверенитет является свойством, которое на практике обнаруживается далеко не у каждого государства[5].
Синтетическая концепция относит государственный суверенитет одновременно к юридической и фактической (политической) реальности[6]. Попытки совместить формальную и реалистическую концепции предпринимали не только ученые-юристы, но и представители иных общественных наук.
Нигилистическая концепция суверенитета отрицает теоретическую состоятельность и жизненность данного понятия и (или) предрекает закат эры суверенных государств. Согласно таким представлениям суверенное государство есть не более чем плод заблуждения или вымысла.
Все названные концепции не бесспорны. И.В. Лексин утверждает, что формальное представление о государственном суверенитете уже давно подвергается критике как утратившее связь с жизнью. Основаниями для такой критики он полагает:
- полновластие и абсолютная независимость недостижимы ни в одном реальном государстве, фактические возможности государства по проведению своей воли всегда ограничены множеством внутриполитических и внешнеполитических факторов;
- есть территории, в отношении которых государства реализуют часть суверенных прав. К ним относятся прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, арктические сектора;
- современное государство по определению суверенно, но некоторые государства фактически утратили способность осуществлять властные функции на всей своей территории или на ее части. Например, на территории, оккупированной войсками другого государства;
- государства достаточно часто добровольно передают осуществление части суверенных прав на своей территории надгосударственным организациям, а в некоторых случаях - другим государствам. Такое возможно в рамках проведения миротворческой операции;
- в территориальных пределах ряда государств имеются политические общности, не признаваемые государствами, но проводящие самостоятельную внутреннюю и даже внешнюю политику. На сегодняшний день к ним относятся Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Турецкая Республика Северного Кипра и др.;
- существовали и существуют государства, в течение длительного времени частично управляемые - другими государствами или международными организациями. Так, Федеративные Штаты Микронезии, Маршалловы острова, Республика Палау, будучи отдельными государствами, находятся в отношениях «свободной ассоциации» с США. В формировании Конституционного суда Республики Боснии и Герцеговины участвует Европейский Суд по правам человека, а первый состав Совета управляющих Центрального банка Республики частично формировался Международным валютным фондом;
- многие транснациональные корпорации оказывают значительное влияние на политику ряда государств и способны в отдельные периоды фактически подчинять себе принятие государственных решений по определенным вопросам;
- функции публичной власти, в том числе по поддержанию безопасности и правопорядка, по ведению военных действий, на определенной территории могут осуществлять частные организации. Такие как Ост-Индские компании в XVII-XIX вв., Компания Гудзонова залива, современные частные военные компании.