Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
Для устойчивого развития нашей страны, полагает В.В. Красинский, необходимы следующие условия: «социально-политическая стабильность в стране; функциональность, многоукладность, инновационность и гибкость национальных секторов экономики; укомплектованность производства, сферы услуг, культурно-образовательных и медицинских учреждений, оборонно-промышленного комплекса квалифицированными кадрами и менеджментом, высокотехнологичным оборудованием; наличие эффективно функционирующих механизмов защиты государственного суверенитета (органы власти, суды, армия, полиция, разведка, контрразведка и др.); четкое формулирование и последовательная защита национальных интересов на разноформатных международных форумах и диалоговых площадках; уважение и учет взаимовыгодных интересов других государств; минимизация репрессивных и силовых мер принуждения в сфере внутренней и внешней политики»[29].
Таким образом, развитие мировой глобализации создает угрозы для государственных и общественных институтов, включая суверенитет государства. Своевременное прогнозирование и адекватный учет возникающих вызовов, гибкое использование преимуществ глобальной экономики могут помочь России справиться с этими угрозами, а также создать предпосылки для всестороннего развития государства, гражданского общества и личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведенного исследования понятия и границ суверенитета государства, можно сделать следующие выводы.
Суверенитет (от лат. supraneitas) государства - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет государства неразрывно связан с суверенитетом нации, под которым понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
В рамках исследования были выделены четыре концепции суверенитета государства: формальная, реалистическая, синтетическая и нигилистическая. Из рассмотренных концепций государственного суверенитета методологически последовательной оказывается лишь формальная. Она не провоцирует мнимые парадоксы и обладает гораздо более весомым функционалом, а самой опасной для существования самого суверенитета является нигилистическая концепция.
Суверенитет выступает неотъемлемым сущностным признаком государства, который в силу единства и неотчуждаемости не может быть ограничен или видоизменен экономическими или политическими процессами. Любые ограничения суверенитета как международно-правового принципа могут поставить под угрозу существование государства.
Вместе с тем современные демократические правовые государства добровольно ограничивают объем своего суверенитета как национальным законодательством, так и международно-правовыми нормами. Круг вопросов, включаемых в договорные отношения с другими государствами, определяется суверенным государством самостоятельно и независимо. В зависимости от исторической необходимости, состояния экономики или политической конъюнктуры эти вопросы могут иметь самое различное содержание и объем. При этом правовое самоограничение государства также имеет пределы.
В отношении России действующее законодательство может настолько ограничивать, связывать государственный суверенитет, насколько оно не противоречит Конституции Российской Федерации.
Суверенитет в значении неотчуждаемого абсолютного качества сам по себе не подлежит передаче. Но это не препятствует передаче осуществления суверенной власти, а такая передача - и добровольная, и вынужденная - вполне способна привести к тому, что субъекта международного права перестанут воспринимать как суверенное государство. В совокупности с другими факторами это может привести и к признанию прекращения существования суверенитета данного государства в отношении определенной территории либо к прекращению существования государства в целом.
Современные процессы глобализации создают условия, при которых содержание суверенитета подвергается критическому пересмотру, роль национальных государств начинает ослабевать и приобретать политико-правовую форму. Государства с более сильной экономикой обладают лучшими возможностями для формирования собственной политической независимости. Позиции России в глобальной экономике на сегодняшний день являются неустойчивыми.
Чтобы преодолеть существующие вызовы устойчивому развитию общественных и государственных институтов России необходимо своевременное прогнозирование и гибкое использование преимуществ глобальной экономики. Для этого должен быть создан эффективно функционирующий механизм защиты государственного суверенитета, минимизация репрессивных и силовых мер принуждения в сфере внутренней и внешней политики, а также четкое формулирование и последовательная защита национальных интересов в международных отношениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями , одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020)
- Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2019) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, № 29, ст. 2757.
- Большаков А.Г. Проблемная государственность в эпоху глобального кризиса национального суверенитета // Полис. Политические исследования. - 2018. - № 5. - С.186-189.
- Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен. М.: Инфра-М, 2012. - 121 с.
- Гаврилов В.В. . Международное право в эпоху глобализации: некоторые понятийные и содержательные характеристики // Московский журнал международного права. - 2002. - № 3. - С. 184 - 188.
- Галушко Д.В. О суверенитете государства в международном праве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 1 (14). - С. 366–374.
- Дмитриева Г.К., Викторова Н.Н. Суверенитет государства в контексте привлечения иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 12. – С. 26-38.
- Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 608 с.
- Красинский В.В. Государственный суверенитет: гносеологический аспект проблемы // Современное право. - 2015. - № 7. - С. 5-10.
- Лексин И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3. - С. 17-29.
- Лексин И.В. Государственный суверенитет: иллюзия концептуального разнообразия и многообразие концептуальных иллюзий // Федерализм.- 2017. - № 1.- С. 79-92.
- Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 640 с.
- Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018, - 194 с.
Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - № 1. - С. 187–200.
- Хмелевский С.В. Государственный суверенитет: понятие, содержание, актуальные теоретические и практические проблемы реализации // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 4. - С. 281–289.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2018 № 21-П // Российская газета. № 6734 (163).
-
Лексин И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3. - с. 19. ↑
-
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – с. 42. ↑
-
Марченко М.Н. Указ. соч. – с. 43. ↑
-
Лексин И.В. Государственный суверенитет: иллюзия концептуального разнообразия и многообразие концептуальных иллюзий // Федерализм.- 2017. - № 1.- с. 84. ↑
-
Красинский В.В. Государственный суверенитет: гносеологический аспект проблемы // Современное право. - 2015. - № 7. - с. 10. ↑
-
Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен. М.: Инфра-М, 2012. - с.44. ↑
-
Лексин И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3. -с. 20. ↑
-
Большаков А.Г. Проблемная государственность в эпоху глобального кризиса национального суверенитета // Полис. Политические исследования. 2011. - № 5. - С.188. ↑
-
Лексин И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3. -с. 21. ↑
-
Лексин И.В. Указ. соч.- с. 22. ↑
-
Лексин И.В. Указ. соч.- с. 23. ↑
-
Лексин И.В. Указ. соч.- с. 23. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П // Российская газета. № 6734 (163). ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 № 21-П // Российская газета. № 6734 (163). ↑
-
Гаврилов В.В. . Международное право в эпоху глобализации: некоторые понятийные и содержательные характеристики // Московский журнал международного права. 2002. № 3. - С. 188. ↑
-
Хмелевский С.В. Государственный суверенитет: понятие, содержание, актуальные теоретические и практические проблемы реализации // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 4. С. 282. ↑
-
Галушко Д.В. О суверенитете государства в международном праве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 1 (14). - С. 367. ↑
-
Терентьева Л.В. Концепция суверенитета государства в условиях глобализационных и информационно-коммуникационных процессов // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - № 1. - С. 189. ↑
-
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. - 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016, - с. 19. ↑
-
Лексин И.В. Суверенитет и государство: концептуальные взаимосвязи и расхождения // Российское право: образование, практика, наука. - 2018. - № 3. - с. 25. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. ↑
-
Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995,№ 29, ст. 2757. ↑
-
Красинский В.В. Защита государственного суверенитета: монография. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. – с.408. ↑
-
Дмитриева Г.К., Викторова Н.Н. Суверенитет государства в контексте привлечения иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. – 2018. - № 12. – С. 28. ↑
-
Красинский В.В. Указ. соч. – С. 409. ↑
-
Красинский В.В. Указ. соч. – С. 410. ↑
-
Красинский В.В. Указ. соч. – С. 410. ↑
-
Красинский В.В. Указ. соч. – С. 411. ↑