ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция нейрофизиологического движения по Б. Бобат и К. Бобат
Кондуктивная педагогика А. Пето.
Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Методика О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой
Вопросы и задания для самопроверки и самооценки
Задания для углубленного изучения темы
Методика Н. и П. Ботта.
Целью работы Н. и П. Ботта провозглашают обеспечение каждого ребенка максимумом достижений.
При определении задач воспитания прежде всего учитываются потребности, присущие всем детям, т. к. больные дети являются сначала детьми, а потом уже — больными. Каждое нарушение нужно корригировать медицинскими и педагогическими средствами в соответствии с особенностями расстройства. Когда встречается препятствие, которое кажется непреодолимым, нужно искать способы для дальнейших успехов, вырабатывать пути компенсации. Требуются совместные усилия педагогов, психологов и врачей. И, конечно же, к работе необходимо привлекать родителей. Родителей приглашают на медико-психолого-педагогические обсуждения плана работы с ребенком, обучают пониманию ребенка и сотрудничеству с ним.
Педагогическая работа состоит из нескольких разделов:
-
Воспитание двигательных функций. -
Воспитание навыков. -
Воспитание речи. -
Социальное приспособление.
Воспитание двигательных функций проводится с раннего возраста обязательно в игровой форме. Ботта подчеркивают, что маленький ребенок прежде всего личность, поэтому нужно не просто заниматься мышечной тренировкой, а создавать естественные условия для развития двигательных функций.
Например, применяются такие приемы:
-
ребенок сидит на стуле в позе портного с мешочками (утяжелителями) на коленях. К нему подносят разные игрушки так, чтобы он тянулся к ним, удерживая голову и спину. Далее то же делают в положении сидя со свешенными голенями. Затем ребенка слегка подталкивают, чтобы он учился восстанавливать равновесие; -
для тренировки удержания головы ребенка носят, положив на плечо животом вниз и удерживая на уровне колен. Ребенок вынужден выпрямлять голову и туловище, чтобы видеть окружающее.
Авторы обращают внимание на то, что ребенку с ДЦП нельзя долго сидеть с согнутыми ногами. Поэтому они рекомендуют помещать малыша в специальный стол для стояния, устраивать в стуле или в кресле так, чтобы он сидел с выпрямленными ногами, сажать и укладывать на пол.
Для обучения ходьбе предлагается отрабатывать шаговые движения, сначала лежа, затем в параллельных брусьях, далее с поддержкой (при этом нужно только обеспечивать равновесие, но не носить ребенка), затем в ходунках. Далее предлагается в качестве опоры использовать утяжеленную коляску для куклы и тросточки. Нужно тренировать ходьбу как на ровной, так и на неровной поверхности.
Воспитание навыков направлено на то, чтобы сделать ребенка максимально независимым в семейной, общественной, школьной, а затем и в профессиональной среде.
Для воспитания навыков нужно развивать движения в лучезапястных и других суставах верхних конечностей – умение брать и отпускать предметы, укладывать их в назначенное место, выбирать игрушки по разным параметрам. Для этого используются кубики, пирамиды, конструкторы. Рекомендуются игры с водой и песком.
Необходимо настойчиво тренировать навыки самостоятельной еды и питья. Рекомендуется использовать небьющуюся посуду с фиксацией ее в углублениях на столе.
Также важно направить усилия на воспитание навыков одевания, используя для этого застежки, шнурования, раму
с пуговицами Монтессори и т.п.
В раннем детстве основной задачей является стимуляция сенсомоторного развития. Нужно фиксировать внимание ребенка на окружающих предметах, чаще выкладывать ребенка на ковер. Предлагается использовать традиционные приемы для развития речи и общения, формировать игровую деятельность.
Авторы уделяют значительное внимание подготовке ребенка с ДЦП к школьному обучению. Для подготовки к письму нужно удобно расположить предметы на учебном столе. При необходимости прикрепить лист бумаги к столу скотчем или использовать резиновый коврик. Лучше использовать листы большого размера с матовой поверхностью. Некоторым детям для удержания карандаша требуется крестообразная насадка, можно вставить карандаш в небольшую грушу. Движения руки можно корректировать утяжелителями. Рекомендуется тренировать раскрашивание, штрихование, перемещение руки в нужном направлении, проводить работу в определенных границах, с трафаретами. Предлагается рисовать предметы, похожие на буквы, писать на доске сначала мокрой губкой, а затем мелом. При значительных моторных затруднениях нужно рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности использования пишущей машинки. Подготовка к школе включает не только подготовку к письму, но и развитие речи, слухового восприятия, ритма, зрительного внимания и памяти. В играх нужно развивать потребность читать и считать. В школьном обучении акцент делается на индивидуализацию приемов обучения, использование различных приспособлений с учетом двигательных расстройств и личностное развитие.
Кондуктивная педагогика А. Пето.
Андраш Пето был организатором и первым директором реабилитационного центра в Будапеште. Он создал систему кондуктивного (управляемого) обучения.
Целью работы в кондуктивной педагогике признается подготовка к самостоятельной жизни.
Лечебное, психолого-педагогическое и социальное воздействие объединены. Всю работу выполняют специалисты – дирижеры или кондукторы, которых обучают в этом же институте. Во время обучения они работают в качестве помощников кондукторов.
Общие принципы кондуктивной педагогики:
-
Необходимо приспосабливать ребенка с патологией к реальным условиям
жизни.
-
Это приспособление обеспечивается за счет обучения навыкам. -
Необходимо добиваться максимального владения сохранными функциями. -
Закрепление сформированных действий в практических ситуациях. -
Нужно вести работу по профилактике и устранению комплекса неполноценности. -
Ребенок должен видеть вокруг себя не только больных, но и здоровых детей. -
В процессе обучения должно обеспечиваться постоянное развитие.
Одним из основных положений методики является то, что ребенок должен каждый день овладевать новой способностью. Это существенно улучшает мотивацию.
В течение дня постоянно происходит обучение навыкам самообслуживания и закрепление двигательных навыков, выработанных на занятиях по кинезитерапии, в процессе режимных моментов.
На занятиях по кинезитерапии также включаются упражнения, способствующие развитию навыков самообслуживания. Это:
-
серия упражнений для самостоятельного одевания и действий в туалете; -
упражнения для сидения за столом, вставания со стула, залезания на стол и спускания со стола; -
упражнения на использование опорной и хватательной функций пальцев ладоней и ступней; -
упражнения для самостоятельного вставания со стула и стояния около него с выпрямленными ногами; -
упражнения для удерживания равновесия в положении сидя; -
упражнения для удерживания равновесия в положении стоя; -
перемещение и удерживание равновесия в разных позициях; -
индивидуальная работа по развитию моторики у детей. Все двигательные упражнения в течение дня сочетаются с речью, счетом и пением.
Большое внимание уделяется обучению захвату, упору, удержанию позы.
Обучение обязательно ведется в группах. В свободных играх со сверстниками развиваются усвоенные способности. Если ребенок не умеет играть – его надо учить. Пето подразделяет игры на познавательные, подвижные, интеллектуальные, социальные, творческие, лечебные.
Институт оборудован специальной мебелью, которая там же была разработана, –
столы, стулья из палок, используемые для обучения стоянию и передвижению.
Методика Пето применима к пациентам с достаточно высоким уровнем сознательности. При отборе детей для занятий по методике Пето предпочтение отдается детям