ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с сохранным или частично сохранным интеллектом, имеющим грамотных, настойчивых, активных родителей. Возраст детей старше 3 лет.

Положительным результатом дошкольного образования в кондуктивной педагогике считается, когда ребенок на своих ногах идет в первый класс общеобразовательной школы.


Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.


Методика Марселя Прокуса рассчитана на работу с детьми в возрасте 4 – 7 лет.

Основным принципом методики является выравнивание психомоторного развития путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.

Моторная область корригируется по следующим параметрам: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно-моторной, зрительно-слуховой, зрительно- моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, устранение лишних сопутствующих движений.

Для этого используются комплексы упражнений многонаправленного действия.

  1. Упражнения для развития ощущения своего тела:

  • массаж и самомассаж,

  • самообслуживание,

  • обозначение и показ частей тела,

  • восприятие себя и других людей в зеркале,

  • укрепление чувства антигравитации и чувства движения.

  1. Упражнения на развитие ориентировки во времени:

  • знакомство с временными понятиями,

  • восприятие и воспроизведение ритмов,

  • восприятие и воспроизведение музыкальных ритмов.

  1. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:

  • знакомство с пространственными понятиями – величина, форма, вес,

  • ориентировка в собственном теле и в теле окружающих – верхняя и нижняя, правая и левая стороны,

  • определение направления движения и оценка расстояния,

  • различение геометрических фигур круг в 3 года, квадрат в 4 года, треугольник в 5 лет, параллельные линии в 6 лет

  • занятия с кубиками и с конструктором Lego.


  1. Коррекция личности и речи:

  • логопедические занятия: речь с движением, звукоподражания, показ и называние предметов на картинках, графические ответы с помощью показа на рисунке, называние букв и цифр, подготовка к обучению письму, развитие жестикуляции, сопровождение речью всей деятельности.

Занятия по методике Прокуса включают 4 этапа.

  1. этап. Вводная часть.

В начале занятия можно провести расслабляющий массаж с беседой для осознания схемы тела, а также ритмические упражнения под музыку.

  1. этап. Развитие общей моторики.

На этом этапе можно предложить игровые упражнения для тренировки различных видов передвижения.

  1. этап. Развитие мелкой моторики.

Предлагается также использовать рисование, лепку и вырезание. При вырезании ребенок удерживает ножницы с тупыми концами в двух больших пальцах обеих рук. Рекомендуется отрывать кусочки бумаги и наклеивать их, выполняя таким образом аппликацию. Кроме того, для развития мелкой моторики можно использовать различные игры.

  1. этап. Обобщающий.

Используются комбинированные упражнения на укрепление мышц, развитие схемы тела, развитие пространственной ориентировки, развитие ориентировки во времени, развитие темпо-ритмического чувства.


Методика Э. Мазанек.


Методика Эвы Мазанек представлена как психолого-педагогическая реабилитация, выступающая в качестве одного из разделов комплексного подхода, включающего лечебную, логопедическую работу, обучение кормлению, лечебную физкультуру.

В основу работы положены следующие принципы:

  1. Обязательный эмоциональный контакт с ребенком и индивидуальный подход к нему.

  2. Обеспечение ребенку чувства безопасности.

  3. Активное участие ребенка в работе. Обеспечивается тем, что ребенку объясняют, в чем заключаются его трудности и недостатки.

  4. Содержание и материал заданий подбирается не по возрасту, а по возможностям ребенка.

  5. Работа проводится в игровой деятельности.

  6. Дозировка заданий в соответствии с возможностями ребенка.

  7. Постепенное увеличение продолжительности занятий и усложнение их.

  8. Повторение и закрепление материала.

  9. Поощрение и помощь.

  10. Индивидуальный подбор поз ребенка для занятий.

В методике Мазанек выделяются 3 этапа в соответствии с возрастом детей.

  1. этап. Рассчитан для работы с детьми в возрасте от 0 до 2 лет. Ведущим является сенсомоторное развитие и формирование наглядно-действенного мышления. Вся деятельность сопровождается речью.

Для развития слухового и зрительного восприятия предлагается на 1-м году жизни использовать погремушки, с помощью которых вырабатывается способность к фиксации и прослеживанию. Манипулятивные способности развиваются также с помощью погремушек и других
предметов, которые вкладывают в руки ребенка.

На 2-м году жизни сенсорные, манипулятивные и интеллектуальные способности развивают с помощью кубиков, пластмассовых и резиновых игрушек. Ребенка обучают толканию, схватыванию, перекладыванию, раскладыванию. Используются пирамиды, почтовые ящики, постройки из кубиков.

С 15 месяцев жизни ребенка учат рассматривать картинки. Сначала тренируют соотнесение предмета и предметной картинки, а затем уже учат рассматривать картинки в книжках.

  1. этап. Ориентирован на детей в возрасте 2–4 лет. Это возраст развития наглядно- образного мышления. Речь развивается с помощью книжек с картинками. Импрессивную речь развивают также с помощью инструкций, состоящих из 1–2 элементов, например,

«возьми куклу и покорми ее».

Детям предлагают манипулятивные и конструктивные игры, рисование пальцем и карандашом, лепку из пластилина, игры с бумагой и песком.

  1. этап. После 4 лет занятия проводятся обязательно в детском коллективе.

Отдельное внимание в методике Мазанек уделяется развитию зрительного и зрительно-пространственного восприятия.

С 2 лет ребенка обучают различению основных цветов спектра. Первоначально – различению красного, зеленого, синего и желтого. Знание названий цветов постепенно формируется к пяти годам.

Представления о форме развиваются в следующей последовательности: в 2,5 года обучают находить вертикальные и горизонтальные линии, в 3 года – круг, в 3,5 года – крест, в 4 года квадрат, в 5 лет