ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция нейрофизиологического движения по Б. Бобат и К. Бобат
Кондуктивная педагогика А. Пето.
Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Методика О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой
Вопросы и задания для самопроверки и самооценки
Задания для углубленного изучения темы
Методика О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой
Эта методика предполагает стимуляцию двигательного развития и коррекцию его нарушений на первом году жизни ребёнка. В ней авторы предлагают следующие приёмы для торможения тонических рефлексов.
Хороший результат дает так называемая поза «эмбриона», препятствующая разгибанию: конечности ребенка с помощью периодического легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают и приводят к груди, ноги слегка разводят и приводят к животу. В этой позе проводятся ритмичные покачивания вперед-назад. Это положение способствует растяжению укороченных мышц, а покачивания в этой позе - расслаблению и нормализации мышечного тонуса. Для этой же цели используются покачивания на больших гимнастических мячах. Ребенка в положении на животе или спине покачивают во фронтальной и саггитальной плоскостях до расслабления. Для торможения или хотя бы ослабления шейного тонического симметричного рефлекса можно добиться следующим приемом: положить ребенка на живот на небольшой валик, который препятствует сгибанию в этом положении.
Для торможения АШТР можно использовать следующие упражнения:
-
в положении на спине поворачивать пассивно голову в сторону, одновременно сгибая руку и ногу на этой же стороне (обычно эти конечности называются «лицевыми»); -
удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки; -
удерживая голову в срединном положении, поочередно или одновременно подносить руки ко рту; -
удерживая голову в срединном положении, поочередно сгибать руки и направлять к носу, рту, противоположному уху, животу, сопровождая движения словами
«носик, ротик, ушко, брюшко».
Несмотря на то, что пассивные упражнения не имеют решающего значения для стимуляции движений, их обязательно включают в комплекс упражнений. Они показаны на этапах отсутствия произвольной целенаправленной двигательной активности и детям с ограничением движений. Пассивные движения способствуют выработке кинестетических и зрительных ощущений схемы движения, тормозят содружественные реакции, стимулируют выработку изолированных движений, предупреждают развитие контрактур. Пассивные движения не должны превышать объем соответственных активных движений, чтобы не вызвать разболтанности суставов. Повторять их следует многократно. При появлении возможности хотя бы частичного движения следует перейти к пассивно- активным выполнениям этого движения. Например, методист производит пассивный поворот на бок с ротацией, поворот на живот заканчивает ребенок сам.
У детей первых дней жизни, когда активность ограничивается примитивными рефлексами, в занятиях используются рефлекторные упражнения, которые одновременно включают многие мышечные группы. Позже при тренировке навыков необходимо включать мотивацию (игрушкой, словом, а у детей старше 7 месяцев игрой).
Нормальные стереотипы движения формируются только при нормальном мышечном тонусе. Для целенаправленной выработки движений используются тренировки в рефлекс запрещающей позе (поза, в которой активность тонических рефлексов минимальна).
Контролируя силу и распространение аномального мышечного тонуса, методист одновременно стимулирует движения конечностей.
При задержке двигательного развития на фоне гипотонии мышц основное внимание уделяется стабилизации позы и равновесия, улучшению координации движений. Если в основе нарушений лежит высокий мышечный тонус, акцент делается на торможении тонической активности, нормализации мышечного тонуса и выработке выпрямления и равновесия.
Для стимуляции определенных двигательных навыков выполняют следующие упражнения.
-
Подъем и удержание головы (развитие лабиринтного установочного рефлекса на голову) -
Упражнения для тренировки опоры на предплечья и кисти -
Упражнения для тренировки поворотов на бок и на живот -
Упражнения для стимуляции ползания на животе -
Упражнения для тренировки вставания на четвереньки и удержания в этой позе. -
Упражнения для тренировки ползания на четвереньках -
Упражнения для тренировки устойчивого сидения и самостоятельного присаживания -
Упражнения для выработки умения самостоятельно присаживаться -
Упражнения для тренировки вставания на колени -
Упражнения для стимуляции вставания на ноги -
Упражнения для тренировки самостоятельного стояния -
Упражнения для тренировки ходьбы -
Упражнения для тренировки функции кисти.
На всех этапах развития руки принимают участие в перемене позы и удержании равновесия (защитные реакции). Движения рук тесно связаны с познавательной
деятельностью, а также с речью. Мелкая моторика рук является одним из факторов формирования речи. Формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, чувствительности, пространственной ориентации, координации движений.
Стимулируя функцию кисти, особое внимание следует уделять противопоставлению большого пальца, правильному хватанию, пронационным и супинационным движения, изолированным движениям пальцев.
Прежде чем приступить к тренировке движений кисти, необходимо установить голову и туловище в правильное положение. В свою очередь, совершенствование манипулятивной функции кисти способствует коррекции позы.
Движения рук тренируются в нисходящем направлении: плечи, предплечья, кисти, пальцы. Все движения начинают проводить пассивно, затем активно. Функцию хватания стимулируют с периода новорожденности. Для этого проводится массаж межкостных промежутков тыла, возвышение большого пальца и мизинца, каждого пальца, пассивное растяжение складки первого пальца и его отведение и противопоставление. Приближая свое лицо к лицу ребенка, следует стимулировать поглажи-ание рукой ребенка щеки матери («мама хорошая»), а впоследствии и своего лица.
В любой позе, соответствующей периоду развития - на спине, животе, четвереньках, сидя и стоя тренируют правильный захват игрушки, перекладывание ее из руки в руку. Сначала захват происходит в пронационном
положении, затем в среднем и потом в супинационном. Для стимуляции правильного хватания можно использовать различные игрушки, например, мячик с дырками для пальцев, шарики, палочки, игрушки с сыпучим наполнителем. Если приведение большого пальца стойкое, на период сна можно применить фиксированную укладку на «варежке» с отведенным пальцем или привязывать шарик.
Тренировку функции кисти можно проводить после расслабления мышц путем массажа, потряхивания по Фелпсу и снятия влияния тонических рефлексов. Например, активные движения рук при экстензорной позе легче выполнять на подушке или надувном мяче.