ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Якубовская, Е. А. Тема 3. Развитие двигательной мобильности у детей с нарушением функций ОДА / Е. А. Якубовская // Основы методики коррекционно-развивающей работы

: учеб.-метод. пособие / И. Н. Миненкова, В. В. Радыгина, Е. А. Якубовская. Минск :

БГПУ, 2013. – С. 101–121.

Тема 3. Развитие двигательной мобильности у детей с нарушением функций ОДА.

Требования к компетентности обучающихся по теме


Студенты должны знать:

  • основные физиотерапевтические методики по развитию двигательной сферы у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

  • образовательные методики по развитию двигательной сферы у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Студенты должны уметь:

  • практически применять образовательные методики по развитию двигательной сферы у детей с нарушениями ОДА;

  • уметь работать в команде, согласовывать свои действия с действиями других специалистов.



Физиотерапевтические методики по развитию двигательной мобильности


Развитие произвольной моторики подготавливается рядом сложных преобразований в двигательной системе, развитием сложных форм постуральных тонических реакций, обеспечивающих удержание тела в пространстве, пластическую фиксацию принятых поз, возможность вычленения и воспроизведения отдельных, изолированных движений.

Вдеятельностидвигательногоанализаторасущественноезначениеимеетнетольковозможностьовладениятемилиинымдвижением,ноисозданиеследовогообраза данного движения.Например, в течение первого года жизни ребенок овладевает актом ходьбы. Это происходит не сразу. Первоначально он с трудом удерживает равновесие, с трудом переставляет ноги, напрягая нужные группы мышц туловища и конечностей, с трудом преодолевает паратонию, которая распространяется вначале даже на пальцы рук. Затем постепенно вычленяются те изолированные движения туловища и нижних конечностей, которые нужны для ходьбы, последняя становится полуавтоматизированным актом ребенок идет, не создавая заново всякий раз всю систему шаговых движений. Это происходит потому, что уже при первых движениях овладения ходьбой активное участие в движениях принимает не только собственно двигательный, но и кинестетический отдел двигательного анализатора, где чувствительные, кинестетические клетки фиксируют следовый образ проделанного движения, создают намять о нем. Постепенно складывается схема проделываемого движения. Развивается память движений, которая становится все обширнее, глубже, и уже ребенок 12—14 лет без всякого напряжения проделывает бесчисленные формы самых различных по характеру движений, совершенно не фиксируя своего внимания на том, как, в какой последовательности, с какой силой, при каком напряжении мышц эти движения должны быть проделаны.

Схема положения тела и схема движений — это та основа, которая создается втечениепервыхлетжизниинакоторойзатемстроятсялюбыенужныечеловекуформыспециальныхдвижений: танец, катание на коньках, на лыжах, специфические движения при различных видах деятельности — пианиста, слесаря, плотника и др. Они также вначале воспроизводятся с трудом, а затем постепенно создается их следовый


образ, закрепляются схемы положений тела, необходимых для этих движений, и затем

схема движений, на основе которых они выполняются уже полуавтоматически.

При детском церебральном параличе важнейшей задачей специалистов является подавление примитивных тонических рефлексов, патологических синергий и синкинезий и тем самым порочных установок конечностей, воспитание установочных рефлексов, физиологических синергий и произвольной моторики.


Концепция нейрофизиологического движения по Б. Бобат и К. Бобат


Девиз:«Ребёнку не приноситпользы,если мы помогаем ему рукой.Искусствосостоит не в том, чтобы поддерживать ребёнка рукой, а в том, чтобы убрать руку внужный момент».

Цель и принципы Бобат-терапии


Целью является выявить моторные возможности, закрепить и стимулировать их и, по возможности, противодействовать проявлению патологических стереотипных положений и движений, а также привить нормальные сенсомоторные навыки прежде чем отклоняющиеся от нормы поведенческие стереотипы войдут в привычку.

Основой этой программы является пластичность мозга, то есть возможность обучаться на протяжении всей жизни, несмотря на повреждения ЦНС. Мозг обучается посредством раздражителей, поступающих из окружающей среды и от собственного организма.

Концепция базируется на двух фундаментальных принципах: нейрофизиологическом и на принципе целостности.

Карел и Берта Бобат установили следующее: «Отклоняющиеся от нормы стереотипы положения тела и двигательные стереотипы тесно взаимосвязаны с отклоняющимся от нормы тонусом» (Бернштейн (Bernstein), 1967), так же , как и нормальные двигательные стереотипы связаны с нормальным тонусом. При этом нормальные движения, которые прививаются ребёнку во время проведения корректирующих
мероприятий, нормализируют тонус. Принимая во внимание, что церебральный паралич является сенсорным нарушением, движения больного не исправляются, больной также не обучается им заново; ему прививаются двигательные ощущения, максимально приближенные к движениям в реальной жизни. Таким образом больной приобретает сенсомоторный опыт. Второй принцип в рамках этой концепции базируется на целостности. Пациент рассматривается как одно целое, как целостная личность. При этом моторика имеет центральное значение для целостного развития ребёнка. Не функционирование отдельных мышц или групп мышц находится в центре внимания. Моторика рассматривается как выражение общей координации, при этом положение тела и движения образуют единое целое. Простые движения образуют комплексные действия, в управлении которыми участвуют уровни контроля над центральной моторикой. Воздействие на общую моторику ведёт к улучшенному контролю над положением головы и туловища, а также положительно влияет на моторику рта. При помощи дополнительных специальных терапевтических мероприятий, развивающих технику приёма пищи и питья, дыхания и голоса, можно передать больному положительный сенсомоторный опыт в этих сферах и создать тем самым предпосылки для развития более понятной речи и воспрепятствовать возникновению тяжёлых нарушений голоса и артикуляции.

При лечении принимается во внимание восприятие
всех видов ощущений, воспроизведение речи и понимание, физические нагрузки и умственные способности. Важным является:

  1. Стимулирование активных автоматических двигательных реакций (при помощи пассивных движений ничему научиться нельзя).

  2. Умение ждать, пока наступит реакция.

  3. Постоянное приспосабливание терапии под актуальное состояние и реакции ребёнка.

Предварительно составленная программа терапии, которая повторяется стереотипным образом, неприменима. Может возникнуть риск укрепления отклоняющихся от нормы поведенческих реакций ребёнка. Бобат-концепция обладает широкой вариативностью техники. Её необходимо приспосабливать под актуальные индивидуальные потребности и изменять её в зависимости от реакции больного во время лечения.

  1. Принятие во внимание проблем в развитии, ненормальных реакций, дополнительных отклонений и нарушений перцепции, умственного развития и социальной интеграции, а также влияния этой интеграции на повседневную жизнь и активность ребёнка.

  2. Постепенное ослабление контроля с целью повышения самостоятельной активности ребёнка.


Образовательныеметодикипоразвитиюдвигательноймобильности