ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Концепция нейрофизиологического движения по Б. Бобат и К. Бобат
Кондуктивная педагогика А. Пето.
Методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса.
Методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Методика О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеевой
Вопросы и задания для самопроверки и самооценки
Задания для углубленного изучения темы
треугольник, в 6 лет – прямоугольник.
С 2 лет ребенку дают игры на составление целого из частей. Сначала используют разрезные картинки, затем доски Сегена, далее – мозаику и пазлы.
С 3 лет формируют представления о величине и количестве, начиная с парадигмы
«много-мало».
Отдельное внимание в большинстве методик уделяется развитию движений рук и навыков самообслуживания.
Как большинство современных авторов, И. Филипяк первоначально обращается к развитию ручной моторики в онтогенезе. Она отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и
манипулирование, и только потом – способность удержания тела в определенной позиции и перемещения.
В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2-м и 4-м месяцами жизни. На 3–4-м месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет. Участие в этом принимают только 3-5 пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4–5-го месяца начинается довольно длинный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине или на животе.
К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т.е. он прижимает предмет к ладони 2-5-м пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью.
К 6 месяцам хватание становится «ладонно-пальцевым». Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2-5-й пальцы толкают удерживаемый предмет к большому пальцу. Затем «ладонно-пальцевый» захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец все еще не участвует в захвате, его активность возрастает.
К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата
небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в середину ладони с согнутыми 1-5-м пальцами (2-3-й пальцы могут быть частично выпрямленными).
К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2-5-м пальцами и большим пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметом и ладонью есть видимое пространство. На 8-м месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницами». Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2-го пальца, 3-5-й пальцы при этом тоже согнуты.
На 9 месяце совершенствуется пальцевый захват. Развиваются движения в лучезапястном суставе, растет оппозиция большого пальца, развиваются изолированные движения указательного пальца, необходимые для щипцеобразного захвата. Попытки щипцеобразного захвата наблюдаются при захвате мелких предметов, но движение неловко в связи с тем, что оно выполняется выпрямленными пальцами.
На 10 месяце ребенок овладевает настоящим щипцеобразным захватом 1-2-м пальцами, при котором большой палец противопоставлен остальным пальцам, а 3-5-й пальцы незначительно согнуты. К году это движение совершенствуется, ребенок может удерживать очень мелкие предметы между кончиками и даже ногтями пальцев.
Решающую роль в развитии манипуляций играет овладение захвата ладонью (5 мес), «ножницами» (8 мес), «щипцами» (12 мес). В дальнейшем произвольные
и изолированные движения пальцами совершенствуются. Именно эта последовательность берется за основу в методике автора.
Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон.
Упражнения проводятся сидя за столом. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной посадке.
Предлагается несколько последовательных серий упражнений.
выпрямленной.
С 2 лет ребенку дают игры на составление целого из частей. Сначала используют разрезные картинки, затем доски Сегена, далее – мозаику и пазлы.
С 3 лет формируют представления о величине и количестве, начиная с парадигмы
«много-мало».
Методика развития ручной умелости Ирэнэуш Филипяк.
Отдельное внимание в большинстве методик уделяется развитию движений рук и навыков самообслуживания.
Как большинство современных авторов, И. Филипяк первоначально обращается к развитию ручной моторики в онтогенезе. Она отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и
манипулирование, и только потом – способность удержания тела в определенной позиции и перемещения.
В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2-м и 4-м месяцами жизни. На 3–4-м месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет. Участие в этом принимают только 3-5 пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4–5-го месяца начинается довольно длинный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине или на животе.
К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т.е. он прижимает предмет к ладони 2-5-м пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью.
К 6 месяцам хватание становится «ладонно-пальцевым». Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2-5-й пальцы толкают удерживаемый предмет к большому пальцу. Затем «ладонно-пальцевый» захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец все еще не участвует в захвате, его активность возрастает.
К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата
небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в середину ладони с согнутыми 1-5-м пальцами (2-3-й пальцы могут быть частично выпрямленными).
К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2-5-м пальцами и большим пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметом и ладонью есть видимое пространство. На 8-м месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницами». Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2-го пальца, 3-5-й пальцы при этом тоже согнуты.
На 9 месяце совершенствуется пальцевый захват. Развиваются движения в лучезапястном суставе, растет оппозиция большого пальца, развиваются изолированные движения указательного пальца, необходимые для щипцеобразного захвата. Попытки щипцеобразного захвата наблюдаются при захвате мелких предметов, но движение неловко в связи с тем, что оно выполняется выпрямленными пальцами.
На 10 месяце ребенок овладевает настоящим щипцеобразным захватом 1-2-м пальцами, при котором большой палец противопоставлен остальным пальцам, а 3-5-й пальцы незначительно согнуты. К году это движение совершенствуется, ребенок может удерживать очень мелкие предметы между кончиками и даже ногтями пальцев.
Решающую роль в развитии манипуляций играет овладение захвата ладонью (5 мес), «ножницами» (8 мес), «щипцами» (12 мес). В дальнейшем произвольные
и изолированные движения пальцами совершенствуются. Именно эта последовательность берется за основу в методике автора.
Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон.
Упражнения проводятся сидя за столом. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной посадке.
Предлагается несколько последовательных серий упражнений.
-
Обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями. В результате этих упражнений ребенок овладевает способностью удержания предмета в ладонях. Например, он может пить из чашки с двумя ушками. -
Обучение выпрямлению рук и манипуляция выпрямленными руками. В результате ребенок может стягивать с себя штаны или рукава. -
Обучение дифференцированной работе правой и левой руки проводится в следующей последовательности:
-
Ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую — выпрямлять. -
Ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой —
выпрямленной.
-
Эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания. -
Проводится обучение захвату палки двумя руками и манипуляциям с ней. -
Проводится обучение захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками. -
Упражнения с тонкими палками способствуют развитию движений пальцев. -
Даются упражнения на соединение ладоней. -
Упражнения на разворачивание предплечья и плеча. -
Упражнения, формирующие пальцевый захват.
-
Развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:
-
Обучение изображать пальцами кольцо. -
Обучение щипцеобразному захвату. Для этого, кроме упражнений, предлагается поднимать мелкие предметы, «играть в карты», перелистывать страницы в книжке. -
Обучение захвату тремя пальцами. Совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, письма. -
Развитие движений указательного пальца. Кроме специальных упражнений рекомендуется машинопись, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо пальцем на мокром песке, нажим пальцем на разные предметы.