Файл: Программа аудиторской проверки 70.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Общий план проведения аудиторской проверки



После завершения анализа рисков аудиторы, основываясь на предварительных данных об экономическом субъекте и результатах проведенных аналитических процедур, могут приступить к разработке общего плана и программы аудиторской проверки. Созданный непосредственно перед проведением проверки план определяет последовательность действий аудитора, т.е. по каким направлениям и с какой интенсивностью будет проводиться проверка. Для лучшего обзора и рациональной постановки задач могут использоваться графики, диаграммы и компьютерные системы.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации следует учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур. При проведении общего планирования большое значение придается профессиональным качествам аудиторов. Им необходимо так организовать свои действия, чтобы произвести оценку используемой на предприятии системы учета и внутреннего контроля с учетом принципа существенности и экономичности проверки.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудиторской проверки.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку. В общем плане рекомендуется предусмотреть [1]:

  • какие конкретные области надо изучить, чтобы аудит был объективен;

  • какие существенные моменты следует охватить;

  • какие выборочные планы надо разработать;

  • формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов;

  • распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;

  • с какими стандартами, процедурами или документами необходимо ознакомить рабочую группу;

  • бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;

  • предполагаемые сроки работы группы;

  • инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;

  • контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.


Аудиторская организация определяет в общем плане необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки и роль внутреннего аудита.

Общий план проверки оформляется в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1. Общий план аудиторской проверки.

Проверяемая организация




Период аудиторской проверки




Количество человеко-часов




Руководитель аудиторской группы




Состав аудиторской группы




Планируемый аудиторский риск




Планируемый уровень существенности






№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнитель

Примечания



Руководитель аудиторской организации:

Руководитель аудиторской группы:

Из-за влияния непредвиденных факторов на проверяемые элементы даже хорошо составленный план должен содержать различные альтернативы, которые могут быть определены лишь при наличии информации о реальном положении дел в проверяемой компании.

2.4 Программа аудиторской проверки



Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита. Программа необходима для наиболее эффективного распределения работы внутри аудиторской группы и для контроля за ходом аудиторской проверки со стороны руководства аудиторской фирмы.

Аудитор документально оформляет программу аудиторской проверки, присваивает код каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы иметь возможность в процессе работы делать ссылки ни них в рабочих документах.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой совокупность действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Ее цель – выявление существенных недостатков средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу включает в себя перечень действий аудитора для детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Аудитор должен составить программу аудиторской проверки по каждому разделу бухгалтерского учета, который он будет проверять. Программа может пересматриваться в процессе проверки в зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов аудиторских процедур.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.


Глава 3. Аудиторское заключение.

3.1 Теоретические основы составления аудиторского заключения



Главным результатом аудиторской проверки кредитной организации является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение направляется в Главное управление Центрального банка Российской Федерации в трехмесячный срок со дня представления ему годовых отчетов кредитной организацией.

Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки кредитной организации. Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит.

Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки кредитной организации, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.

1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте.

Об аудиторской фирме:

 название фирмы, юридический адрес и телефон;

 номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия;

 номер свидетельства о государственной регистрации;

 номер расчетного счета;

 фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке;

 продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения);

О проверяемом клиенте:

 наименование кредитной организации;

 ее организационно-правовая форма;

 номер и дата выдачи Центральным банком Российской Федерации лицензии на право проведения банковских операций;

 количество филиалов.


2. Аналитическая часть включает следующую информацию:

 объем работы, выполненной в ходе аудита;

  • тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе аудита, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям кредитной организации), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной;

 соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;

 состояние бухгалтерского учета и отчетности;

 соответствие аналитического учета синтетическому;

 правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности;

 соблюдение установленных Банком России обязательных экономических нормативов;

 правомерность формирования уставного, резервного и других фондов;

  • законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);

  • правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.);

 состояние кредитно-экономической работы;

 выполнение функций агента валютного контроля;

  • своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;

 выполнение предписаний, направленных Центральным банком Российской Федерации;

 обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;

 правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

 качество управления кредитной организацией;

  • состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство кредитной организации и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе аудита);

 выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.

3. В Итоговой части