Файл: Экологическая безопасность продовольственных и непродовольственных групп товаров.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты экологической безопасности потребительских товаров
1.1 Особенности экологических свойств потребительских товаров
1.2 Экологическая маркировка потребительских товаров.
Глава 2. Экологическая безопасность продовольственных и непродовольственных товаров
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования, обусловлена тем, что в настоящее время потребитель все больше обращает внимание на натуральность состава, экологичность приобретаемой продукции, тем самым подсказывая производителю пути совершенствования выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности. Можно с уверенностью сказать, что производитель, сумевший уяснить направленность потребительских предпочтений на экологически чистую и гарантированно качественную продукцию, в ближайшее время станет сильным, конкурентоспособным участником рынка.
Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В современном обиходе под термином «экологическая безопасность» применительно к товарам потребления понимается:
1. отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм;
2. безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды;
3. минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции;
4. безвредная утилизация отходов и упаковки.
Цель данной работы – изучить особенности экологической безопасности продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
- проанализировать источники информации и статистические данные по теме исследования;
- изучить особенности экологических свойств товаров;
- рассмотреть особенности экологической маркировки товаров;
- проанализировать общие аспекты обеспечения экологической безопасности продовольственных товаров;
- изучить проблемы обеспечения экологической безопасности продовольственных товаров.
Объектом курсовой работы выступают продовольственные и непродовольственные группы товаров;
Предмет курсовой работы – экологическая безопасности продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Основными методами исследования в работе являются:
-анализ теории по безопасности товаров;
-систематизация теории по безопасности товаров;
-анализ органолептических показателей;
-анализ физико-химических показателей.
Глава 1. Теоретические аспекты экологической безопасности потребительских товаров
1.1 Особенности экологических свойств потребительских товаров
Экологические свойства характеризуют способность товаров влиять на окружающую среду при их производстве (выращивании, переработке), хранении, транспортировании, потреблении или эксплуатации и утилизации. Экологические свойства характеризуют степень защиты окружающей среды от вредных воздействий человека, от последствий научно-технического прогресса. Загрязнение окружающей среды (почвы, водоемов, воздуха) неизбежно сказывается на качестве продуктов питания, а в целом, на качестве жизни.
Различают несколько подгрупп экологических показателей, связанных с влиянием товаров на окружающую среду. Это показатели, характеризующие воздействие на атмосферу, на водные ресурсы (гидросферу), на землю (почву), на живые организмы и пр., Например, показатель содержания вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду двигателями работающих автомобилей, относится к показателям воздействия на атмосферу. Хотя такое деление довольно условно, так как вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, оседают в почве, влияют на живые организмы.
В качестве экологических показателей используют также вероятностные оценки, например, выбросов вредных газов, частиц, излучений и т. п. при эксплуатации, хранении, транспортировании и утилизации товаров и упаковки. Кроме того, для оценки экологических показателей изделия используют показатели, характеризующие уровень вредного воздействия на окружающую среду в процессе производства[1].
Показателем экологических свойств товаров служат различные виды загрязнений. Они ухудшают безопасность окружающей среды.
В Федеральном законе «О техническом регулировании» 184-ФЗ, безопасность населения и окружающей среды объединены в безопасность для жизни, для здоровья потребителей и других живых существ, так же для имущества юридических и физических лиц.
1.2 Экологическая маркировка потребительских товаров.
Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара[2].
На рисунке 1 перечислены названия экомаркировок.
Рисунок 1. Экологическая маркировка товаров
Товарная информация — сведения о товаре, предназначенные для пользователей — субъектов коммерческой деятельности.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и/или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете, жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец[3].
Информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство). Следует отметить, что на практике существуют и другие виды экомаркировки, например призывы бережно относиться к окружающей природной среде в целом и ее отдельным объектам, и т. п.
• информация об Экологичности отдельных свойств продукции. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;
• информация об Экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;
•существующие в мире экомаркировки можно разделить на следующие основные группы — по информации, которую они несут:
- Кольеретки;
- Вкладыши;
- Ярлыки;
- Бирки;
- Контрольные ленты, клейма и штампы.
Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них — информирование потребителей с помощью экологических знаков[4].
Экологические знаки (экознаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Группу экознаков подразделяют на три подгруппы:
- знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
- знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;
- знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны национальные экологические знаки.
Экознаки первой подгруппы информируют о безопасности продукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. К этой подгруппе относятся такие Экознаки, как «Белый лебедь» принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел».
Экознак японской ассоциации по охране окружающей среды информирует о том, что данное изделие в наименьшей степени загрязняет и разрушает окружающую среду. Этим знаком могут быть маркированы любые японские товары, в том числе аэрозоли, озоноразрушающие вещества. В ряде стран применяется экознак, информирующий о безопасности холодильного оборудования для озонового слоя.
Экознаки второй подгруппы предназначены для информации о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть указания на то, что данные товары или упаковка получены из вторичного сырья.
Американский знак называется «Ресайклинг». Им обозначают товары или упаковку, изготовленные из вторичного сырья (например, из полимеров), а также поддающиеся повторному использованию.
Экознаки этой подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники[5].
Одним из наиболее распространенных экознаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является немецкий знак «Зеленая точка». Впервые этот знак начали применять в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. «Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает, что:
- на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала;
- производитель или продавец маркированного товара подписали с фирмой DSD, разработавшей этот знак, контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствующую лицензионную плату;
- после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках DSD.
Экознаки третьей подгруппы характеризуют опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии были приняты в 1991 г. правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальным знаком.
Символическая информация — сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — характеристика отличительных свойств товара для краткого отражения их сущности. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако их восприятие требует определенной профессиональной подготовки, расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т. п.
Среди отечественных экомаркировок распространены знаки, надписи и прочие изображения, заявляющие об «экологической чистоте». Многие специалисты считают это бессмысленным. По праву экологически чистым можно считать продукт, если он не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ, а при его производстве и утилизации природе не наносится вреда. На практике это нереально, и разница может быть лишь в степени негативного воздействия[6].
Тем не менее, российские стандарты в принципе допускают такого рода заявления при определенных условиях.
ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» также допускает использование в наименовании продуктов понятий типа: «экологически чистый», «выращенный с использованием только органических удобрений», «выращенный без применения пестицидов» - и аналогичных только при указании нормативного документа, позволяющего идентифицировать свойства продукта или дающего определение термина и/или при подтверждении компетентными органами.
Предпринимаются попытки развивать экомаркировку и на региональном уровне, особенно в столицах. Санкт-Петербургский экологический союз реализует программу «Экология и человек», удостоенную Европейской премии Джованни Маркора. Один из ее проектов - внедрение экомаркировки для продукции широкого спроса. Знак с многообещающим названием «Листок жизни» предполагается проставлять на товарах, технология изготовления и состав которых соответствуют европейским нормам. Разработчики называют его аналогом «Белого Лебедя» и «Голубого Ангела». Результаты экологической экспертизы планируется заслушивать на консультационно-общественном совете при Торгово-промышленной палате. А в Москве Департамент природопользования и защиты окружающей среды ввел систему экологической маркировки автозаправочных станций, предусматривающую контроль за соблюдением экологических требований к качеству топлива.