Файл: Цель и задачи налогового учета (Общая характеристика налогового учета в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налогового учета в РФ
1. Понятие, цели, задачи и функции налогового учета
1.2 Этапы становления и развития налогового учета в России
1.3 Принципы ведения налогового учета
2.2 Анализ способов взыскания налогов
2.3 Определение налоговой базы
В 1997 г. корректировок бухгалтерской прибыли в целях налогообложения стало столько, что назрела необходимость в специальной форме, в которой бы они отражались. В связи с этим была введена Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».
В 2000 г. в связи с изданием Инструкции Министерства по налогам и сборам РФ № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в качестве приложения № 4 была утверждена новая форма справки, в которой количество строк корректировки приближалось к ста.
В 1998 г. утверждена Программа Правительства РФ реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В 2001 г. Правительством Российской Федерации были одобрены меры по реализации этой программы (Письмо от 13.04.2001 г. № КА-П13- 06573).
Можно предположить, что все перечисленные законодательные поправки на второй стадии развития налогового учета (1995—2001 гг.) свидетельствуют о том, что Правительство РФ в реформе российского бухгалтерского учета делает ориентиром собственническую (англоамериканскую) концепцию развития учета. [26, С. 178]
На первом этапе развития отечественного налогового учета, с 1992 г. по 2001 г., бухгалтерский учет был инструментом полного отражения всей хозяйственной деятельности и финансового состояния организации. Налоговый учет представлял собой встроенный элемент бухгалтерского учета, ограничивающий некоторые расходы или хозяйственные действия предприятия, которые создавали им необоснованные с точки зрения интересов государства и хозяйствующих субъектов преимущества. По своей сути он представлял собой корректировку налогооблагаемой базы, сформированной в бухгалтерском учете. Экономические преобразования в стране привели к усложнению хозяйственной деятельности предприятий, появлению новых объектов учета (нематериальные активы, ценные бумаги, опционы, фьючерсы), что потребовало совершенствования методологии и разработки новых методик ведения учета. Выход России на международные рынки товаров и капитала выдвинул требование повышения прозрачности отчетности российских организаций. При этом глобализация мировой экономики вызвала необходимость международной стандартизации учета путем гармонизации национальных систем учета на основе МСФО. В ходе реформирования учета и отчетности в России процесс формирования бухгалтерской информации все в большей степени соответствовал общепризнанным правилам и стандартам, что вошло в противоречие с национально ориентированной системой налогообложения, которая этот период переживала процесс становления и развития. В результате этого системная бухгалтерская информация перестала соответствовать требованиям налогового законодательства при исчислении налога на прибыль. [13,С. 51]
Более того, проявившиеся в постперестроечный период тенденции и характер развития отечественного учета показали искажение его естественных функций. Вместо того чтобы служить источником информации для экономических контрагентов и тем самым способствовать эффективному распределению ограниченных ресурсов в экономике, отечественный бухгалтерский учет стал вырождаться в инструмент налогообложения. Вышесказанное обусловило начало второго этапа (с 2002 г.) становления налогового учета в России, в котором происходит нормативное обособление налогового учета от бухгалтерского.
Начало второго этапа формирования налогового учета ознаменовалось введением в 2002 г. гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». В ней была законодательно продекларирована обязательность ведения особого вида учета — налогового. Именно с принятия гл. 25 НК РФ официально появился налоговый учет в России. Однако, опираясь на вышеприведенный ретроспективный анализ эволюции налогового учета в России, можно с уверенностью утверждать, что это событие касается больше формы, нежели содержания данного явления. По существу в 2002 г. никакого введения налогового учета не было. Он уже задолго до этого существовал де-факто под вывеской «бухгалтерского учета».[7, С. 97]
Можно назвать несколько причин, в силу которых официальное введение в 2002 г. налогового учета ограничилось только гл. 25 НК РФ, т.е. налогом на прибыль:
- осмотрительность и равномерность в реформировании учетной системы. В силу революционного характера российских рыночных реформ представлялось чересчур смелым и неосторожным распространить налоговый учет на все налоговые отношения. Именно это явилось одной из причин решения законодателя ограничиться на некоторый период одним налогом, по которому ведение налогового учета является наиболее актуальным;
- особенность объекта налогообложения. Только у налога на прибыль объект налогообложения совпадает с главным показателем финансовых результатов деятельности организации, который используется в финансовой отчетности, — прибылью;
- специфика расчета налоговой базы. Лишь у налога на прибыль определение налоговой базы требует обработки значительного количества разнородных показателей — доходов и расходов. Для определения базы по другим видам налогов достаточно ведения совокупности учетных регистров, относительно небольших по объему;
- техническая причина. Налоговый кодекс создавался постепенно, и процесс его формирования является результатом деятельности большого количества комиссий, комитетов и т.п., которые не всегда взаимодействуют в полном объеме между собой. Поэтому изначально заложенные принципы налогообложения в первой части НК РФ никак не связывались с идеей введения налогового учета в целях налогообложения прибыли в период создания гл. 25 НК РФ [2].
Принятие гл. 25 НК РФ (начало третьей стадии формирования налогового учета) стало причиной рекордного количества споров и дискуссий в научных и практических кругах. Это побудило государство искать новые пути взаимодействия бухгалтерской и налоговой информационной систем. В 2002 г. принято положение по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», с помощью которого через механизм учета налоговых разниц были сделаны шаги по систематизации взаимоотношений бухгалтерского и налогового учета, в 2003 г. внесены соответствующие поправки в план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
Четвертая стадия формирования в России учета в целях налогообложения началась в 2004 г., когда на государственном уровне вновь взят курс на сближение бухгалтерского и налогового учета. Концепция развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина РФ № 180 от 01.07.2004 г.) в качестве основного из возможных вариантов взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения определила путь, по которому «налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректировки ее по правилам налогового законодательства» [15].
Так, Федеральным законом от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесен ряд изменений в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которые коснулись вопросов организации налогового учета (порядка признания в целях налогообложения прямых и косвенных расходов, незавершенного производства, определения расходов по торговым операциям, а также учета отдельных объектов налогообложения: резерва по сомнительным долгам, неотделимых улучшений арендованного имущества, материально-производственных запасов, амортизационной премии и др.) и в большей степени давали возможность налогоплательщикам сближать бухгалтерскую и налоговую учетные системы.
В 2008 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ, некоторые положения которого также подтверждают намерения законодателей сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Так, с 01.01.2009 г. суточные и полевое довольствие учитываются в полном объеме, а не в пределах «правительственных» норм; сумма единовременного списания стоимости программ для ЭВМ и баз данных увеличилась до 20 тыс. руб.;
затраты на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) признаются в период их осуществления и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; разрешено амортизировать капитальные вложения в безвозмездно используемое имущество; отменен специальный коэффициент 0,5 по легковым автомобилям первоначальной стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью свыше 800 тыс. руб.; расширен перечень материальных расходов организаций.
Антикризисные поправки в НК РФ ознаменовали начало пятой стадии развития отечественного налогового учета, на которой произошло еще большее разделение изучаемых учетных систем в части учета объектов амортизируемого имущества посредством внесения корректировок в методику применения нелинейного способа начисления амортизации. Федеральным законом № 224-ФЗ увеличен размер амортизационной премии до 30% и др.
Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения гл. 25 НК РФ показала необходимость уточнения отдельных ее норм с целью упрощения учета отдельных объектов налогообложения. Безусловно, регулярное обновление нормативно-правовой базы необходимо в свете стремительно изменяющейся хозяйственной жизни, однако вносимые поправки не должны порождать противоречия. Так, в связи с введением 01.01.2002 г. гл. 25 НК РФ в одном только Бюджетном комитете Государственной думы РФ рассматривалось в этом же году около 500 налоговых законопроектов. Из них 92% — законопроекты о внесении изменений и дополнений в старые законы, которые, в свою очередь, тоже содержали ранее принятые изменения и дополнения [44]. При этом никаких кардинальных мер по определению статуса налогового учета принято не было, а в регулировании бухгалтерского учета до сих пор остается глубокий «налоговый след».
1.3 Принципы ведения налогового учета
Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.
Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. 20, С. 297
Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.
Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет.
Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.
С того момента как произведена официальная регистрация предприятия или индивидуального предпринимателя, начинается постановка и ведение бухгалтерского и налогового учета организации. Процесс постановки заключается в определении критериев, согласно которым будет в дальнейшем осуществляться деятельность, в выборе системы налогообложения, обозначении материально ответственных лиц.
От того, насколько грамотно будут оказаны бухгалтерские услуги на этом этапе, зависит в будущем учетная политика предприятия и ее результаты. Поэтому очень важно, чтобы были максимально соблюдены принципы при ведении бухгалтерского и налогового учета.
Принцип денежного измерения. Все формы налоговой отчетности, в том числе и выписка из единого государственного реестра юридических лиц, должны отражать информацию о финансовом обороте в денежной валюте, принятой на территории того государства, где действует предприятие.
Принцип имущественной обособленности. Имущество, принадлежащее организации, не может являться собственностью юридических лиц, входящих в организацию.
Принцип непрерывности деятельности. Ведение налогового учета должно осуществляться с момента регистрации предприятия согласно отчетным нормам, установленным налоговым органом.
Принцип последовательности. Правила и стандарты налогового учета применяются в последовательности, установленной в соответствии с налоговыми периодами.
Принцип равномерности. Размеры доходов и расходов отражаются в отчетной налоговой документации одновременно в одном и том же отчетном периоде, в течение которого они были произведены.
Глава 2 Основные положения организации налогового учета
2.1 Организация налогового учета
Налоговый учет характеризуется как определенная упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения хранения и передачи информации для определения налоговой базы для налога на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством. Как правило, налоговый учет осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы конкретного налога.
Налоговый учет имеет трехуровневую структуру:
1 - и - уровень первичных учетных документов;
2 - й - уровень налоговых регистров;
3 - й - уровень налоговой отчетности по конкретному налога.