Файл: Цель и задачи налогового учета (Общая характеристика налогового учета в РФ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика налогового учета в РФ
1. Понятие, цели, задачи и функции налогового учета
1.2 Этапы становления и развития налогового учета в России
1.3 Принципы ведения налогового учета
2.2 Анализ способов взыскания налогов
2.3 Определение налоговой базы
Введение
Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции любой страны. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Данные факторы определили актуальность курсовой работы.
Степень разработанности. В связи с тем, что налоговое законодательство постоянно модифицируется, данная тема никогда не теряет своей актуальности. Проблеме налогового учета посвящены работы таких ученых, как Харитонов, С. А., Вещунова, Н. Л., Бородин, В. А., Фомина, Л. Ф., Герасимова, Л. Н., Наумова, Н. А., Потапова, Е. А.
Цель исследования: цель и задачи налогового учета.
Задачи исследования:
- определить понятие, цели, задачи и функции налогового учета
- Сделать анализ способов ведения налогового учета
Методы исследования. Методология исследования основана на принципах диалектической логики и системного подхоа. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, и другие методы экономических исследований.
Теоретическая основа курсовой работы послужили теории и концепции, представленные в трудах экономистов, работающих по направлению исследования налоговых отношений.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке теоретических подходов формирования концепции налогового учета.
Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом.
Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения.
Глава 1 Общая характеристика налогового учета в РФ
1. Понятие, цели, задачи и функции налогового учета
В настоящее время существуют два понимания налогового учета — в широком и в узком смысле.
Налоговый учет в узком смысле — учет для исчисления налогооблагаемой прибыли в целях гл. 25 НК РФ — нормативно определен в статье 313 и последующих статьях.
В соответствии со ст. 313 НК РФ «налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2].
Налоговый учет в широком смысле — учет в целях исчисления всех видов налогов — нормативно не определен, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах [16, С. 281].
Так, в действующих редакциях ряда глав НК РФ присутствуют различные ссылки на элементы налогового учета (таблица 1).
Анализ отдельных положений НК РФ показал, что на сегодняшний день налоговый учет фактически не ограничен целями налогообложения прибыли. В гл. 25 НК РФ налоговый учет лишь получил закрепление де-юре.
Однако представляется, что рассмотрение налогового учета только в узком смысле не обосновано, так как законодательство о налогах и сборах должно формироваться как системное целое, поэтому и налоговый учет должен формироваться как системный элемент налогового законодательства.
Таким образом, в общем виде налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации, необходимой для обеспечения эффективного и прозрачного процесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности в установленном законодательством порядке.
Таблица 1- Основные элементы налогового учета в отдельных главах НК РФ
Глава НК РФ |
Наименование главы |
Вводимое понятие |
Элементы налогового учета |
1 |
2 |
3 |
4 |
Гл. 21 |
Налог на добавленную стоимость |
Учет для целей налогообложения |
Первичный налоговый документ - счетфактура (ст. 168, 169); налоговые регистры - книги покупок и продаж (ст. 171, 172) |
Гл. 23 |
Налог на доходы физических лиц |
Учет |
Налоговый регистр - налоговые карточки (ст. 230) |
Гл. 24 |
Единый социальный налог |
Учет |
Налоговый регистр - индивидуальные карточки (ст. 234) |
Гл. 25 |
Налог на прибыль |
Налоговый учет |
Организации налогового учета (ст. 313); налоговые регистры - аналитические регистры налогового учета (ст. 314); особенности и порядок налогового учета |
Гл. 26.1 |
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) |
Учет и отчетность |
Установлена обязанность ведения учета и отчетности в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 346.10) |
Гл. 26.2 |
Упрощенная система налогообложени я |
Налоговый учет |
Регистр налогового учета - книга доходов и расходов (ст. 346.24) |
При этом из нормативно-правовых актов следует, что правила ведения налогового учета значительно отличаются от принципов бухгалтерского учета. В налоговом учете не предусматривается система двойной записи; могут учитываться не все операции, а только приводящие к изменению доходов и расходов организации; не предусмотрена кодировка счетов, облегчающая ведение учета; нет системы взаимоувязки показателей и системного контроля правильности формирования показателей [17, С. 130].
Налоговый учет использует данные бухгалтерского учета. В то же время налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщика законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот налогоплательщик вести бухгалтерский учет и достаточно ли налогоплательщику данных бухгалтерского учета для решения задач налогового учета.
На современном этапе у бухгалтерского и налогового учета разные внешние пользователи и разные подходы к формированию принципов учета, у регулирующих их нормативно-правовых актов принципиально разная правовая природа (нормы налогового учета относятся к публичному праву, а нормы бухгалтерского учета — к частному праву), а самое главное — у бухгалтерского и налогового учета принципиально разные цели.
Так, целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности данной организации [9, С. 1097]
Цель налогового учета — формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой информации об операциях организации, влияющих на эти параметры, для проведения налогового администрирования государственными органами.
Основные задачи налогового учета:
-формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;
-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля соблюдения налогового законодательства;
-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, связанных с уплатой налогов (избежание штрафов, переплаты, несоблюдения принципа оптимальности налогообложения и др.).
Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.
Налоговый учет выполняет следующие функции:
-информационную (предоставление налоговой информации для планирования, прогнозирования и управления организацией);
-контрольную (контроль за правильностью и своевременностью расчетов с государством, его региональными и местными органами в соответствии с налоговым законодательством);
-аналитическую (предоставление информации, касающейся уплаты налогов для проведения финансового анализа организации);
-обеспечения эффективного взаимодействия между организацией и проверяющими органами (предоставление проверяющим органам во время проведения камеральной и выездной проверок прозрачной и качественной информации, касающейся налогов и налогообложения).
Под системой налогового учета в широком смысле следует подразумевать систему его правового, методического, технологического и организационного обеспечения.
В узком смысле система налогового учета — это особый порядок и механизм учета для исчисления налоговой базы по каждому налогу отчетного (налогового) периода.
Элементами системы налогового учета являются:
-первичные учетные документы;
-аналитические документы (регистры) налогового учета;
-расчет налоговой базы.
Методология налогового учета включает:
-приемы использования документов первичного учета для целей налогового учета;
-формирование регистров налогового учета, необходимых для последующего составления налоговой отчетности (налоговых деклараций);
способы формирования налоговой учетной политики.
1.2 Этапы становления и развития налогового учета в России
В России прибыль в качестве налоговой базы используется с 1898 г. Принято считать, что в России учетная система по степени соотношения бухгалтерского и налогового учета в 1991—1995 гг. относилась к налоговой концепции, а после 1995 г. прослеживается стремление к собственнической концепции.
Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансовому законодательству, целесообразно выделить этапы развития налогового учета в России.
Длительное время отечественная система бухгалтерского учета существовала в условиях плановой экономики, что было обусловлено общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Бухгалтерский учет жестко регламентировался различными нормативными документами и ведомственными инструкциями. Вопроса о самостоятельном налоговом, финансовом или управленческом учете не возникало. Поставленные цели с успехом решались в одной информационной системе, именуемой бухгалтерским учетом. Правила определения бухгалтерской прибыли были таковы, что в использовании понятия «налогооблагаемая прибыль» вообще не было необходимости. Фактически до 1992 г. выполнялось абсолютное равенство учетной и налогооблагаемой прибыли [25, С. 142]
На первой стадии первого этапа формирования налогового учета (1992—1994 гг.) Россия находилась под влиянием идей германского законодательства, наиболее характерных для континентальной школы. Поэтому принято считать, что данная стадия развития налогового учета в России относится к континентальной концепции взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета.
Принятие Закона РФ № 2116-1 от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» ознаменовало появление первых элементов корректировок бухгалтерской прибыли для целей налогообложения при определении выручки по отдельным видам реализации в расчете произвольной формы.
В связи с тем, что на первой стадии наблюдалась активная попытка вмешательства налоговых органов в процесс регулирования бухгалтерского учета, выраженная в издании разного рода инструктивных документов и официальных разъяснений, учетным аппаратом организаций неадекватно стало пониматься назначение современного учета. Данная тенденция дезорганизовала процесс регулирования учета и оказала негативное воздействие на становление в России культуры бизнеса и аудиторского дела . [5, С. 237]
Вторая стадия первого этапа становления налогового учета в России (1995—2001 гг.) — это период формирования отечественной системы налогового учета. Так, в 1995 г. сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учета прибыли от ее налогообложения; по сути, возникло новое самостоятельное направление — налоговый учет (таблица 2).
Таблица 2-Нормативные документы и их положения, способствующие обособлению системы налогового учета
Нормативные документы бухгалтерского учета и налогообложения |
Положения нормативных документов, приводящие к отделению бухгалтерского учета прибыли от порядка ее налогообложения |
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Приказ Минфина РФ от 26.12.1994 г. № 170 |
Выручка в бухгалтерском учете определяется только методом начисления (по мере отгрузки товаров) |
«О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат» Постановление Правительства РФ от 01.07.95 г. № 661 |
Выручка в целях налогообложения прибыли определяется двумя способами: «по отгрузке» и «по оплате» |
«О годовой бухгалтерской отчетности за 1995 г.» Приказ Минфина РФ № 115 от 19.10.1995 г. |
Запрещено списывать сверхнормативные затраты в бухгалтерском учете за счет чистой прибыли. Затраты в полном объеме включаются в себестоимость |
ПБУ 6/97 «Учет основных средств» |
Амортизация в бухгалтерском учете начисляется четырьмя способами: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В целях налогообложения прибыли амортизация начисляется только линейным способом |
ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» |
К выручке относится то, что в соответствии с Положением о составе затрат является внереализационными доходами, к операционным расходам - то, что относится на себестоимость, и т. д. |