Файл: Цель и задачи налогового учета (Общая характеристика налогового учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции любой страны. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Данные факторы определили актуальность курсовой работы.

Степень разработанности. В связи с тем, что налоговое законодательство постоянно модифицируется, данная тема никогда не теряет своей актуальности. Проблеме налогового учета посвящены работы таких ученых, как Харитонов, С. А., Вещунова, Н. Л., Бородин, В. А., Фомина, Л. Ф., Герасимова, Л. Н., Наумова, Н. А., Потапова, Е. А.

Цель исследования: цель и задачи налогового учета.

Задачи исследования:

- определить понятие, цели, задачи и функции налогового учета

- Сделать анализ способов ведения налогового учета

Методы исследования. Методология исследования основана на принципах диалектической логики и системного подхоа. В работе использованы абстрактно-логический, монографический, статистико-экономический, и другие методы экономических исследований.

Теоретическая основа курсовой работы послужили теории и концепции, представленные в трудах экономистов, работающих по направлению исследования налоговых отношений.

Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке теоретических подходов формирования концепции налогового учета.

Систему налогового учета организации выбирают самостоятельно, порядок его ведения устанавливается каждой организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом.

Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности.

Структура работы определена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложения.


Глава 1 Общая характеристика налогового учета в РФ

1. Понятие, цели, задачи и функции налогового учета

В настоящее время существуют два понимания налогового уче­та — в широком и в узком смысле.

Налоговый учет в узком смысле — учет для исчисления налогооб­лагаемой прибыли в целях гл. 25 НК РФ — нормативно определен в статье 313 и последующих статьях.

В соответствии со ст. 313 НК РФ «налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соот­ветствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом» [2].

Налоговый учет в широком смысле — учет в целях исчисления всех видов налогов — нормативно не определен, но требования его веде­ния содержатся в законодательстве в косвенных нормах [16, С. 281].

Так, в действующих редакциях ряда глав НК РФ присутствуют различные ссылки на элементы налогового учета (таблица 1).

Анализ отдельных положений НК РФ показал, что на сегодняш­ний день налоговый учет фактически не ограничен целями налого­обложения прибыли. В гл. 25 НК РФ налоговый учет лишь получил закрепление де-юре.

Однако представляется, что рассмотрение налогового учета толь­ко в узком смысле не обосновано, так как законодательство о налогах и сборах должно формироваться как системное целое, поэтому и на­логовый учет должен формироваться как системный элемент нало­гового законодательства.

Таким образом, в общем виде налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информа­ции, необходимой для обеспечения эффективного и прозрачного про­цесса расчета налогов в их взаимосвязи и составления налоговой отчетности в установленном законодательством порядке.

Таблица 1- Основные элементы налогового учета в отдельных главах НК РФ

Глава НК РФ

Наименование

главы

Вводимое

понятие

Элементы налогового учета

1

2

3

4

Гл. 21

Налог на добавлен­ную стоимость

Учет для целей налогообложения

Первичный налоговый документ - счет­фактура (ст. 168, 169); налоговые регистры - книги покупок и продаж (ст. 171, 172)

Гл. 23

Налог на доходы физических лиц

Учет

Налоговый регистр - налоговые карточки (ст. 230)

Гл. 24

Единый социальный налог

Учет

Налоговый регистр - индивидуальные карточки (ст. 234)

Гл. 25

Налог на прибыль

Налоговый учет

Организации налогового учета (ст. 313); налоговые регистры - аналитические регистры налогового учета (ст. 314); особенности и порядок налогового учета

Гл. 26.1

Система налогообло­жения для сельско­хозяйственных това­ропроизводителей (единый сельскохо­зяйственный налог)

Учет и отчетность

Установлена обязанность ведения учета и отчетности в соответствии с законода­тельством о налогах и сборах (ст. 346.10)

Гл. 26.2

Упрощенная система налогообложени я

Налоговый учет

Регистр налогового учета - книга доходов и расходов (ст. 346.24)


При этом из нормативно-правовых актов следует, что правила ведения налогового учета значительно отличаются от принципов бухгалтерского учета. В налоговом учете не предусматривается сис­тема двойной записи; могут учитываться не все операции, а только приводящие к изменению доходов и расходов организации; не пре­дусмотрена кодировка счетов, облегчающая ведение учета; нет сис­темы взаимоувязки показателей и системного контроля правильнос­ти формирования показателей [17, С. 130].

Налоговый учет использует данные бухгалтерского учета. В то же время налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налого­плательщика законодательством о налогах и сборах возложена обя­занность ведения учета своих доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, вне зависимости от того, обязан или нет этот на­логоплательщик вести бухгалтерский учет и достаточно ли налого­плательщику данных бухгалтерского учета для решения задач нало­гового учета.

На современном этапе у бухгалтерского и налогового учета разные внешние пользователи и разные подходы к формированию принци­пов учета, у регулирующих их нормативно-правовых актов принци­пиально разная правовая природа (нормы налогового учета относят­ся к публичному праву, а нормы бухгалтерского учета — к частному праву), а самое главное — у бухгалтерского и налогового учета принци­пиально разные цели.

Так, целью бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о финансовом положении, результатах хозяйственной деятельности и денежных потоках, адаптированной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей публичной финансовой отчетности данной организа­ции [9, С. 1097]

Цель налогового учета — формирование показателей, необходимых для расчета количественных параметров налога, а также другой ин­формации об операциях организации, влияющих на эти параметры, для проведения налогового администрирования государственными органами.

Основные задачи налогового учета:

-формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций;

-обеспечение информацией, необходимой внутренним и внеш­ним пользователям налоговой отчетности для контроля соб­людения налогового законодательства;

-предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности, связанных с уплатой налогов (избежание штра­фов, переплаты, несоблюдения принципа оптимальности на­логообложения и др.).


Предметом налогового учета в обобщенном виде выступает произ­водственная и непроизводственная деятельность предприятия, в ре­зультате которой у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате (удержанию) налога.

Налоговый учет выполняет следующие функции:

-информационную (предоставление налоговой информации для планирования, прогнозирования и управления организацией);

-контрольную (контроль за правильностью и своевременностью расчетов с государством, его региональными и местными орга­нами в соответствии с налоговым законодательством);

-аналитическую (предоставление информации, касающейся упла­ты налогов для проведения финансового анализа организации);

-обеспечения эффективного взаимодействия между организа­цией и проверяющими органами (предоставление проверя­ющим органам во время проведения камеральной и выездной проверок прозрачной и качественной информации, каса­ющейся налогов и налогообложения).

Под системой налогового учета в широком смысле следует подразу­мевать систему его правового, методического, технологического и организационного обеспечения.

В узком смысле система налогового учета — это особый порядок и механизм учета для исчисления налоговой базы по каждому налогу отчетного (налогового) периода.

Элементами системы налогового учета являются:

-первичные учетные документы;

-аналитические документы (регистры) налогового учета;

-расчет налоговой базы.

Методология налогового учета включает:

-приемы использования документов первичного учета для це­лей налогового учета;

-формирование регистров налогового учета, необходимых для последующего составления налоговой отчетности (налоговых деклараций);

способы формирования налоговой учетной политики.

1.2 Этапы становления и развития налогового учета в России

В России прибыль в качестве налоговой базы используется с 1898 г. Принято считать, что в России учетная система по степе­ни соотношения бухгалтерского и налогового учета в 1991—1995 гг. относилась к налоговой концепции, а после 1995 г. прослеживается стремление к собственнической концепции.

Исходя из анализа нормативной базы по налоговому и финансо­вому законодательству, целесообразно выделить этапы развития на­логового учета в России.


Длительное время отечественная система бухгалтерского учета су­ществовала в условиях плановой экономики, что было обусловлено общественным характером собственности и потребностями государ­ственного управления экономикой. Бухгалтерский учет жестко регла­ментировался различными нормативными документами и ведомствен­ными инструкциями. Вопроса о самостоятельном налоговом, финан­совом или управленческом учете не возникало. Поставленные цели с успехом решались в одной информационной системе, именуемой бух­галтерским учетом. Правила определения бухгалтерской прибыли были таковы, что в использовании понятия «налогооблагаемая прибыль» во­обще не было необходимости. Фактически до 1992 г. выполнялось аб­солютное равенство учетной и налогооблагаемой прибыли [25, С. 142]

На первой стадии первого этапа формирования налогового учета (1992—1994 гг.) Россия находилась под влиянием идей германского законодательства, наиболее характерных для континентальной школы. Поэтому принято считать, что данная стадия развития налогового учета в России относится к континентальной концепции взаимодействия систем бухгалтерского и налогового учета.

Принятие Закона РФ № 2116-1 от 27.12.1991 г. «О налоге на при­быль предприятий и организаций» ознаменовало появление первых элементов корректировок бухгалтерской прибыли для целей налого­обложения при определении выручки по отдельным видам реализа­ции в расчете произвольной формы.

В связи с тем, что на первой стадии наблюдалась активная попыт­ка вмешательства налоговых органов в процесс регулирования бух­галтерского учета, выраженная в издании разного рода инструктив­ных документов и официальных разъяснений, учетным аппаратом организаций неадекватно стало пониматься назначение современ­ного учета. Данная тенденция дезорганизовала процесс регулирова­ния учета и оказала негативное воздействие на становление в России культуры бизнеса и аудиторского дела . [5, С. 237]

Вторая стадия первого этапа становления налогового учета в Рос­сии (1995—2001 гг.) — это период формирования отечественной сис­темы налогового учета. Так, в 1995 г. сделаны решающие шаги на пути к отделению бухгалтерского учета прибыли от ее налогообло­жения; по сути, возникло новое самостоятельное направление — на­логовый учет (таблица 2).

Таблица 2-Нормативные документы и их положения, способствующие обособлению системы налогового учета

Нормативные документы бухгалтерского учета и налогообложения

Положения нормативных документов, приводящие к отделению бухгалтерского учета прибыли от порядка ее налогообложения

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Приказ Минфи­на РФ от 26.12.1994 г. № 170

Выручка в бухгалтерском учете определяется только методом начисления (по мере отгрузки товаров)

«О внесении изменений и дополне­ний в Положение о составе затрат» Постановление Правительства РФ от 01.07.95 г. № 661

Выручка в целях налогообложения прибыли определя­ется двумя способами: «по отгрузке» и «по оплате»

«О годовой бухгалтерской отчет­ности за 1995 г.» Приказ Минфина РФ № 115 от 19.10.1995 г.

Запрещено списывать сверхнормативные затраты в бухгалтерском учете за счет чистой прибыли. Затраты в полном объеме включаются в себестоимость

ПБУ 6/97 «Учет основных средств»

Амортизация в бухгалтерском учете начисляется четырьмя способами: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В целях налогообложения прибыли амортизация начис­ляется только линейным способом

ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации»

К выручке относится то, что в соответствии с Положением о составе затрат является внереализационными дохо­дами, к операционным расходам - то, что относится на себестоимость, и т. д.