Файл: Цель и задачи налогового учета (Общая характеристика налогового учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы первичных документов налогового учета представляют собой первый уровень налогового учета, как правило, они устанавливаются действующим налоговым законодательством. В тех случаях, когда формы первичных документов налогового учета не предусмотрены законодательством, вместо них на практике применяются первичные учетные документы бухгалтерского учета. Так же налогоплательщик имеет право самостоятельно разрабатывать первичные документы налогового учета. Но в то же время, налоговые органы не имеют права требовать от плательщика документов, которые не установлены законодательством, однако имеют право не признать расходы плательщика, в случае, если они не будут подтверждены документально.

К первичным документам налогового учета предъявляются определенные требования.

Данные документы необходимо составлять во время осуществления хозяйственной операции, а в случае, когда это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и удобства обработки данных на основании первичных документов могут составляться обобщающие учетные документы.

Первичные и обобщающие учетные документы могут быть составлены как на бумажных, так и на машинных носителях и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

1) название документа (формы);

2) дата и место составления;

3) название предприятия , от имени которого составлен документ;

4) состав и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции;

5) должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

6) личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.

Предприятие самостоятельно определяет права работников на подписание соответствующих документов, при этом учитывается должность работника и установлена законодательством форма документа.

Второй уровень налогового учета регламентирован только по единому налогу, налогу на добавленную стоимость и налогом с доходов физических лиц.

Третьим уровнем налогового учета выступает налоговая отчетность по конкретному налогу. Под налоговой отчетностью следует понимать те документы, которые подаются плательщиками в налоговые органы в определенные законодательством сроки, в которых указываются данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В понятие налоговой отчетности следует включать не только документы, на основании которых осуществляется начисление и или уплата налога, но и другие отчетные документы например, статистический отчет о льготах, налоговый расчет сумм дохода, начисленного ( уплаченного ) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога. Налоговая отчетность составляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно, на основе данных налогового учета.


В тех случаях, когда законодательством предусмотрена подача налоговой декларации с определенного налога, если прямо не предусмотрено иное, плательщик обязан подавать декларацию, даже если в какой-то из отчетных периодов у него не было объекта налогообложения. Например, плательщики налога на прибыль и НДС даже при отсутствии в соответствующем отчетном периоде деятельности, обязаны предоставлять декларацию с прочерками.

Налоговая декларация, как правило, содержит следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база;

2) система показателей , позволяющих точно рассчитать налоговую базу для конкретного налога;

3) сумма налога.

Следует заметить, что действующий для некоторых налогов порядок налогового учета предполагает только двухуровневую систему налогового учета.

2.2 Анализ способов взыскания налогов

Налоги, по своей сути, предназначены выполнять две основные функции - фискальную и экономическую. При помощи фискальной функции осуществляется формирование бюджетного фонда страны, реализация экономической функции дает возможность государству непосредственно влиять на процесс общественного воспроизводства в целом, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, усиливая на платежеспособный спрос населения.

Первостепенное назначение системы налогообложения заключается в том, чтобы предельно способствовать развитию предпринимательства, то есть различных форм собственности, и тем самым максимально возможного роста доходной части Государственного бюджета.

Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги можно охарактеризовать тем, что они устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные же, в свою очередь включаются в виде приложения к цене товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями этих товаров. Прямые налоги взимаются впоследствии приобретения и аккумулирования материальных ресурсов. Данные налоги зависят от дохода или имущества, и плательщиками выступают непосредственно владельцы этих доходов или имущества.

Косвенные налоги существуют в виде накидки к цене товара. Плательщиком косвенных налогов является конечный потребитель данных товаров, но он не платит непосредственно в бюджет данные налоги. Сначала косвенные налоги, входящие в цену реализации товара или услуг, от потребителей получает торговое предприятие, предприятие-изготовитель, предприятие сферы услуг, на которых, в свою очередь, возложена обязанность по перечислению косвенных налогов в бюджет.


При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком налога, при косвенном - субъектом налога становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и производителем, потребителем товара или услуги.

Существуют следующие основные способы уплаты прямых налогов:

  • удержание налога у источника выплаты дохода предполагает, что налог исчисляется и удерживается бухгалтерией того предприятия, которое выплачивает доход субъекту налогообложения. При этом методе моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога. При этом работодатели обязаны представлять налоговому органу справки о выплаченных доходах. Налог взимается посредником (налоговым агентом) до получения дохода субъектом, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других доходов (процентных начислений, дивидендов, роялти);
  • уплата налога по декларации представляет собой уплату налога после получения дохода и предусматривает обязанность налогоплательщика представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о полученных доходах. Уплата налогов по декларации выгодна налогоплательщикам, так как создает условия для уклонения от уплаты налогов по причине слабости налогового аппарата;
  • кадастровый способ предполагает использование кадастровой оценки типичных объектов (земля, имущество). Кадастровая оценка определяется на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый и имущественный кадастры. Наиболее сложная проблема при использовании кадастров - это обеспечение совпадения оцененной и реальной доходности налогооблагаемого объекта или их хотя бы максимального приближения. К тому же сведения кадастровых оценок быстро устаревают. Составление же новых кадастров требует длительного времени, в результате чего растут издержки по сбору налога.

Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке через банк в национальной валюте. Излишне уплаченные или взысканные суммы могут быть направлены в счет оплаты предстоящих платежей. При уплате налога после установленного срока уплачивается пеня.

Взыскание налогов в бюджет осуществляется по разным ставкам, которые делятся на:

  • пропорциональные - от базы налогообложения подлежит уплате определенная доля, процент;
  • прогрессивные - чем больше база налогообложения, тем большая часть ее подлежит взысканию;
  • регрессивные - чем больше база налогообложения, тем меньшая часть ее подлежит взысканию.

Одним из важных элементов налога являются налоговые льготы, основная цель которых заключается в сокращении размера налогового обязательства налогоплательщика. Посредством налоговых льгот отдельные категории налогоплательщиков получают законные преимущества по сравнению с другими плательщиками. Существует множество различных видов налоговых льгот.

2.3 Определение налоговой базы

В силу всеобщности конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы организациям и предпринимателям так или иначе приходится обеспечивать организацию и ведение налогового учета. Сразу же необходимо отметить, что вести налоговый учет обязаны не только сами плательщики налогов и сборов, но и налоговые агенты.

Налоги выполняют две основные функции - фискальную и экономическую. При помощи фискальной функции осуществляется формирование бюджетного фонда страны, реализация экономической функции, в свою очередь, дает возможность государству непосредственно влиять на процесс общественного воспроизводства в целом, стимулируя или сдерживая развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, оказывая влияние на платежеспособный спрос населения.

Основное назначение системы налогообложения заключается в максимальном способствовании развитию предпринимательства, то есть различных форм собственности, и тем самым максимально способствуя возможному росту доходной части государственного бюджета.

Налогоплательщики определяют налоговую базу по итогам каждого отдельного налогового периода на основании данных налогового учета объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением. Фактически обязанности определить налоговую базу и уплатить налог возникают у налогоплательщиков по итогам каждого налогового периода.

За счет определения налоговой базы и налогового периода формируются основания стабильного поступления налогов в течение всего календарного года. При этом законодатель не связывает эти расчеты с периодом формирования объекта налогообложения. Это диктуется в первую очередь тем, что тот же объект может иметь несколько баз налогообложения, соответствующие отдельным налогам. Именно поэтому база налогообложения устанавливается по каждому налогу отдельно.

Осуществляется это на основании следующих принципов:

1) однородность базы;


2) возможность применения в базу налогообложения конкретной единицы ее измерения;

3) простота и ясность определения базы налогообложения;

4) удобство применения базы для начисления налога;

5) возможность учета базы налогообложения.

Налоговая база может как совпадать, так и не совпадать с объектом налогообложения. При определении базы налогообложения применяют единицу ее измерения (масштаб налога), за которую правит конкретная стоимость, физическая или иная характеристика базы или ее части, по которой применяют ставку налога. Масштаб налога устанавливается по каждому налогу отдельно , он является единым для расчета и учета налога.

Термин «налоговая база» используют в целях количественно выразить предмет налогообложения. В ряде случаев налоговая база (основа налога) фактически является частью предмета налогообложения, к которой применяют налоговую ставку. Однако это верно лишь в том случае, если предмет налогообложения непосредственно предопределяет и позволяет применить к себе способ начисления. Налогооблагаемая прибыль, например, может быть непосредственно выраженной и вычисленной только в денежных единицах.

При расчете базы большое внимание уделяется определению единицы измерения базы налогообложения - конкретной стоимостной физической или иной характеристике базы или ее части, по которой применяется ставка налога.

Одной базе налогообложения должна отвечать одна единица измерения базы налогообложения. При этом единицы измерения базы налогообложения является единой как для расчета налога , так и для налогового учета.

Размер базы определяют только на основании использования одной единицы ее измерения. При этом размер базы определяют как результат умножения единицы измерения базы на количество этих единиц, в целом составляют полный объем базы.

Все расчеты налоговой базы необходимо осуществлять на основании документально подтвержденных данных об объектах налогообложения или в связи с налогообложением. В этом случае плательщику необходимо иметь документальные подтверждения по обоснованию любой позиции налоговой отчетности . Если при этом налогоплательщик допускает ошибку, то перерасчет налогового обязательства осуществляется только относительно того налогового периода, в котором была допущена данная ошибка.

Заключение

Налоговый учёт - это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов.