Файл: Организация кассовой работы в банке (Кассовая работа банка в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Кассовая работа банка в современных условиях

1.1. Развитие кассовых операций коммерческого банка их роль в налично-денежном обороте Российской Федерации

1.2. Зарубежный опыт развития организации  кассовой работы в коммерческом банке

1.3. Исследование проблем организации кассовой работы в коммерческом банке

ГЛАВА 2. Налично-денежное обслуживание на примере ПАО «Сбербанк России»

2.1. Общая структура и экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»

2.2. Организация кассовой работы в ПАО «Сбербанк России», принципы, цели, задачи

2.3. Риски кассовой работы, пути их снижения на примере ПАО «Сбербанк России»

ГЛАВА 3. Совершенствование управления кассовой работы в коммерческом банке

3.1. Пути повышения эффективности анализа кассовых операций в банке

3.2. Метод бюджетирования в управлении кассовой работой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- увеличение расходов по аренде;

- увеличение расходов по поддержке ИТ;

- увеличение расходов на приобретение/амортизацию оборудования.

Указанные изменения являются следствием увеличения объема розничного бизнеса Банка, развития сети регионального присутствия и затрат на автоматизацию банковских процессов.

Увеличение сальдо по созданию/восстановлению резервов на возможные потери отражает ухудшение финансовых показателей заемщиков. Основной причиной является увеличение процентных доходов.

2.2. Организация кассовой работы в ПАО «Сбербанк России», принципы, цели, задачи

Принципы организации денежного обращения:

- все хозяйствующие субъекты хранят денежные средства на счетах в кредитной организации;

- прием наличных средств осуществляется в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ;

- порядок и сроки сдачи / получения наличных денег устанавливается Банком по согласованию с клиентом;

- клиентам банков устанавливается лимит кассовых остатков;

- Банкам устанавливается лимит операционной кассы.

Организует и контролирует работу кассового узла банка заведующий кассой ПАО «Сбербанк». Для своей работы он имеет отдельное помещение.

Основная работа в кассовом узле коммерческого банка происходит в создаваемых кассах:

- приходных,

- расходных,

- приходно-расходных,

- вечерних,

- разменных,

- пересчета денежной наличности.

Виды и количество таких касс зависит от характера деятельности банка и объема выполняемых операций.

Приходная касса ПАО «Сбербанк» осуществляет прием наличных денег от граждан и организаций (физических и юридических лиц) в течение операционного дня. Эта касса осуществляет также прием от организаций денежной наличности в средствах упаковки.

Расходная касса ПАО «Сбербанк» выполняет выдачу денежных средств как физическим, так и юридическим лицам. Последним выдача денег производится при предъявлении денежных чеков.

Приходно-расходная касса ПАО «Сбербанк» производит как прием, так и выдачу наличных денег.

Разменная касса ПАО «Сбербанк» создается для размена денег, например, для обмена монет на банкноты.

Касса пересчета создается для проверки и подсчета денег. Она осуществляет прием денежной наличности от инкассаторов в течение операционного дня, пересчет сумок с денежной наличностью, а также прием денежной наличности и пересчет сумок с ней от работников вечерней кассы.


Пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами должны храниться в хранилище ценностей. Банк сам определяет виды ценностей и порядок их хранения. Хранилище оборудуется таким образом, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей.

Банки осуществляют также инкассацию денежной выручки юридических лиц. Это позволяет ускорить обращения наличности и своевременное их зачисление на счета предприятий и организаций. При заключении договора на инкассацию каждой организации выдается определенное количество инкассаторских сумок с порядковым номером на них. В эти сумки организации помещают выручку, закрывают сумку, опломбируют и сдают ее инкассатору банка.

Для улучшения обслуживания клиентов ПАО «Сбербанк» может открывать операционные кассы вне кассовых узлов (внутренние структурные подразделения кредитной организации). Они используются для совершения операций по приему и выдаче вкладов, приему коммунальных и других платежей, продаже и покупке ценных бумаг. Такие кассы, расположенные в организациях, производят также выдачу средств на заработную плату, на командировочные расходы и выплаты социального характера. Подкрепление операционных касс вне кассовых узлов наличными деньгами при ежедневной инкассации ценностей производится банком до начала операционного дня. Если деньги хранятся в самой операционной кассе, подкрепление ее производится по мере необходимости.

ПАО «Сбербанк» как юридическое лицо вправе выдавать наличность другим юридическим лицам (т.е. своим клиентам: предприятиям, организациями и учреждениям) в соответствии с их потребностью (но не более остатков на счетах клиентов) в четырёх случаях:

- на заработную плату;

- на командировочные расходы;

- на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

- на приобретение сельскохозяйственной продукции у физических лиц.

Каждый клиент (юридическое лицо) имеет согласованный с банком лимит по остатку наличности в своей кассе. Наличность, образованная сверх лимита, сдаётся вечером в банк. Лимит устанавливается в зависимости от ежедневной потребности предприятия в наличности. Для предприятий, имеющих постоянную наличную выручку и обязанных сдавать её ежедневно в конце рабочего дня (предприятия розничной торговли, сферы услуг населению и т.п.), лимит устанавливается в размере, необходимом для работы с утра следующего дня. Этот тип предприятий «избыточен» по наличности. Промышленные предприятия «дефицитны» по наличности. Необходимые наличные средства они получают (в перечисленных выше четырёх случаях) из обслуживающего банка.


Для приёма и выдачи денег в ПАО «Сбербанк» кассовые узлы, включая приходные, расходные, «вечерние» кассы, кассы обменных пунктов, а также отдельные операционные кассы, объединены, как правило, в отдел (а в крупных банках – в управления) кассовых операций. Так называемые «вечерние» кассы существуют и создаются для приёма наличности только в вечернее время, а кассы пересчёта создаются, как правило, в тех банках, которые принимают выручку от предприятий розничной торговли посредством инкассации. В целом, количество касс зависит от объёма операции с наличностью, от характера клиентской базы банка.

2.3. Риски кассовой работы, пути их снижения на примере ПАО «Сбербанк России»

Для начала следует из перечня типичных банковских рисков, выделить те из них, которые присущи операциям с наличными деньгами. С этой целью представляется целесообразным воспользоваться рекомендациями Банка России, и выделить следующие основные и сопутствующие виды банковских рисков:

- операционный;

- риск потери ликвидности;

- правовой;

- риск потери деловой репутации.

Операциям с наличными деньгами ПАО «Сбербанк» присущ и стратегический риск, который также будет рассмотрен наряду с вышеперечисленными.

Операционный риск включает в себя риски возникновения убытков в результате:

- несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения кассовых операций (технологический риск);

При осуществлении ПАО «Сбербанк» кассовых операций операционный риск является основным.

Выявление операционных рисков возможно на любом этапе проверки кассовой работы. Однако ввиду их количества и разноплановости необходимо введение некоторой градации операционных рисков по степени значимости.

К самым серьезным операционным рискам на данном направлении можно отнести риски хищения и утраты наличных денег и прочих ценностей, находящихся в хранилищах или перевозимых.

Риск хищения или утраты ценностей может возникнуть вследствие:

- недостаточной технической оснащенности кассовых узлов кредитной организации.

К методам выявления этого риска здесь может относиться проверка соответствия требований к технической оснащенности, установленных внутренними документами банка. В случае если эти требования не выполняются, следует запросить в кассовом подразделении доказательства того, что данный вопрос решался на стратегическом уровне;


- недостаточной технической оснащенности транспорта, осуществляющего перевозку, экипировки инкассаторских работников и их обеспечения служебным оружием и иными средствами защиты в связи с непроработанностью требований к оснащению транспорта, выполняющего перевозку ценностей. В случае установления сотрудниками СВК недостаточной технической оснащенности транспорта, осуществляющего перевозку ценностей, и экипировки инкассаторских работников должен быть сделан вывод о высокой степени риска и наличии/отсутствии установления уровней контроля за ним;

- недостаточной квалификации персонала, ответственного за сохранность ценностей, осуществляющего кассовые операции и перевозку денежных ценностей. К методам выявления данного риска могут быть отнесены проверка личных дел указанных сотрудников, оценка уровня их образования и стажа работы, проверка наличия внешних и внутренних сертификатов, свидетельствующих о прохождении специального образования, а также рассмотрение всех случаев возникновения излишков и недостач, в которых выявлено лицо, виновное в их возникновении;

- недостаточной личной ответственности служащих кредитной организации, ответственных за сохранность ценностей, осуществляющих их хранение и перевозку.

Для выявления этого риска должны быть проанализированы должностные инструкции и индивидуальные/коллективные договоры о полной материальной ответственности кассовых работников и работников, ответственных за перевозку и хранение ценностей кредитной организации, кроме того, показателем является наличие/отсутствие приказов о назначении лиц, ответственных за сохранность ценностей. Уровнями контроля здесь могут выступать полнота ответственности сотрудников, соответствие указанных документов типовым формам, установленным в банке, наличие подписей и правильность заполнения.

- недостаточной ответственности организаций, выполняющих перевозку ценностей. С этой целью должны быть проанализированы договоры о перевозке наличных денежных средств и ценностей (инкассации), имеющиеся претензии и порядок разрешения споров. Вывод о наличии/отсутствии уровней контроля может быть сделан на основании наличия/отсутствия типовой формы и/или визирования договоров юридической службой;

- наличия конфликта интересов среди служащих, ответственных за сохранность ценностей, а также выполняющих кассовые операции и осуществляющих их перевозку.

К степеням контроля в области недопущения инцидента интересов имеют отношение общебанковские внутренние политические деятели и некоторые документы по управлению отмеченным риском, и степень их исполнения;


- радиоактивного заражения. К способам выявления данного риска имеет отношение проверка соблюдения условий к помещениям, оборудованию, внутренним документам и отраженным в них процедурам выявления, хранения, гашения/уничтожения ДЗРЗ (валютных знаков с радиоактивным заражением). Следует тщательно изучить все имеющиеся факты раскрытия ДЗРЗ и сделать вывод о достаточности степеней защиты; вероятно включение риска излучательного заражения в перечень страховых случаев по действующим соглашениям страхования;

- пришествия форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, террористические акты и др.) Степенью контроля в данном случае также выступает страхование денежных средств в хранилищах и перевозимых; как правило, страховые договоры на денежные средства, находящиеся в хранилищах и перевозимые, содержат в себе отмеченные риски в главную очередность;

- недостаточной и/или ошибочно выстроенной технологические процессы кассовых процессов. С данной целью нужно:

- протестировать порядок обеспечения кассовых сотрудников специальной литературой и данными (к примеру, альбомами купюр, рассылочными материалами Банка России по выявлению признаков фальшивых банкнот и монет и т.п.);

- проверить достаточность и актуальность внутренней нормативной основы кредитной системы, распорядок ее согласования, утверждения и доведения до структурных подразделений и их информированность о последних вносимых изменениях;

- дать оценку степени исполняемости нормативной базы, а еще выявить причины невыполнения внутренних нормативных документов, если они есть (недостаток штатов, тех. трудности, неосуществимые запросы, неправильное распределение ответственности и прямых обязанностей и пр.).

Вероятность утраты деловой репутации на данном направлении содержит в себе:

- риск неисполнения требований присматриваемых органов (присматриваемые риски). Найти надзорные риски довольно проблемно, так как подход проверяющих к обнаруженным замечаниям не всегда истекает из степени их значительности.;

- риск неисполнения законодательства по противодействию легализации прибыли, полученных противозаконным путем, и финансированию терроризма. Следует проверить применяемые процедуры выявления сомнительных операций и процедуры идентификации клиентов; уровни контроля по данному направлению нивелируются наличием функционирующей в банке порядка финансового мониторинга, ее внутренних документов и обязанностей, препорученных на кассовых сотрудников;