Файл: Организация кассовой работы в банке (Кассовая работа банка в современных условиях).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Кассовая работа банка в современных условиях
1.2. Зарубежный опыт развития организации кассовой работы в коммерческом банке
1.3. Исследование проблем организации кассовой работы в коммерческом банке
ГЛАВА 2. Налично-денежное обслуживание на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая структура и экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Организация кассовой работы в ПАО «Сбербанк России», принципы, цели, задачи
2.3. Риски кассовой работы, пути их снижения на примере ПАО «Сбербанк России»
ГЛАВА 3. Совершенствование управления кассовой работы в коммерческом банке
3.1. Пути повышения эффективности анализа кассовых операций в банке
В 2018 г. рынок расчетно-кассового обслуживания продолжил улучшаться. Банки вырабатывают свои IT-системы, автоматизируют процессы обслуживания клиентов, что может привести к уменьшению цены операций, и, как следствие, уменьшению тарифов. Но в тоже время, это влечет за собой дополнительные траты, в связи с тем, что банки непрерывно внедряют для клиентов новейшие сервисы. В итоге значимых изменений цены услуг РКО не происходит.
Расчетно-кассовое обслуживание всех кредитных организаций РФ на сегодняшний день находится примерно на одном и том же уровне. Список предоставляемых услуг и продуктов практически не различается. Введение современных технологических систем позволит ускорить работу с документами в 4 – 10 раз и сможет гарантировать 100%-ную безошибочность ввода информации в банковскую систему, что в значительной степени отразится на увеличении качества работы банков.
Самой имеющий наибольшее значение целью модернизации услуг по расчетно-кассовому обслуживанию считается обеспечение эффективности деятельности системы, повышение быстроты и надежности проведения расчетов по операциям банка, а так же усовершенствование качества обслуживания клиентов [30, с. 29].
Банки и другие кредитные системы вынуждены тратить большое количество времени на обработку большого числа документов, как финансовых, так и юридических. Из-за этого, недостаток времени на ввод инфы в электронные системы служит помехой, как для увеличения производительности компании, так и для целой экономики в целом.
Платежные поручения клиентов составляют почти 95% всего документооборота кредитной организации. Для того чтобы хоть несколько уменьшить количество документа используют такие системы удаленного сервиса, как «Клиент-Банк» и «Интернет-банкинг». Количество клиентов, которые любят пользоваться услугами «Интернет-банкинга», лишь за последние 4 года выросло в 2,5 раза.
Усилия, которые банки и кредитные организации стараются предпринять для повышения количества своих клиентов, применяющих «Клиент-Банк», непременно, дают значимый результат, но численность организаций, оборудованных передовым оснащением и обслуживаемых в банках, остается прежним. Крупная часть клиентуры уже свыклась выполнять платежи при помощи бумажных носителей, и сейчас не готова переключиться на что-то новое. Это объясняется тем, что программа “Клиент-Банк” требует установки определенного дополнительное оборудования и программного обеспечения.
Для лучшего функционирования системы следует создать технологию, которая позволила бы быстро и удобно переводить максимальное количество документов с бумажных носителей в электронный вид. К счастью, наука не стоит на месте и среди научных инноваций уже появилась программа BiPrint, созданная и запатентованная Санкт-Петербургской фирмой «РИТ». BiPrint уникальная программа, которая позволяет сразу в несколько раз сократить время ручного ввода документации с бумажных носителей в информационную среду организации, обеспечивая при этом самое точное совпадение. В её основе лежит использование двумерных штриховых кодов и специального считывающего устройства (image reader).
Скорость прохождения платежей в кредитных организациях так же можно назвать одной из важных проблем в области расчетно-кассового обслуживания.
Подводя итоги, можно сказать, что предлагаемые стратегии по увеличению эффективности расчётно-кассовых операций позволят максимально сократить время обслуживания клиентов, увеличить скорость прохождения информации внутри организации: внедрить единые стандарты работы с документами и контроля их исполнения; повысить безопасность доступа к информации, а так же производительность труда сотрудников, снизить зависимость результатов от квалификации работника.
ГЛАВА 2. Налично-денежное обслуживание на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая структура и экономическая характеристика ПАО «Сбербанк России»
Сберегательный банк РФ строит свою политику так, чтобы при любых условиях, при любых колебаниях финансового рынка оставаться самым доступным, самым надежным, самым привлекательным для людей банком в России. Вместе с тем, Сбербанк не первый год всерьез осваивает операции с юридическими лицами, активно работает на всех сегментах денежного и фондового рынков, реализуя тем самым главную стратегическую линию, определенную «Концепцией развития Сбербанк РФ до 2018 года» и направленную на развитие Банка как универсального кредитно-финансового инструмента при сохранении лидирующего положения в сфере обслуживания частных лиц.
Сбербанк России в настоящее время – это наикрупнейший коммерческий банк государства. Уставный капитал Банка выработан в сумме 1 млрд. рублей, он равен общей сумме номинальной стоимости акций Банка, обретенных акционерами.
Банком размещено 19 млн. обычных акций номинальной ценою 50 рублей и 50 млн. привилегированных акций номинальной стоимостью 1 рубль. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не выше 25% от уставного капитала Банка. Банк имеет право распределять обычные акции в дополнение к размещенным акциям.
Акционеры – владельцы привилегированных акций имеют право в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом принимать участие в Общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а еще имеют право на получение дивидендов, в случае ликвидации Банка – право на приобретение части его имущества.
Банк владеет полной хозяйственной самодостаточностью в вопросах распределения чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль Банка определяются в системе, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет.
Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Президентом, Председателем Правления Банка и Правлением Банка, которые подотчетны Бдительному совету Банка и всеобщему собранию акционеров.
Отделения Банка (территориальные банки, филиала) работают на основе положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением логотипа (эмблемы) Банка и реквизитами, установленными нормативными актами Банка России, а также другие печати и штампы. Отделения банка наделяются имуществом, которое учитывается на их розных балансах, так и на балансе Банка. Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием отделений, изменением их статуса, названия и места нахождения, вносятся по выводу Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год.
Сбербанк РФ – это многогранный коммерческий банк. Он дает своим клиентам более 100 разнообразных услуг, как классических, связанных с привлечением средств во вклады, кредитованием, расчетно-кассовым обслуживанием, так и сравнительно новых для банка – дилинговых, операций с фондовыми ценностями, посреднических и т.д.
Основные направления деятельности Банка:
- кредитование российских предприятий;
- кредитование частных клиентов;
- вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка России;
- осуществление операций на комиссионной основе.
Средства для осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников:
- средства акционеров;
- вклады частных клиентов;
- средства юридических лиц;
- другие источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.
Отделение банка наделяется имуществом, которым оно владеет, пользуется и распоряжается от имени Сбербанка России.
В Приложении 1 представим структуру управления череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России». В череповецком отделении вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» горизонтальная структура подчинения.
Данная структура показывает, что в череповецком отделении вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» отсутствует служба маркетинга, так как все операции по данному направлению регулируются из головного офиса в Москве.
Одним из структурных подразделений Сберегательного Банка РФ является Северный Банк, которому в свою очередь подчиняются Череповецкие отделения СБ РФ.
Филиал Акционерного коммерческого Сбербанка Российской Федерации открытого акционерного общества в городе Череповце не является юридическим лицом. Он создан на основании решения общего собрания акционеров и приказа Сбербанка России, соответственно, от 22.03.91 г. и 28.03.91 г., имеет собственную печать, штампы, бланки с использованием наименования Банка.
Череповецкое отделение вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» входит в единую организационную структуру Сбербанка России и непосредственно подведомственно Северному Банку Сбербанка России.
Череповецкое отделение вологодское отделение № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» осуществляет от имени Банка банковские операции и сделки. Банк наделяет филиал имуществом. Филиал в установленном порядке приобретает имущество, которым владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с указаниями Банка. Филиал имеет отдельный баланс, который входит в баланс Банка.
В своей деятельности Череповецкое отделение вологодское отделение № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» руководствуется законодательством Российской Федерации, иными нормативными актами, в том числе нормативными актами Банка России, Уставом Банка, его нормативными и распорядительными документами, настоящим Положением.
Для осуществления банковских операций и сделок Череповецкое отделение вологодское отделение № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» вправе иметь корреспондентский субсчет в подразделении расчетной сети Банка России по месту своего нахождения, а также счета межфилиальных расчетов в Банке и его филиалах.
Череповецкое отделение вологодское отделение № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» осуществляет обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике, и валютный контроль за операциями клиентов – физических и юридических лиц.
В Приложениях 1-2 представлен баланс череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» за 2016-2018 гг. Для того чтобы результаты анализа наиболее полно отражали настоящее финансовое положение череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России», его анализ проводиться в динамике.
Далее проведем аналитический и синтетический учет по данным бухгалтерского баланса банка за 2016-2018 гг. – Приложение 3.
Данные приложения 5 показывают, что в 2017 году в сравнении с 2016 годом активы увеличились в 18,2 раза; величина собственных средств (капитала) выросла в 3,8 раза; чистая ссудная задолженность достигла уровня 25475297 тыс.руб. против 677160 тыс.руб. на конец года, предшествующего отчетному.
Объем денежных средств, размещенных в кредитных организациях, увеличился с 25216 тыс.руб. до 294721 тыс.руб.
В 2018 году также наблюдается увеличение показателей баланса череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России». Так, активы увеличились на 776,67%. Денежные средства увеличились на 776,67% в сравнении с 2016 годом, источники собственных средств увеличились на 637,14% – рис. 2.2.
Далее, в приложении 4 приведем данные, полученные при проведении вертикального анализа баланса череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» за 2016-2018 гг.
Данные приложения 5 показывают, что основным активом в балансе банка является чистая ссудная задолженность, однако, ее значение в балансе меняется за отчетный период – так, в 2016 году ее вес составил 38,6%, в 2017 году – 79,7%, в 2018 году – 82,8% .
Также значимой статьей в балансе банка являются прочие активы – в 2016 году их доля составила 35,4%, однако, в следующие годы произошло снижение в пользу чистой ссудной задолженности – в 2017 году – 9,5%, в 2018 году – 6,7%. В пассивах банка преобладает неиспользованная прибыль, что является отрицательным моментом в деятельности.
Отчеты о финансовых результатах деятельности банка приведены в приложении 2.
Далее проведем горизонтальный и вертикальный анализ показателей отчета о финансовых результатах череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» за 2016-2018 годы – Приложение 5.
Данные таблицы приложения 6 показывают, что процентные доходы деятельности череповецкого отделения вологодского отделения № 8638/0148 ПАО «Сбербанк России» за 2016-2018 гг. изменились в сторону их увеличения. Так, в 2017 году процентные доходы увеличились на 3023418 тыс.руб., в 2018 году – на 258825553 тыс.руб. в сравнении с 2016 году. Данные тенденции рассматриваются как положительные в общей деятельности череповецкого отделения вологодского отделения №8638/0148 ПАО «Сбербанк России».
Основной вклад в рост административно-хозяйственных расходов внесло:
- увеличение расходов на содержание персонала с учетом налогов;