Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО «ЭДЕО-групп».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Содержание управления конкурентоспособностью предприятия
1.2 Показатели и методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия
2. Анализ конкурентов на рынке и управление конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
2.1 Организационные и экономические показатели предприятия
2.2 Анализ и оценка уровня управления конкурентоспособностью предприятия
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
3.1 Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
Чистая прибыль на протяжении 2017-2019гг. сократилась на 418 тыс.руб. в связи с неблагоприятной финансовой обстановкой в стране. В 2019 году стоимость имущества увеличилась на 36 496 тыс.руб. против 2017 года. Данное увеличение произошло за счет повышения основных и оборотных фондов на 30 142 тыс.руб. и 6 354 тыс.руб. соответственно. Также можно наблюдать в ресторане сокращения численность персонала на 3 человека. Рентабельность продаж на протяжении 2017-2019гг. сократилась на 0,8% в связи с сокращением чистой прибыли.
В настоящее время ресторанный бизнес активно развивается и конкурентов становится все больше. ООО «ЭДЕО-групп» принадлежит 15% рынка и оно занимает второе место по конкурентоспособности, уступая сильнейшему конкуренту ООО «Леопицца». Исследуемая организация отстает от своего основного конкурента по следующим параметрам: широкий ассортимент блюд и реклама.
ООО «ЭДЕО-групп» придерживается консервативной стратегии. Поведение организации: это поведение аналитика. Политика ООО «ЭДЕО-групп» основана на тщательном анализе имеющихся на рынке возможностей и осторожном их использовании.
Для дальнейшего развития предприятия ООО «ЭДЕО-групп» и повышения конкурентоспособности необходимо выбрать следующие конкурентные стратегии:
1. Проникновение. Суть данной стратегии в расширении сбыта выпускаемых услуг на традиционных рынках путем различных маркетинговых усилий (реклама, активное продвижение товаров, ценовая политика)
2. Развитие рынка. Суть стратегии в создании рынков для уже выпускаемых услуг. Неосвоенными географическими рынками, возможными для освоения ООО «ЭДЕО-групп», являются Тульская и Липецкая области.
3. Развитие услуг. Данная стратегия предполагает направленность на разработку новых услуг для сложившихся рынков. В этом случае организация разрабатывает новые услуги или модернизирует старые услуги и реализует их лояльно настроенным клиентам. Данная стратегия для ООО «ЭДЕО-групп» будет заключаться в продвижении обновленного ассортимента услуг на традиционные рынки, например, внедрение в производство новой продукции коно-пицца или пицца-стаканчик. Все затраты на производство коно-пиццы в год 1 661 000 рублей, годовая выручка составит: 468 000 * 12 = 5 616 000 руб.
Экономическая эффективность составит: 5 616 000 руб – 1 661 000 руб = 3 955 000 руб.
Для дальнейшего развития ООО «ЭДЕО-групп» необходимо внедрить новые технологии в производство, расширение ассортимент блюд, а именно разработка «относительно» новых блюд, не имеющие товарозаменителей.
Основной задачей ООО «ЭДЕО-групп» является сохранение грамотного соотношения цена-качество: вкусная еда + приемлемая цена = высокий спрос=> конкурентоспособность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебник / М.И.Баканов, А.Д.Шеремет - М.: Финансы и статистика, 2015. - 288 с.
- Глухов, А.И. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения: учебное пособие / А.И. Глухов - М.: Маркетинг, 2017. - 243с.
- Кислицына, В.В. Конкурентные преимущества организации / В.В. Кислицына. - Киров: ООО «Радуга - ПРЕСС», 2015. - 85 с.
- Котлер, Ф. Маркетинг: пер. с англ / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2015. – 896 с.
- Подолякина, Е.В. Оценка конкурентоспособности организации: учебное пособие / Е.В. Подолякина, Н.П. Советова. - Вологда: ВоГУ, 2015. - 171 с.
- Старцев, П. В. Анализ подходов к сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» / П.В. Старцев. – М.: Норма, 2015. – 255 с.
- Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент / Е.С.Стоянова - М.: Перспектива, 2015. - 305с.
- Траут, Дж., Ривкин, С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. / Дж. Траут, С. Ривкин - СПб.: Питер, 2018. - 240 с.
- Царев, В.В., Канторович, А.А., Черныш, В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология.: учебное пособие / В. В. Царев, А. А. Канторович, В. В. Черныш - М.: Юнити - Дана, 2015. - 799 с
- Чуева, Л.И. Экономика фирмы: учебник для студентов вузов / Л.И. Чуева. - М.: НТК «Дашков и Ко», 2018. - 403 с.
- Абрамова, В.Л. Маркетинговое управление конкурентоспособ-ностью экономических систем // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 5. – С. 100–107.
- Айдинова, А.Т., Головко, Е.С. Пути повышения конкурентоспособ-ности предприятий / А.Т. Айдинова, Е.С. Головко // Молодой ученый. - 2018. - №12. - С. 371-373.
- Андронов, Д.А. Управление конкурентоспособностью компании // Экономика, предпринимательство и право. - 2017. - № 5. - С. 16
- Барфиев, К.Х., Иброхимов, Х.А., Набиев, Б.А. Анализ конкурентоспособности продукции торговых предприятий // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально–экономических и общественных наук. – 2015. – № 2–8 (181). – С. 23–27.
- Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – C. 45–49.
- Бердников, В.А., Яковлев, Г.И. Содержание оценки конкурентоспособности организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2017. – № 12 (122). – С. 66–73.
- Гавшина, В.Е. Методы оценки конкурентоспособности предприятий // Экономика и бизнес. - 2019. - № 5-1. - С. 47-49.
- Дементьева, А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг, 2017. - № 3. - С. 4 - 11.
- Жданова, Е.С. Анализ определений термина конкурентоспособность предприятия // Вестник науки и образования Северо - Запада России. - 2015. - Т. 1. − № 4. − С. 1 - 9.
- Игольников, Г. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. – 2017. – № 11. – С. 108–111.
- Ильясова, М.К., Шапулатов, С.Р. Методы оценки конкурентоспособности предприятия // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 64-67.
- Калашникова, Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель, 2015. − № 11. − С. 15 - 18.
- Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. – 2017. – № 6. – С. 19–24.
- Лазаренко, А.А. Методы оценки конкурентоспособности / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 37
- Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность. / М.Г. Миронов − М.: Научная книга, 2015. – 265 с.
- Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент / В.Н. Парахина, С.В. Максименко – М.: КНОРУС, 2017. – 496 с.
- Пилипченко, А.В. Методы оценки конкурентоспособности организации / А.В. Пилипченко, Т.Е., Чиркова, А.М. Лисанова // Молодой ученый. - 2015. -№6 (09) . - С. 250-253.
- Селименков, Р.Ю. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 6 (30). – С. 60–67
- Управление организацией. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 87 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов – М.: Эксмо, 2015. – 544 с.
Приложение 1
Трактовка понятия «Конкурентоспособность предприятия»
Автор |
Определение |
Положительные и отрицательные черты трактовок |
|
Фатхутдинов Р. А. |
Конкурентоспособность предприятия – способность выпускать конкурентоспособную продукцию. Важным фактором является преимущество по отношению к другим организациям отрасли в стране и за пределами страны |
Определение неполное и одностороннее, так как сравнивает понятия конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности отрасли |
|
Киперман Г. Я. |
Конкурентоспособность организации – это способность противостоять на рынке другим производителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) по степени удовлетворенности своей продукцией потребностей потребителей |
Не учтен тот фактор, что организации конкурируют на определенных рынках и в определенный период времени, но эффективность производственной деятельности обозначена решающим фактором конкурентоспособности организации |
|
Азов Г. Л. |
Конкурентоспособность – это способность организации конкурировать на рынках с производителями и продавцами схожих товаров с помощью повышения качества, снижению цен, создание благоприятных условий |
Конкурентоспособность предприятия приравнивается к конкурентоспособности продукции, рассматривающейся через призму его характеристик |
|
Фасхиев X. А. |
Конкурентоспособность предприятия это превосходство товаров организации перед аналогами в определенных сегментах рынка в конкретный период времени и по разработке, производству и сбыту продукции, достигнутое без финансовых убытков предприятия |
Подчеркивает наличие у организации финансовой цели и перспектив развития |
|
Завьялова Г. С. |
Конкурентоспособность предприятия это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка |
Определение не в полной мере раскрывает понятие конкурентоспособности предприятия |
|
Перцовский Н. И. |
Конкурентоспособность – это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно–технический и трудовой потенциалы |
Подчеркнута значимость эффективности деятельности предприятия в обеспечении его конкурентоспособности, уделено внимание необходимости практической прибыльной реализации такой деятельности в условиях конкурентного рынка |
Приложение 2
Цели оценки конкурентоспособности в зависимости от объекта и субъекта оценки
Объекты оценки |
Субъекты оценки |
Цель |
Продукция(товар, услуги) |
Организации– производители |
Оценка возможности продать продукцию |
Потребители |
Выбор товара, в большей степени удовлетворяющего потребителей по цене и потребительским свойствам |
|
Предприятие |
Организации, производящие схожую продукцию |
Оценка своих слабых и сильных сторон, сопоставление с конкурентами |
Предприятия – потребители (переработчики сырья) |
Оценка привлекательности партнерства с предприятием |
|
Инвесторы |
Оценка привлекательности инвестирования предприятия |
|
Региональные власти |
Поиск точек экономического роста |
|
Отрасль |
Инвесторы |
Оценка привлекательности инвестирования отрасли |
Региональные власти |
Поиск точек экономического роста (с точки зрения региона) |
|
Федеральные власти |
Поиск точек экономического роста (с точки зрения экономики в целом) |
Приложение 3
Факторы, влияющие на конкурентоспособность
Объект исследования |
Факторы |
Отрасль |
–степень роста охвата рынка; –ступень жизненного цикла отрасли; –число фирм в отрасли; –простота входа и выхода на интересующий рынок; –технологии, инновации; –свойства продукции; –разностороннее влияние товаров–заменителей; –экономия ресурсов при производстве продукции; –кривая опыта; –загруженность производственных мощностей; –прибыльность отрасли |
Предприятие |
–эффективность оперативной деятельности; –финансовое положение предприятия; –эффективность системы сбыта и продвижения товара; –конкурентоспособность вара; –имидж предприятия; –социальная эффективность и корпоративная ответственность предприятия; –система и методы управления предприятием; –инновационность производства; –система долгосрочного планирования |
Продукция |
–качество – эффект от использования; –цена – затраты на использование; –ремонт – утилизация; –способ продвижения товара на рынок – условия платежа; –каналы сбыта – сервисное обслуживание |
Приложение 4
Основные конкуренты ООО «ЭДЕО-групп»
Конкурент |
Характеристика |
Пиццерия «Шляпа» |
Открылась в Брянске в 2005 году, на сегодня в городе и области насчитывается 16 пиццерий. Пиццерии «Шляпа» это всегда качественная, свежая и разнообразная пицца, всегда по-домашнему вкусная еда и, конечно, приветливый персонал. Это место для обедов, для детей и их родителей, для всех, кто ценит настоящую качественную пиццу. А для тех, кто хочет устроить домашнюю вечеринку, работает доставка. |
«Додо Пицца» |
«Додо Пицца» - это большой выбор пиццы на тонком и толстом тесте, закрытые пироги, стромболи и кальзоне. А также вкуснейшие горячие блюда, салаты, супы, прохладительные напитки и натуральный домашний компот, а также фирменный дессерт из натуральных продуктов. 3 секрета пиццы от «Додо Пицца»:тесто, приготовленное вручную, 100% натуральный томатный соус, итальянский сыр «Моцарелла» из цельного молока |
ООО «Леопицца» |
«ЛЕОпицца» - это рестораны в Брянске, известные разнообразием своего меню, где есть место всем вкусам. Здесь представлена кавказская, европейская и русская кухня. Объединяя еду и культуру, ресторан старается донести новое ощущение вкуса до клиента. |
ООО «Рио Пицца» |
Пиццерия «Рио Пицца» – это место, где в любое время рады каждому клиенту. Пиццерия «Рио Пицца» старается сделать все, чтобы кулинарная жизнь клиента была чуточку ярче: готовит качественную еду из свежих продуктов; держит цены на максимально приемлемом уровне; доставляет все блюда точно в срок. |
Приложение 5
Многоугольник конкурентоспособности предприятия
Приложение 6
Оценка товарной стратегии организаций–конкурентов
Показатели |
«Додо пицца» |
ООО «Леопицца» |
Пиццерия «Рио пицца» |
Пиццерия «Шляпа» |
ООО «ЭДЕО-групп» |
Качество продукции |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
Упаковка (дизайн, информация, объём) |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
Ассортимент |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
Реклама |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Обработка заказов |
4 |
5 |
4 |
2 |
5 |
Скорость доставки |
4 |
3 |
3 |
2 |
4 |
ИТОГО |
24 |
26 |
20 |
16 |
25 |