Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО «ЭДЕО-групп».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Содержание управления конкурентоспособностью предприятия
1.2 Показатели и методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия
2. Анализ конкурентов на рынке и управление конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
2.1 Организационные и экономические показатели предприятия
2.2 Анализ и оценка уровня управления конкурентоспособностью предприятия
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
3.1 Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
Внимания заслуживает современное оборудование, которым оснащен каждый ресторан ООО «ЭДЕО-групп». Профессиональный фритюр с компьютерным управлением обжаривает продукты под давлением. Такая технология позволяет получать тонкую хрустящую корочку, сохраняя натуральный вкус и аромат продукта.
В ООО «ЭДЕО-групп» хорошо проводят время взрослые и дети. Ресторан устраивает веселые детские праздники со специальным меню даже для самых маленьких гостей. У малышей надолго остаются впечатления от посещения ресторана.
В ООО «ЭДЕО-групп» сформировалась функциональная структура управления. Функциональная структура предполагает, что каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться во всех функциях, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.
Преимущества функциональной структуры:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- освобождение менеджеров от решения специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;
Недостатки функциональной структуры:
- трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами.
Далее в таблице 1 проанализируем основные экономические показатели ООО «ЭДЕО-групп» за 2017-2019гг.
Таблица 1
Основные экономические показатели ООО «ЭДЕО-групп» за 2017-2019гг.
Показатель |
Года |
2019/2017 |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
Прирост (+/-) |
Темп роста (%) |
|
Выручка от продаж товаров, тыс. руб. |
122290 |
128695 |
155228 |
32938 |
126,9 |
Себестоимость продукции, тыс. руб. |
116966 |
49835 |
75131 |
-41835 |
64,2 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. |
5324 |
16259 |
9561 |
||
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2535 |
11492 |
2117 |
-418 |
83,5 |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
72464 |
107472 |
108960 |
36496 |
150,4 |
Основные фонды, тыс. руб. |
63511 |
94964 |
93653 |
30142 |
147,5 |
Оборотные фонды, тыс. руб. |
8953 |
12508 |
15307 |
6354 |
171,0 |
Численность работников, чел. |
90 |
92 |
87 |
-3 |
96,7 |
Средняя заработная плата, руб. |
24562 |
24956 |
25612 |
1050 |
104,3 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
1358,7 |
1398,8 |
1784,2 |
425,5 |
131,3 |
Рентабельность продаж, % |
2,1 |
8,9 |
1,3 |
-0,8 |
Анализируя данные таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2019 году выручка от продаж увеличилась на 32938 тыс.руб. или на 26,9% против 2017 года. Себестоимость продаж в ресторане наоборот сократилась на 41835 тыс.руб. в 2019 году против 2017 года.
Чистая прибыль на протяжении 2017-2019гг. сократилась на 418 тыс.руб. в связи с неблагоприятной финансовой обстановкой в стране. В 2019 году стоимость имущества увеличилась на 36496 тыс.руб. против 2017 года. Данной увеличение произошло за счет повышения основных и оборотных фондов на 30142 тыс.руб. и 6354 тыс.руб. соответственно. Также можно наблюдать в ресторане сокращения численность персонала на 3 человека. Рентабельность продаж на протяжении 2017-2019гг. сократилась на 0,8% в связи с сокращение чистой прибыли.
2.2 Анализ и оценка уровня управления конкурентоспособностью предприятия
Предприятие ООО «ЭДЕО-групп» действует в условиях жесткой конкуренции. В настоящее время в городе Брянске в сфере ресторанов быстрого питания высокая конкуренция. Таким образом, у предприятия есть как крупные, так и мелкие конкуренты.
Существует множество различных методов оценки конкурентоспособности предприятия. Для произведения оценки уровня конкурентоспособности предприятия ООО «ЭДЕО-групп» будем использовать следующие методы:
- оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки;
- оценка конкурентоспособности на основе расчета рыночной доли;
- построение многоугольника конкурентоспособности;
- оценка конкурентоспособности с помощью методики SPACE – анализа;
- использование методики 4П Маркетинг-микс.
В настоящее время ресторанный бизнес активно развивается и конкурентов становится все больше. ООО «ЭДЕО-групп» принадлежит 15% рынка.
Основные конкуренты ресторана представлены в приложении 4.
Таким образом, список конкурентов достаточно велик.
На рисунке 5 представим основные этапы управления конкурентоспособностью в ООО «ЭДЕО-групп».
Этапы управления конкурентоспособностью в ООО «ЭДЕО-групп»
Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность
Оценка уровня конкурентоспособности
Прогнозирование тенденций развития предприятия
Разработка целей для повышения конкурентоспособности
Реализация принятых решений по основным направлениям работы
Оценка эффективности принятых решений
Рисунок 5 - Этапы управления конкурентоспособностью в ООО «ЭДЕО-групп»
Оценка конкурентоспособности на основе рейтинговой оценки позволяет оценить степень конкурентоспособности исходя из ранжированной итоговой оценки по отдельным показателям.
Далее в таблице 2 целесообразно провести анализ конкурентной позиции ООО «ЭДЕО-групп».
Таблица 2
Анализ конкурентной позиции ООО «ЭДЕО-групп»
Показатель |
Оценка в баллах |
||||
«Додо пицца» |
ООО «Леопицца» |
Пиццерия «Рио пицца» |
Пиццерия «Шляпа» |
ООО «ЭДЕО-групп» |
|
Ассортимент блюд |
4 |
5 |
3 |
2 |
4 |
Уровень цен |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
Качество продуктов |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
Наличие доставки |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Реклама |
3 |
4 |
3 |
2 |
3 |
Доля на рынке |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
Итого |
22 |
27 |
20 |
16 |
21 |
Оценка показателей конкурентоспособности в таблице 2, была проведена по пятибалльной шкале, в следующем соответствии: 1 – очень слабое проявление фактора, 2 – слабое проявление, 3 – среднее, 4 – сильное, 5 – очень сильное.
В таблице 3 представим взвешенную оценку конкурентоспособности ООО «ЭДЕО-групп» и конкурентов.
Таблица 3
Взвешенная оценка конкурентоспособности ООО «ЭДЕО-групп» и конкурентов
Степень значимости |
Показатель |
Оценка в баллах |
||||
«Додо пицца» |
ООО «Леопицца» |
Пиццерия «Рио пицца» |
Пиццерия «Шляпа» |
ООО «ЭДЕО-групп» |
||
0,1 |
Ассортимент продуктов |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
Уровень цен |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
0,05 |
Качество продуктов |
0,1 |
0,25 |
0,1 |
0,05 |
0,15 |
0,25 |
Наличие доставки |
1,25 |
1,25 |
1 |
1 |
1 |
0,2 |
Реклама |
0,6 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
0,6 |
0,2 |
Доля на рынке |
1 |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
1 |
Итого |
3,95 |
4,40 |
3,60 |
3,05 |
3,55 |
Оценка показателей конкурентоспособности в таблице 3 определяется путем перемножения доли единицы поочередно на показатель для каждого предприятия. На основании баллов в приложении 6, построим лепестковую диаграмму конкурентоспособности.
Анализ показал, что ООО «ЭДЕО-групп» значительно уступает ООО «Леопицца» по широте спектра оказываемых услуг и рекламе. Однако следует отметить, что ООО «ЭДЕО-групп» превосходит «Рио пицца» по таким показателям, как широта спектра оказываемых услуг и доля на рынке, а ООО «Шляпа» по широте спектра оказываемых услуг, качеству услуг, рекламе и доле на рынке. Исходя из полученных расчетов, можно сделать выводы, что основным конкурентом ООО «ЭДЕО-групп» является ООО «Леопицца».
Исследуемая организация ООО «ЭДЕО-групп», отстает от своего основного конкурента ООО «Леопицца» по следующим параметрам: широкий спектр услуг, качество продуктов, реклама.
Сила потенциальных производителей аналогичных продуктов мало влияет, так как продукты питания всегда будут пользоваться спросом. Постоянный спрос на этот продукт создает жесткие условия для конкуренции на рынке. Новым производителям на Брянском рынке сложно завоевать значительную его долю, поэтому необходимо опередить существующих производителей по соотношению цена-качество.
В таблице 4 проанализируем основных конкурентов по соотношению цена-качество.
Таблица 4
Анализ основных конкурентов по соотношению цена-качество
Наименование предприятия |
«Додо пицца» |
«ЛЕОпицца» |
Пиццерия «Рио пицца» |
Пиццерия «Шляпа» |
ООО «Эдео-групп» |
Цена на продукцию |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
Качество продукции |
5 |
5 |
3 |
3 |
4 |
Оценка от 1 до 5, 1 – наихудшая оценка, 5 – лучшая оценка.
Анализ показал, что ООО «ЭДЕО-групп» уступает ООО «Леопицца» по качеству продукции. Однако следует отметить, что ООО «ЭДЕО-групп» превосходит по качеству и цене «Рио пицца» и Пиццерию «Шляпа».
Рассмотрим ценовое поведение предприятия на рынке, сравнивая цены на продукцию компании и ее основных конкурентов (рис. 6).
Рисунок 6 – Диапазон цен на пиццу «Ассорти» в ООО «ЭДЕО-групп» и основных конкурентов, руб.
Данные рисунка 6 свидетельствуют о том, что ООО «ЭДЕО-групп» устанавливает цены на пиццу «Ассорти» в середине ценового диапазона.
В приложении 7 приводится сравнение товарной стратегии и политики товародвижения в ООО «ЭДЕО-групп» и его конкурентов. ООО «ЭДЕО-групп» занимает второе место по товарной стратегии, уступая сильнейшему конкуренту ООО «Леопицца» по таким параметрам как: реклама и упаковка.
Важную роль в управлении конкурентоспособность играют поставщики. ООО «ЭДЕО-групп» поддерживает российского производителя, поэтому в своих блюдах использует продукцию местных поставщиков. Цены для поставщиков компании вполне приемлемые. Компания работает с поставщиками по отлаженному механизму, в результате чего не возникает сбоев с доставкой продукции. Эта политика компании снижает зависимость от поставщиков. Далее в таблице 5 проанализируем по каким критериям выбирают своего поставщика предприятия–конкуренты.
Таблица 5
Сравнение критериев выбора поставщика
Критерии |
«Додо пицца» |
ООО «Леопицца» |
Пиццерия «Рио пицца» |
Пиццерия «Шляпа» |
ООО «Эдео-групп» |
Цена продукции |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Качество продукции |
+ |
+ |
+ |
||
Опыт работы компании на рынке |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Надежность поставок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Возможность длительного партнерства |
+ |
+ |
|||
Имидж поставщика |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Уровень затрат на доставку |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ᅚ
ООО «ЭДЕО-групп» ведет маркетинговую деятельность на достаточно высоком уровне, уделяет внимание расширению ассортимента блюд, формированию адекватной ценовой политики и рекламе.
Таким образом, анализ конкурентных сил, действующих на рынке ООО «ЭДЕО-груп» по модели М. Портера, выявил, что основными силами, влияющими на продукцию компании, являются покупатели. Кроме того, поставщики оказывают существенное влияние, так как они поставляют товары, которые необходимы предприятию.