Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности на примере ООО «ЭДЕО-групп».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Содержание управления конкурентоспособностью предприятия
1.2 Показатели и методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия
2. Анализ конкурентов на рынке и управление конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
2.1 Организационные и экономические показатели предприятия
2.2 Анализ и оценка уровня управления конкурентоспособностью предприятия
3. Направления совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп»
3.1 Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что переход к насыщенному рынку, обостряя конкурентную борьбу, выдвигает в качестве приоритетной задачи менеджмента обеспечение конкурентоспособности предприятия.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, достижения максимальных результатов, получения прибыли и развития коммерческой деятельности.
В общем виде конкурентоспособность предприятия может быть определена как его сравнительное преимущество перед другими фирмами данной отрасли. Конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Это означает, что предприятие должно стремиться вовлечь максимально эффективно все имеющиеся в его распоряжении ресурсы: материальные, человеческие, трудовые, технологические.
Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы непременный фактор, определяющий право на существование того или иного предприятия.
Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, конкурентоспособность – это решающий фактор успеха на рынке товаров и услуг. Обеспечение конкурентоспособности является одной из основных задач любого предприятия. Поскольку конкурентоспособность – это путь к рыночному успеху товара и его производителя, то особым направлением деятельности предприятия является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Цель курсовой работы – на основе анализа конкурентов и оценки уровня конкурентоспособности ООО «ЭДЕО-групп» предложить мероприятия по совершенствованию управления конкурентоспособностью данного предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия;
- проанализировать организационные и экономические показатели
ООО «ЭДЕО-групп»; - провести анализ и оценку уровня управления конкурентоспособностью предприятия ООО «ЭДЕО-групп»;
- разработать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО «ЭДЕО-групп».
Объектом исследования является управление конкурентоспособностью предприятия.
Предметом исследования являются направления совершенствования управления конкурентоспособностью ООО «ЭДЕО-групп».
Теоретическую основу исследования составят работы зарубежных и отечественных ученых в области маркетинга, стратегического менеджмента, стратегического управления, статьи из различных сборников и периодических изданий, материалы и доклады международных научно–методических конференций и различные электронные ресурсы.
Среди методов исследования можно выделить анализ научной литературы, метод рейтинговой оценки, SPACE-анализ и SWOT-анализ, матрица Портера, метод сравнения и сопоставления, а также статистические методы.
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Содержание управления конкурентоспособностью предприятия
В современных рыночных условиях хозяйствования возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемых и выпускаемых товаров. Одним из таких критериев является конкурентоспособность продукции, а затем конкурентоспособность предприятия.
Понятие конкурентоспособности довольно широкое. Существует множество подходов к её определению, так как разные учёные отдают предпочтения разным факторам, формирующим конкурентоспособность.
В Приложении 1 приведены определения авторов и указаны их положительные и отрицательные моменты.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия – производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы. Множество авторов дают свое понятие конкурентоспособности предприятия.
Цели оценки конкурентоспособности в зависимости от объекта и субъекта оценки представлены в приложении 2.
Способность компании справляться с кризисами, сохранять экономическую эффективность производства и лидировать в конкурентной борьбе во многом зависит от эндогенных (внутренних) факторов, т.е. состояния эндогенной (внутренней) среды предприятия (приложение 3).
Под факторами внешней среды понимаются «те факторы, на которые не могут воздействовать каждый из участников рынка строительства самостоятельно. В зависимости от характера воздействия внешние факторы можно разделить на факторы макроокружающей среды и микроокружающей среды».
Макросреда организации складывается под влиянием следующих групп факторов: социальные, демографических; экономических; природных; политических; технологических; культурных.
Котлер Ф., Мескон М.Х., Альберт М. и Хедоури Ф. внешнее факторы делят на две группы:
- среда прямого воздействия (поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законодательные и государственные органы);
- среда косвенного воздействия (состояние экономики, социально– культурные факторы, научно–технический прогресс, международные события)».
Внутренние факторы – внутренние (эндогенные) факторы компании, оказывающие действие на его функционирование и формирование.
Перечислим их:
1. Производство – непростой процесс, характеризующийся применяемым оборудованием, технологиями, квалификацией персонала. От такого как оснащено и как используются технологии, зависит свойство выпускаемой продукции и, следственно, ее конкурентоспособность. Производство является главной внутренней причиной, определяющей экономическую эффективность компании.
2. Система стратегического менеджмента играет особую роль в обеспечении экономической стойкости компаний. Стратегический менеджмент дает возможность предприятию нарастить эффективность управления, заложить базы стабильного развития бизнеса и, предусмотрев вероятные негативные действия внешней среды, создать меры противодействия.
3. Финансы – от того, как проистекает на старте планирование денег, зависит вовлечение инвестиций, дополнение оборотных средств, внедрение приобретенной прибыли и в целом формирование компании.
4. Организационная структура рассматривается как система, правильно организующая деятельность сотрудников, деньги, оснащение, предметы труда, площади компании.
5. Трудовые ресурсы – это один из главных видов ресурсов, без которого функционирование предприятия невозможно. Квалификация сотрудников, мотивация персонала напрямую влияет на эффективность деятельности предприятия и его устойчивое формирование.
6. Научные изучения и организация конструкторских разработок оказывают существенное действие на формирование компании, разрешают предприятию идти в ногу со временем, совершенствуя технологии, повышая конкурентоспособность. Конкурентоспособность отрасли – эффективность работы отрасли национального хозяйства, которая оценивается по показателям, характерным для обозначенной отрасли и отражающим степень ее активности и подвижности при разнообразных вариантах развития экономики страны и всего мира в целом.
Конкурентоспособность отрасли характеризуется наличием у неё технических, экономических и организационных возможностей для производства и сбыта товара надлежащего качества, удовлетворяющих потребности потребителей всех групп.
Всё вышеперечисленное дает возможность определить цели оценки конкурентоспособности выбранных субъектов – продукции, предприятия и отрасли и факторы, которые тем или иным образом влияют на конкурентоспособность этих субъектов. Благодаря разнообразию объектов и субъектов оценки конкурентоспособности появляется необходимость выявления конкретных целей оценки. Благодаря определению факторов, влияющих на конкурентоспособность, предприятия и отрасли смогут в полной мере проработать конку рентную стратегию производства своей продукции, что позволит им занять лидирующие позиции на рынке товаров и услуг.
1.2 Показатели и методы оценки управления конкурентоспособностью предприятия
Каждое предприятие имеет существенную потребность в оценке своей конкурентоспособности, так как в условиях рыночных отношений оценка своих конкурентных позиций на рынке является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Исследование конкурентов и условий конкуренции в отрасли необходимо предприятию главным образом для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для разработки организацией собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Когда речь идет о методах оценки конкурентоспособности организации, то здесь можно сказать, что расчетных и расчетно-графических способов оценки конкурентоспособности представлено чрезвычайно много и все они разнообразны.
Каждый из методов отличается собственными характерными аспектами. Полагаясь на мнения многих авторов, можно прийти к выводу, что применение того или иного метода для оценки конкурентоспособности напрямую зависит от учета потребности применения тех или иных факторов для оценки. Для численной оценки конкурентоспособности организации можно использовать следующую классификацию, состоящую из 5 факторов:
1. Категория предприятия (промышленные, торговые, финансовые);
2. Вид способа оценки (графические, расчетные, расчетно-графические);
3. Характерные черты расчета показателей конкурентоспособности;
4. Вероятность прогнозирования конкурентоспособности;
5. Источник информации с целью расчетов (статистические данные, внутренняя отчетность организации, а также мнения различных экспертов).
Проанализировав данные из статьи Лазаренко Л.А., с учетом применения данной классификации, была составлена схематическая диаграмма, отражающая методы оценки конкурентоспособности организации. Диаграмма представлена на рисунке 1.
Методы оценки конкурентоспособности организации
Методы, которые основаны на оценке конкурентоспособности товара или услуги организации
Матричные методы: матрица Портера
Комплексные методы
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
Рисунок 1 - Методы оценки конкурентоспособности организации
1. Методы, которые основаны на оценке конкурентоспособности товара или услуги организации.
Сущностью данных методов является прямая зависимость конкурентоспособности организации от конкурентоспособности, производимой ею продукции или предоставляемыми ею услугами. Конкурентоспособность организации повышается тогда, когда становится выше конкурентоспособность ее товара или услуги. С целью определения конкурентоспособности товара применяются различные маркетинговые способы, основу которых составляет определение соотношения «цена - качество». Расчет показателя конкурентоспособности по любому виду продукции ведется с применением экономического и параметрического индексов конкурентоспособности.
2.Матричные методы. Данный метод основан на анализе матрицы, которая построена согласно системе координат: по горизонтали - темпы роста (уменьшения) объема продаж, а по вертикали - относительная доля, занимаемая организацией на рынке. Более конкурентоспособными считаются те организации, которые занимают существенную долю на быстрорастущем рынке.