Файл: Коммерческая информация и ее защита (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЕ).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЕ
КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ЗАЩИТЫ
1.1.Сущность и значение коммерческой информации
1.2. Сущность коммерческой тайны
1.3.Методы защиты коммерческой информации
ГЛАВА 2. КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ООО «ЛЮБИМЫЕ ДЕТКИ» И СПОСОБЫ ЕЕ ЗАЩИТЫ
2.1.Организационно-правовая характеристика ООО «Любимые детки»
2.2.Анализ защиты и утечки коммерческой информации
2.3. Мероприятия по защите коммерческой информации в ООО «Любимые детки»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Переход на электронные формы управления государственной и коммерческой деятельностью закономерен и связан с развитием экономики, социальной сферы и менеджмента. В условиях экспоненциального роста количества информации, необходимой для поддержки деятельности, бумажный документооборот не обеспечивает эффективности обмена, обработки, хранения и использования информации, поиск и обработка документов становится все более и более сложной, и все больше и больше. место занимает архив документов. Практика показывает, что естественным выходом в данном случае является переход на электронный документооборот.
Наличие в электронном документообороте сведений, составляющих коммерческую тайну, конфиденциальную информацию, порождает необходимость в ее коммерческой защите.
Изучение вопросов формирования и развития правовой информации деловой и коммерческой тайны, определение их места и роли в формировании механизмов информационного обеспечения коммерческих организаций и обеспечении их правовой информационной безопасности - самостоятельная теоретическая задача, развитие и фундаментальное значение которой привлекает внимание ученых.
Создание конкурентной среды при производстве и реализации товаров, работ и услуг, которые составляют материальную основу гражданских и коммерческих прав и, соответственно, определяют перспективы развития института коммерческой тайны.
Область научного анализа юридического института коммерческой тайны включает комплекс теоретических и практических проблем гражданского характера, которые напрямую связаны с гражданским оборотом информации коммерческого значения и ее защитой.
3
На наш взгляд, использование и защита КЗИ должны регулярно рассматриваться в рамках юридического лица как единственный фактор в формировании закона, потому что, с одной стороны, они, как правило, организованы в независимое учреждение коммерческой тайны, с другой стороны, они другие виды гражданских отношений.
Сегодня многие руководители компаний и организаций верят в необходимость защиты информации. В большинстве случаев от этого зависит благополучие предприятия. В связи с этим некоторые предприятия и фирмы начали создавать отдельные части сервиса, которые отвечали за обеспечение комплексной защиты информации.
Однако при создании такой службы необходимо учитывать ряд проблем, которые могут повлиять на его работу в будущем.
Структура и состав таких услуг часто зависят от финансового состояния предприятия, поскольку оказание таких услуг требует определенных финансовых затрат.
Многие менеджеры понимают необходимость внедрения таких сервисов
- компании, но не все понимают, как этот сервис должен работать, что нужно сделать, чтобы та или иная информация оставалась конфиденциальной, чтобы она не приносила пользу компании и не причиняла вреда.
Некоторые действуют только путем оснащения предприятия техническими средствами защиты, что приводит к созданию нормативной базы, неукоснительное соблюдение которой позволяет защитить конфиденциальность предприятия, а в случае разглашения информации это одно из оснований для подачи иска.
Однако в некоторых публикациях многие авторы рассматривают этот вопрос с точки зрения развития этого процесса только на определенных этапах, поэтому эти работы не интересуют использование организационного дизайна сервиса.
Защита информации - это комплекс мер, направленных на обеспечение информационной безопасности.
4
Информационная безопасность - это защита информации от случайных или преднамеренных воздействий искусственного или естественного характера, которые могут нанести вред владельцам и пользователям информации.
Целью курсовой работы является анализ коммерческой информации и её защиты.
Цель определила решение следующих задач:
1.Дать понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
2.Охарактеризовать виды коммерческой информации.
3.Рассмотреть способы защиты коммерческой информации.
4.Охарактеризовать защиту коммерческой информации на примере ООО
«Любимые детки».
-
- Предложить рекомендации по защите коммерческой информации в
- «Любимые дети»
Курсовая работа состоит из введения, основной части (3-х глав), заключения и библиографического списка.
- ходе написания работы, были использованы нормативные материалы, в том числе Конституция РФ, а также научная и учебная литература, периодические статьи.
При написании курсовой работы я руководствовался как давними, так и новыми изданиями различных авторов, так как в книгах авторы высказывают свое мнение, приводят примеры, делают выводы, анализируют то, такая информация помогает широко и детально разобраться в выбранной мною теме.
5
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЕ
КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И ЕЕ ЗАЩИТЫ
1.1.Сущность и значение коммерческой информации
Предпринимательство во всех сферах неразрывно связано с получением и использованием различных типов информации. Более того, в современных условиях информация - это особый вид продукции, имеющий определенную ценность.
Самая ценная информация для предпринимателя - это информация, которую он использует для достижения целей компании, разглашение которой может лишить его возможности достичь этих целей, т.е. угроз безопасности бизнеса. Конечно, не вся информация в случае ее раскрытия может представлять эти угрозы, но есть определенная ее часть, которую необходимо защитить1.
Коммерческие данные - это информация о текущем состоянии рынка различных товаров и услуг.
Коммерческие данные позволяют торговым компаниям анализировать свою деятельность, планировать и отслеживать результаты.
Маркетинговые исследования могут служить источником деловой информации. Важным источником деловой информации также являются материалы и внутренние документы коммерческой компании (информация о продажах, затратах на продажу, запасах, прибыли, затратах на рекламу и т. Д.).
Еще одним источником деловой информации является внешняя статистика и рыночная информация, публикуемая в СМИ. В последнее время широкое распространение получила покупка информации у различных компаний, основным направлением которых является «производство и продажа свежей информации».
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее
1 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.
Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2017. - 56 c.
6
лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуг. Практически любая организация, предлагающая на рынок продукт труда, может быть отнесена к категории субъектов продажи. И если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую.
Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов, изделий для производства товаров и оказания услуг. В деятельности фирмы передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений.
Информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении в ходе производства отклонений от плановых показателей, требующих принятия оперативных решений.
Существенную роль в принятии решений играет научно-техническая информация, содержащая новые научные знания, сведения об изобретениях, технических новинках своей фирмы и фирм-конкурентов. Это непрерывно пополняемый общий фонд и потенциал знаний и технических решений, практическое и своевременное использование которого обеспечивает фирме высокий уровень конкурентоспособности. Информация служит основой для подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки и принятия управленческих решений2.
2 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.
Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2018. – с.102.
7
- информации, предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок; точность; достоверность. Особую роль для фирм имеет внешняя информация, поступающая из внешней среды-это информация о конъюнктуре, которая складывается на рынке. Особую важность эта информация приобретает для фирм и предприятий, собирающихся выходить на рынок. Таким образом, информация играет огромную роль и является неотъемлемой частью ее функционирования.
Коммерческая информация представляет собой сведения об организациях, видах и направлениях их деятельности, деловых партнерах, поставщиках и покупателях, финансовом положении и выпускаемой продукции (оказываемых услугах), заключенных договорах, должностных лицах. Кроме того, к данному виду информации относятся деловые новости, иные сведения, предоставляемые специализированными новостными ресурсами3.
Коммерческая информация - это отношения по поводу обработанных сведений о процессах обмена, позволяющих принимать решения по различным направлениям производственной и коммерческой деятельности.
Коммерческая информация - важнейший элемент коммерческой деятельности. Это база, на которой каждый ее участник организует свою работу, строит стратегию и тактику.
- коммерческой информации относят сведения о состоянии сложившейся ситуации на рынке различных товаров и услуг. Сюда относят количественные и качественные показатели торговой деятельности фирмы (коммерческой структуры, торгового предприятия и т.д.), различные сведения и данные о коммерческой деятельности (цены, расчеты, поставщики, конкуренты, условия поставок, ассортимент товаров и др.). Например, сведения о продажах используются для того, чтобы определить объем и структуру закупок.
Коммерческая информация позволяет предприятию определять
стратегические, тактические и оперативные цели и задачи; осуществлять
3 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.
Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2018. – с.54.
8
контроль текущего состояния организации, ее подразделений и процессов; принимать обоснованные и своевременные управленческие решения; координировать действия подразделений для достижения установленных целей.
Вся функционирующая информация интегрируется в единую информационную базу, или в информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграции: вертикальная направлена на вертикальные информационные потоки; горизонтальная - на горизонтальные.
Коммерческая информация представляется в виде электронных баз данных или печатных изданий, которые периодически обновляются. Базы данных могут быть узко специализированными и содержать информацию, характеризующую одну из сторон деятельности предприятий, либо комплексную информацию, содержащую полную характеристику фирм4.
Коммерческая информация торгового предприятия подлежит защите от возможных посягательств со стороны конкурентов. Вероятность утечки коммерческой информации особенно велика в условиях рыночного хозяйствования, что ведет к ослаблению торгово-коммерческих позиций и не исключает даже возможности разорения предприятия. Чтобы этого не произошло, сведения, относящиеся к коммерческой тайне, переводятся в разряд охраняемых.
Защита коммерческой информации обеспечивается прежде всего администрацией торгового предприятия. Она должна упорядочить и организовать безопасное движение информации, а также разработать мероприятия по ее сохранению.