Файл: Коммерческая информация и ее защита (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Сущность коммерческой тайны

Коммерческая тайна - это умышленное сокрытие экономических интересов в торговых целях, а также информации о различных аспектах и направлениях деятельности компании, защита которых зависит от интересов конкуренции и потенциальных угроз экономической безопасности компании.

4 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.

Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2017. – с.176

9

Коммерческая тайна - это форма коммерческой тайны; предоставлять информацию в виде документов, схем, продуктов, относящихся к коммерческой тайне компании и защите от возможных атак.

Носитель коммерческой тайны - лицо, которому известна коммерческая тайна предприятия или компании (руководители и исполнители, признавшие коммерческую тайну).

Конфиденциальность в рыночной экономике защищает производителя от недобросовестной конкуренции, которая включает различные противоправные действия в виде скрытого использования товарного знака, подделки продукции конкурента, мошеннической рекламы, взяточничества, шантажа и т. д. Промышленный шпионаж занимает в этой серии не последнее место.

Промышленный шпионаж - это незаконный сбор информации, составляющей коммерческую тайну, незаконное использование конфиденциальной информации лицом или предприятием без разрешения ее владельца. Объектом промышленного шпионажа могут быть документы, чертежи, образцы продукции, незарегистрированные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговые исследования и другая информация, представляющая коммерческий интерес5.

    • США, Германии, Китае, Японии и других странах коммерческая тайна защищена системой промышленной конфиденциальности, основанной на соответствующем законодательстве. В то же время компании, а не государственные учреждения, играют ключевую роль в обеспечении ее безопасности.
  • США, где действует наиболее совершенное законодательство в области защиты данных, Закон о коммерческой тайне или, согласно принятым там терминам, «коммерческая тайна» («коммерческая тайна») был принят только в 1979 году.

5 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.


Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2017. – С.76 .

10

      • Германии действует закон о недобросовестной конкуренции, в котором различаются два типа секретности - промышленная и коммерческая. Закон предусматривает до трех лет лишения свободы за разглашение посторонним коммерческой или производственной тайны, а также за ее разглашение.
    • 1988 году Государственный совет Китайской Народной Республики утвердил Положение о службах коммерческой безопасности, которые не входят
  • состав государственных правоохранительных органов. Служба коммерческой безопасности - это хозрасчетная организация, выполняющая определенные виды работ и услуг по договорам с предприятиями.

Японии нет закона или любого другого положения, предусматривающего ответственность за разглашение коммерческой тайны. Там вопрос решается следующим образом: на отделы кадров каждой компании возложен контроль за соблюдением системы конфиденциальности, в основе которой лежит кодекс поведения сотрудников. В нем есть запретительные положения6:

          • разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, неуполномоченным лицам;

- заключение сделок, которые могут снизить доверие к компании; - работать неполный рабочий день без разрешения руководства; - умышленно нанести экономический ущерб; - дача и получение взяток.

Стоит отметить, что японский бизнес меньше всего страдает от раскрытия информации. Это связано с уникальной системой «пожизненного найма» в стране и чувством у рабочих, что они считают себя членами одной семьи.

        • российском законодательстве термин «коммерческая тайна» впервые появился в 1990 году в тексте Закона о предприятиях и предпринимательстве. Согласно ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит, что

6 Баранова, Е.К. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Е.К.

Баранова, А.В. Бабаш. - М.: Риор, 2017. - С.112

11

«информация составляет служебную или коммерческую тайну, если информация имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее анонимности для третьих лиц, отсутствует свободный доступ к ней на законных основаниях, а владелец информации защищен.

    • то же время, даже если некоторые материалы соответствуют всем вышеперечисленным критериям, они не всегда признаются законом как служебная или коммерческая тайна. Перечень «конфиденциальной» информации определен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря

1991 г. № 35. Они включают:

  • учредительные документы и устав;
  • документы, дающие право на предпринимательскую деятельность;
  • сведения об установленных формах отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и иная информация, необходимая для подтверждения правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет Российской Федерации;
  • документы о ликвидности;
  • информация о количестве, персонале, заработной плате и условиях работы, а также о наличии вакансий;
  • Справки об уплате налогов и обязательных платежей;
  • информация о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, наносящей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размере причиненного в этом случае ущерба;
  • информация об участии должностных лиц компании в компаниях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. Это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

12

  • коммерческой тайне относится7: Деловая информация: -финансовая информация:

- информация о ценах (стоимости) товаров и услуг, технологий; - бизнес-планы и планы производства новой продукции;

- список покупателей и продавцов, контракты, приоритеты и планы; - маркетинговая информация:

- соглашения, предложения, квоты;

-Список сотрудников, организационные графики и информация о

сотрудниках.

Техническая информация:

  • Научно-исследовательские проекты;
  • разработка дизайна продукции и параметров;
  • заявки на патенты;
  • дизайн, эффективность и мощные производственные возможности, оборудование и системы;
  • информационный процесс;
  • компьютерное программное обеспечение.

1.3.Методы защиты коммерческой информации

Обеспечение безопасности конфиденциальной информации от возможных несанкционированных атак в различных формах - это защита коммерческой тайны. Разумный

поэтому следует понимать, что эффективная защита подразумевает целый набор действий, которые помогают обеспечить конфиденциальность.


Информация.

Проблема раскрытия коммерческой тайны уже давно является одной из важнейших проблем современного мира, поскольку информация является приоритетным источником в 21 веке.

7 Иванова С. В. Коммерческая тайна как объект защиты // СПС КонсультантПлюс. 2017.- С.54

13

Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется способами, предусмотренными Федеральным законом «О коммерческой тайне» и иными нормативными правовыми актами.

Способность защищать информацию - это, по сути, квинтэссенция правовой системы коммерческой тайны. В теории права защита субъективных прав обычно рассматривается как «предусмотренные законом меры, направленные на восстановление или признание прав и защиту интересов в случае нарушения или их претензии».

Учитывая практическую невозможность полного восстановления состояния, существовавшего до раскрытия торговых данных, соответствующие гранты различные способы защиты прав лиц с такой информацией. И обеспечить безопасность конфиденциальной информации от возможных незаконных атак различные явления следует рассматривать как меры по защите коммерческой тайны. [5] Если право на неприкосновенность частной жизни нарушается, должны быть приняты меры для его защиты.

Основными методами защиты информации, позволяющими обеспечить конфиденциальность и защиту информации, являются управленческие решения или иные: «административные и организационные меры». Такие шаги решают сразу несколько вопросов: определение списков информации, информирование персонала о конфиденциальности информации, выдача заказов, внесение изменений в контракты и местные правила.

Защита бизнес-информации в контексте деятельности по обеспечению безопасности бизнеса в целом предполагает, что несанкционированный доступ

  • информации может происходить в разных направлениях. Поэтому эффективная защита данных должна включать в себя целую систему действий, каждая из которых имеет свой метод.

Кроме того, следует учитывать мировой опыт защиты бизнес-информации. В разных странах есть приоритетные направления защиты торговой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции наряду с ними приоритет отдается

14

организации своих служб безопасности для компаний, для Японии характерен корпоративный дух и многолетняя работа в компании, в Великобритании обеспечивается защита договорных обязательств.


Учитывая специфику России, различаются следующие методы защиты информации, используемые предпринимателями:

Законодательство. При ее соблюдении предприниматель имеет право на конфиденциальную информацию, содержащуюся в российском законодательстве. В случае выявления нарушения прав предпринимателя как владельца, обладателя или пользователя информации необходимо обратиться в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, компенсации и т. д. Техническая защита - охрана, контроль доступа, специальные карты для посторонних, использование запираемых комнат, сейфов, шкафчиков и т. Д.

Организационный. Он включает8:

    • введение должности или создание службы, отвечающей за классификацию конфиденциальной информации, соблюдение правил доступа и использования этой информации (это написано в третьей главе курсовой работы). - выделение информации на уровне конфиденциальности и организация доступа к конфиденциальной информации только в соответствии с положением или разрешением руководства;
  • соблюдать правила использования информации (не выходить из офисного здания, не оставлять его без присмотра во время обеда, при выходе включать сигнализацию);
  • наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и использования информации (контроль может быть визуальным, документальным и т. д.).

Технические. Такие устройства наблюдения и защиты используются как сигнальные устройства, видеокамеры, микрофоны, устройства идентификации,

8 Мелехина, В. С. Коммерческая тайна организации и способы ее обеспечения / В. С. Мелехина. —

Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 215. — URL:

https://moluch.ru/archive/285/64303/ (дата обращения: 10.12.2020).

15

  • также программное обеспечение для защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

Работа с персоналом. Он отвечает за активную работу кадровой службы компании по привлечению, утверждению, обучению, размещению, продвижению и мотивации сотрудников. Сотрудников следует регулярно информировать о соблюдении правил использования конфиденциальной информации и ответственности за нарушения.

Некоторые из этих методов связаны с большими финансовыми затратами, поэтому использование всех методов одновременно существует только в рамках средств достаточно крупных и платежеспособных компаний.