Файл: Ассортиментная политика предприятия промышленности ( Теоретические основы ассортиментной политики торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 772
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы ассортиментной политики торгового предприятия
1.1 Понятия, классификация, и характеристика ассортимента
1.2 Особенности ассортиментной политики
1.3 Методы формирования ассортиментной политики
Глава 2 Характеристика и анализ ассортиментной политики
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ ассортиментной политики ООО «ВИАМ»
2.3 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики
- метод формирования ассортимента на основе изучения особенностей товарной линии;
- метод формирования ассортимента с учетом экономических целей предприятия;
- метод анализа ассортимента с использованием матрицы «Маркон».
- Первый метод состоит их двух этапов:
- анализ товарной линии – этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единице, а также определение долей отдельных товарных единиц в объеме продаж и прибыли товарной линии. На данном этапе также определяется рыночный профиль товарной линии;
- принятие решения о длине товарной линии, необходимости ее обновления, корректировки или сокращения. Критерием оптимальной длины является операционная прибыль предприятия.
- Метод формирования ассортимента с учетом экономических целей предприятия (т.е. на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема реализованной продукции). Исходя из целей предприятия, выделяются два направления оценки товаров.
- Первый - это количественная оценка, основанная на учетной информации. Данный вид оценки состоит:
- из анализа структуры сбыта, который показывает абсолютное и относительное значение отдельных товаров и ассортиментных групп в общем объеме сбыта, а также отклонение от плановых величин и показателей за прошлые периоды. В качестве инструмента для анализа структуры сбыта используется ABC-анализ, основанный на законе Парето: 20% составляющих какого-либо явления на 80% обусловливают его возникновение. Согласно данному анализу продукция подразделяется на три класса по выбранным критериям: сбыт, прибыль, покрытие затрат;
- анализа покрытия затрат: расчет затрат и доходов позволяет определить, какой ассортимент при выполнении определенных условий принесет максимальный доход;
- анализа товарооборачиваемости, то есть скорости обращения товаров или времени, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы торгового предприятия, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения.
Второй - оценка на основе информации о внешней среде. Данный вид оценки включает исследование рыночного восприятия ассортимента, использование оценки продукта на базе суждений потребителей, применение методов стратегического анализа продуктов. К таким методам относятся: анализ жизненного цикла продукта и портфолио-анализ.
Третий - метод анализа ассортимента с использованием матрицы «Маркон». Согласно данному методу исходные данные подразделяются на качественные (типовые характеристики изделий) и количественные (основные экономические данные). Все позиции изделия могут быть введены в таблицу «Маркон» для формирования выводов о развитии и совершенствовании продукции, производстве отдельных товаров.
Итак, управление ассортиментом компании предполагает собой комплексный процесс, содержащий главные классические функции управления: составление плана, в процессе которого исследуется спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая предполагает формирование коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в ходе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля компании, вырабатывается ассортиментная стратегия (акцентируются стратегические категории товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который содержит анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ воздействия политики управления товарными запасами компании, политики поставок на ассортимент.
Глава 2 Характеристика и анализ ассортиментной политики
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ООО «ВИАМ» (далее по тексту - Общество) создано путем учреждения на основании решения учредителей (Протокол №1 общего собрания учредителей от 07 сентября 1999 г.) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ («Об обществах с ограниченной ответственностью».
Местонахождение: 105005, г. Москва, ул. Радио, д.14.
Основными видами деятельности Общества согласно уставу являются:
- выполнение проектно-изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в области создания и модернизации новых образцов авиационной и иной техники;
- разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- разработка вооружения и военной техники;
- производство вооружения и военной техники;
- ремонт вооружения и военной техники;
- испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
- испытание вооружения и военной техники;
- ведение образовательной деятельности;
- разработка проектной документации и строительство глиссирующих судов;
- выполнение работ и оказание услуг в области сертификации авиационной и аэрокосмической техники;
- разработка, производство, испытание, сертификация, реализация, ремонт и сопровождение эксплуатации вспомогательного оборудования, комплектующих изделий, агрегатов и запасных частей к выпускаемой Обществом или третьими лицами продукции;
- аренда (лизинг) летательных аппаратов и другого имущества;
- участие в фондах, кредитных организациях для достижения целей Общества;
- осуществление внешнеэкономической деятельности, включая экспортные операции, развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами;
- организация и проведение семинаров, конференций, выставок, аукционов и других публичных мероприятий, а также участие в них;
- издательская деятельность;
- рекламная деятельность;
- осуществление посреднической и торговой деятельности;
- другое.
Для ведения бухгалтерского учета организация ООО «ВИАМ» пользуется программой 1С: Бухгалтерия версии 7.7. программа автоматизирована. Для подготовки документации и направление отчетности используются локальные сети персональных компьютеров.
Также в организации имеется справочно-правовые системы: Консультант-плюс и Гарант. Они достаточно облегчают работу бухгалтера, плюс позволяют быть в курсе последних изменений и поправок в законодательстве, а также осуществлять быстрый поиск нормативно-правовых документов. Директор и главный бухгалтер ООО «ВИАМ» несет ответственность за состояние учета и своевременного предоставления бухгалтерской или иной отчетности.
Численность работников Общества по состоянию на 31 декабря 2019 г. составляла 3 647 человек, из них:
- Руководители – 768 человек;
- Специалисты – 1 953 человека;
- Другие служащие – 103 человека;
- Рабочие – 823 человека.
В возрастной группе в целом по ООО «ВИАМ» преобладают работники в возрасте старше 50 лет (52,4 %), в том числе старше 60 лет – 27,3 %, в то время как доля сотрудников в возрасте до 30 лет – 23,9 %. Средний возраст инженеров-конструкторов составляет 43 года (по московской площадке – 50 лет).
Ценности компании включают открытость, уверенность, комфорт. В соответствии с миссией, ценностями и целями развития в ООО «ВИАМ» выстроена организационная структура, которая представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Организационная структура ООО «ВИАМ»
Тип организационной структуры в ООО «ВИАМ» выстроен по линейно–функциональной модели. В ООО «ВИАМ» есть структурные подразделения, которыми управляют функциональные руководители, во главе которых стоит генеральный директор ООО «ВИАМ».
Директором организации осуществляется контроль за деятельностью всех подразделений, тем самым обеспечивая в организационных подразделениях порядок и дисциплину.
Рассмотрим службы ООО «ВИАМ» подробнее с описанием основных задач и функций:
Финансовый отдел – ведет финансовый учет и ведение бюджетов предприятия, работа с финансовой документацией, выдача заработных плат персоналу. Также отдел занимается приемом, адаптацией, мотивацией персонала в рамках принятия корпоративной культуры организации, ведение необходимой документации по персоналу (трудовые договоры, штатное расписание, должностные инструкции, график отпусков, оформление приказов и т.д.).
Коммерческий отдел выполняет основное направление работ – организация, проведение и контроль тотальных и локальных инвентаризаций, проверки наличия и движения имущества.
Отдел производства занимается организацией и обеспечением выполнение работ по проектированию, капитальному строительству, капитальному и текущему ремонту, текущему содержанию зданий и сооружений находящихся на балансе предприятия. Также направление работ – координация всей деятельности предприятия под нужды потребителя, проведение исследования рынка, разработка рекламных материалов.
Технический отдел. Основное направление работ – внутренняя информация и документация, базы хранения, техническая оснастка рабочих мест сотрудников, организация работы компьютерных баз и касс;
Хозяйственный отдел занимается обеспечением необходимым инвентарем для работы, чистоту в отделах, обеспечение питания сотрудникам и много другое.
Текущее экономическое состояние ООО «ВИАМ» является положительной динамикой основных технико–экономических показателей, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ основных показателей деятельности ООО «ВИАМ» за 2017-2019 гг.
Показатели |
Изменения (+,-) |
||||||
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Абсолютное (тыс. руб.) |
Темп роста (%) |
|||
2018 к 2017 |
2019 к 2018 |
2018 к 2017 |
2019 к 2018 |
||||
Выручка (нетто) от продажи товаров (работ, услуг), тыс. руб. |
15008796 |
20836328 |
25507293 |
5827532 |
4670965 |
138 |
122 |
Себестоимость проданных товаров (работ, услуг ), тыс. руб. |
14891369 |
20017487 |
23302349 |
5126118 |
3284862 |
134 |
116 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
93607 |
790927 |
2179953 |
697320 |
1389026 |
844 |
275 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
(11133667) |
(1818084) |
(146400) |
9315583 |
1671684 |
- |
- |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
(11029904) |
(1614718) |
(13637) |
9415186 |
1601081 |
- |
- |
Затраты на 1 руб. выполненных работ, оказанных услуг |
0,59 |
0,55 |
0,55 |
-0,04 |
0 |
93 |
0,0 |
Среднемесячная заработная плата |
143920 |
144600 |
145880 |
680 |
1280 |
100,5 |
100,9 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
3598 |
3615 |
3647 |
17 |
32 |
100,5 |
100,9 |
Производительность труда |
378,91 |
458,11 |
483,78 |
79,2 |
25,67 |
120,9 |
105,6 |
Фондоотдача |
1,47 |
1,5 |
2,4 |
0,03 |
0,9 |
102 |
160 |
Рентабельность продаж, % |
0,6 |
3,8 |
8,5 |
3,2 |
5,3 |
633 |
223 |
Выводы к таблице 1.
По данным таблицы видно, что выручка от продаж за анализируемый период постоянно растет, следовательно прибыль от продаж тоже выросла: в 2018 году на 744%, в 2019 году 275%.
Однако у предприятия имелись долги, поэтому чистая прибыль сравнительно небольшая, но сократили свои убытки.
Рентабельность продаж за анализируемый период выросла: в 2018 году на 633%, в 2019 году на 223%.
Далее проведем оценку финансовой устойчивости организации. Все проведенные расчет занесем в таблицу 2.
Таблица 2 - Показатели финансовой устойчивости и автономности
Показатели |
Расчет |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1. Коэффициент автономии |
((с. 1300 + с.1530)/с. 1700) |
0,49 |
0,4 |
0,45 |
2. Отношение заемных и привлеченных средств к собственным |
((с. 1400 + с. 1500 - с. 1530)/(с. 1300 + с. 1530) |
1,03 |
1,49 |
1,22 |
3. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами |
((с. 1300 + с.1530- с.1100 + 1400)/с. 1200 |
0,01 |
0,02 |
0,3 |
4. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными оборотными средствами |
((с. 1300 + с.1530- с.1100 + 1400)/с. 1210 |
0,02 |
0,08 |
1,06 |
5. Коэффициент маневренности |
(с. 1300 + с. 1530 - с. 1100)/(с. 1300 + с. 1530) |
-0,08 |
-0,12 |
0,04 |
6. Коэффициент инвестирования |
(с. 1300 + с. 1530)/с. 1100 |
0,92 |
0,89 |
1,04 |
7. Чистые активы |
(с. 1100 + с. 1200 – задолженность по взносам в Уставной капитал) - (с. 1400 + с. 1500 - с. 1530) |
56393798 |
57499034 |
79144068 |
8. Уставной капитал |
с. 1310 |
26679309 |
29396442 |
29396442 |
Из таблицы 3 видно, что коэффициент автономии за анализируемый период почти на одном уровне. За весь анализируемый период коэффициент автономии ниже необходимого уровня (<0,5), а значит финансовая устойчивость ООО «ВИАМ» падает, организация может увеличит долю активов, приобретенных в долг.
Коэффициент отношения заемных и привлеченных средств к собственным за анализируемый выше нормативного значения (норма=1) 1. Однако за весь период данный показатель выше нормы, а это свидетельствует о том, что о потенциальной опасности возникновения недостатка собственных денежных средств, что может служить причиной затруднений в получении новых кредитов.