Файл: Ассортиментная политика предприятия промышленности ( Теоретические основы ассортиментной политики торгового предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 771
Скачиваний: 17
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы ассортиментной политики торгового предприятия
1.1 Понятия, классификация, и характеристика ассортимента
1.2 Особенности ассортиментной политики
1.3 Методы формирования ассортиментной политики
Глава 2 Характеристика и анализ ассортиментной политики
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ ассортиментной политики ООО «ВИАМ»
2.3 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики
Введение
В настоящее время существует огромное множество предприятий, которые занимаются одним и тем же делом. Другими словами на рынке сейчас очень большое количество организаций, конкурирующих между собой.
Чтобы оставаться всегда «на плаву» предприятиям необходимо постоянно совершенствоваться в условиях постоянного развития рынка и введения новшеств. Поэтому организациям нужно проводить постоянный анализ своей деятельности, выявлять недостатки и сильные свои стороны, для того чтобы устранять помехи и улучшать уже имеющиеся преимущества перед конкурентами. На основе проведенных анализов организации планируют свою деятельность на предстоящий период, при этом выбирая необходимую и более эффективную стратегию развития. Основной успех заключается в выборе товарной именно стратегии, так как именно продажа товаров и услуг являются основным показателем получения прибыли. Поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Главная цель курсовой работы заключается в раскрытии теоретических основ при выборе ассортиментной политики и разработка рекомендаций по ее улучшению на предприятии.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы ведения ассортиментной политики организации;
- провести анализ финансовой деятельности организации ООО «ВИАМ» и управления ее ассортиментом;
- разработать рекомендации по улучшению ассортимента на ООО «ВИАМ».
Предмет исследования – товарная и ассортиментная политика организации.
Объектом исследования является ООО «ВИАМ».
Практическая значимость работы заключается в рассмотрении теоретических основ планирования ассортиментной политики организации разработка рекомендаций по ее улучшению.
Информационной базой исследования является литература отечественных и зарубежных авторов, информация официальных Интернет-сайтов, специальная литература.
Методология и методика. При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов: системно-комплексный подход, диалектический, статистический, абстрактно-логический, графический, экономико-математические методы исследования, метод сравнительного анализа.
Курсовая работа состоит из Введения, 3 глав Основной части, заключения, Списка использованной литературы, Приложения.
В первой главе обоснована теория ассортиментной политики на предприятии.
Вторая глава посвящена финансовому анализу ООО «ВИАМ».
Третья глава раскрывает разработку предложенных мероприятий по улучшению ассортиментной политики организации и расчеты по эффективности предложенных мероприятий.
Глава 1 Теоретические основы ассортиментной политики торгового предприятия
1.1 Понятия, классификация, и характеристика ассортимента
Управление ассортиментной политики организации охарактеризована многими отечественными и зарубежными авторами, которые рассматривают ассортиментную политику с различных сторон направлений: маркетинга, коммерческой деятельности, товароведения и экономики предприятия.
Так В. К. Памбухчиянц характеризует ассортиментную политику как систему мер, направленную на выяснение условий безубыточности работы предприятия, управление объемом его прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирование собственных инвестиций в развитие деятельности [11, с. 98].
По мнению Т. П. Данько, ассортиментная политика – это система мер, которая обеспечивает высокую степень вероятности экономической устойчивости функционирования предприятия [5, с. 181].
Г. А. Васильева считает, что ассортиментная политика – «постоянное пополнение ассортимента новым продуктом с учетом наличия в продукте инновационных качеств, отличающихся от других, присутствующих на рынке» [2, с. 205].
Анализируя взгляды ученных, можно сделать вывод, что ассортиментная политика имеет основу трех уровней: корпоративном, инструментальном и фундаментальном.
Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять [1, с. 79].
Ассортиментная политика предприятия формируется с учетом финансовых возможностей, и тут особое внимание необходимо уделить составу и частоте обновления ассортимента, потому что от этого непосредственно зависит рост товарооборота и скорость реализации продукции. Отсутствие необходимого товара сказывается на эффективности торговли. Цель ассортиментной политики заключается в формирование оптимального, полного и рационального ассортимента в зависимости от потребностей рынка и стратегических целей предприятия [4, с. 116].
Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое положение предприятия и улучшает его конкурентоспособность на рынке по отношению к другим фирмам. Каждое предприятие должно выявлять все свои недостатки в торгово-технологическом и организационных процессах и устранять их. Не должно быть так, что предприятие все время опирается лишь на один конкретный процесс и считает, что он полностью оптимизирован и совершенен. Нельзя останавливаться на достигнутом. Одним из составляющих таких процессов как раз и является формирование ассортимента на предприятии. От полноты, рациональности и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия.
Особенности процесса формирования товарного ассортимента заключаются процессе управления, планирования, формирования и контроля ассортиментом, в своевременном предложении производителем определенной продукции, которая бы удовлетворяла конкретный покупательский спрос. Перед тем как формировать ассортимент товаров, необходимо разработать единую концепцию, а именно построить оптимальную структуру продукции, которая удовлетворит спрос покупателей и выгодно использует ресурсы предприятия.
В зависимости от признака классификации ассортимент подразделяется на следующие виды, указанные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Классификация ассортимента товаров [7]
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента) [3, с. 298].
Политика ассортиментного характера важна для любой фирмы, особенно в смысле маркетинга. Это направление становится особенно актуальным, если учитывать, что конкуренция на современном рынке постоянно растёт, а к качеству продукта предъявляются всё более жёсткие требования. Речь идёт не только о специалистах, но и о самих обычных покупателях. Только самый компетентный человек может завоевать высокие позиции в своей области, понимая, что ассортимент – это не просто набор продуктов одной группы.
1.2 Особенности ассортиментной политики
Среди множества практических задач, решаемых в розничных торговых предприятиях, всегда возникает проблема планирования ассортимента товаров и услуг. Эта задача относится к одной из важнейших функций современного маркетинга и позволяет при правильном удовлетворить покупательский спрос при ограниченных затратах на хранение и реализацию товара и получить при этом запланированную прибыль. Последствия непродуманных стратегий по планированию ассортимента товаров и услуг могут привести к очень большим затратам.
Подобные задачи возникают, прежде всего, на этапе продвижения товара или услуги к рынку.
Задачами ассортиментной политики являются [9, с. 132]:
- удовлетворение спроса потребителей;
- эффективное использование технологических знаний и опыта фирмы;
- оптимизация финансовых результатов фирмы, когда формирование
- ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объёме прибыли;
- завоевание новых покупателей путём расширения сферы применения существующей производственной программы (применяется жизненный цикл товара);
- соблюдение принципа гибкости за счёт диверсификации сфер
- деятельности фирмы и включения, нетрадиционных для неё отраслей в портфель стратегических зон хозяйствования.
Основные фазы планирования ассортимента продукции представлены поэтапно на рисунке 2.
Рисунок 2 - Фазы планирования ассортимента [13]
Процесс формирования ассортимента розничных торговых предприятий. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, базирующийся па учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия). К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров [15, с. 23].
К специфическим факторам, оказывающим влияние ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения (прежде всего – наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина [17, с. 108].
При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают: спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.
Устойчивый, или твердо сформулированный спрос предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким–либо другим, даже однородным товаром. Спрос на многие продовольственные товары в отличие oт непродовольственных товаров характеризуется высокой степенью устойчивости.
Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость то варов в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.
Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавца. Это спрос чаще всего на малоизвестные или неизвестные товары. Импульсный спрос зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте [14, с. 86].
На создание ассортиментной политики в розничных торговых фирмах оказывает большое влияние несколько экономических, демографических, специфических и др. факторов.
К финансовым факторам причисляют денежные средства населения и распределение их среди населения, уровень розничных цен и их отношение между отдельными типами и группами товаров, уровень обеспеченности населения предметами длительного использования.
Социальные факторы, к которым относятся социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения, уровень образования и цивилизованного развития людей, праздничные дни, мода и др.
К демографическим факторам изменение количества населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания, размеру состава семьи.
Природные факторы – климатические условия, длительность времён года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д. [18, с. 205].
1.3 Методы формирования ассортиментной политики
При создании в розничной торговой сети ассортимента не продовольственных товаров следует учитывать и фактор их взаимозаменяемости.
Рассмотрим основные методы формирования ассортимента продукции предприятия [16]: