Файл: Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всего в России зарегистрировано 5043,6 тыс. предприятий, из них государственных и муниципальных – 322,7 тыс., частных – 4377,8 тыс., смешанной формы собственности – 31,6 тыс. [44]

Таким образом, удельный вес всех предприятий микро, малого и среднего бизнеса в общей численности частных предприятий составляет 51,21%, а предприятий среднего бизнеса – только 0,43%. Территориальное распределение МСП отражает общую структуру расселения в РФ. [45]

Наибольшее число малых и средних предприятий сосредоточено в Центральном (30%), Приволжском (18,0%), Южном (12%), Сибирском (12%) и Северо-Западном (12%) ФО (рис. 2).

Рис. 2. Распределение субъектов МСП по федеральным округам, на 10.09.2017 г., %

По общему числу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 сентября 2017 г., среди регионов России лидируют г. Москва (749 788); г. Санкт-Петербург (340 781), Московская область (302 606), Краснодарский край (276 149), Свердловская область (196 453), Ростовская область (171 733), Республика Татарстан (150 445), Новосибирская (141 020), Челябинская (140 063) и Нижегородская области (128 437). Преимущественно это регионы, где расположены крупнейшие агломерации страны с развитой сферой услуг.[46]

Предпринимательская активность, выраженная как отношение числа действующих предприятий к численности занятых, выше в регионах с крупными агломерациями и высокой долей горожан, но достаточно низкая в аграрных и удаленных регионах. [47]

Регионами-лидерами на 2017 г. являются: г. Севастополь (123,4 фирмы на 1000 чел.), Калининградская область (118,1), г. Санкт-Петербург (114,4), Краснодарский край (106,6), г. Москва (106,2), Новосибирская область (106,1), Республика Крым (103,1), Республика Алтай (101,3), Свердловская область (96,8) и Вологодская область (92,1).[48]

2.2. Особенности государственного регулирования предпринимательства в России

В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации.


К федеральным органам, которые осуществляют регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку, относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. [49]

Непосредственно ГК РФ регулируются такие вопросы предпринимательской деятельности и связанных с нею отношений, как:

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

- основания возникновения прав и особенности их осуществления;

- корпоративные отношения;

- обязательственные отношения и др. (п. 1 ст. 2 ГК РФ). [50]

Правовое регулирование предпринимательской деятельности является комплексным и осуществляется с помощью норм не только гражданского, но и иных отраслей права.[51]

Законы, которые регулируют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:

- закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;

- закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;

- закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;

- закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. [52]

Также правовое регулирование предпринимательства осуществляется Налоговым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и иными кодексами.[53]

Помимо законов, госрегулирование предпринимательства осуществляется посредством подзаконного нормотворчества (например, постановление Правительства РФ «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и ИП, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска…» от 01.03.2018 № 213).

Основы правового регулирования предпринимательской деятельности заложены в Конституции РФ.

Основным нормативным правовым актом антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности является закон № 135-ФЗ.

Указанным законом создаются правовые условия для осуществления предпринимательской деятельности посредством защиты конкуренции, а именно:

- предупреждения и пресечения монополий, недобросовестной конкуренции, конкуренции, создаваемой госорганами и муниципалитетами (ч. 1 ст. 1 закона № 135-ФЗ);

- обеспечения функционирования единого рынка, свободного перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 1 закона № 135-ФЗ). [54]


Глава 2 Конституции РФ, посвященная правовому статусу личности, также раскрывает право на занятие предпринимательской деятельности. Согласно ст. 34 Конституции РФ:[55]

- любое физическое лицо может использовать свое имущество или способности для того, чтобы заниматься предпринимательством или иной деятельностью экономического характера, которая не запрещена законодательством (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);

- монополизация и недобросовестная конкуренция запрещены (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ).[56]

К основным регулирующим предпринимательскую деятельность принципам относятся:

- свобода предпринимательской деятельности ;

- защита интересов субъектов предпринимательской деятельности;

- поощрение предпринимательской деятельности;

- приоритет экономических методов регулирования;

- конкуренция, запрет ее недобросовестных форм и монополий;

- верховенство закона. [57]

Для отдельных секторов экономики характеры свои принципы, влияющие на принципы регулирования предпринимательской деятельности в соответствующей области.

Так, в ст. 6 закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ определены, в частности, такие принципы, как:

- сочетание свободы экономической деятельности с ограничениями, установленными законом № 35-ФЗ;

- баланс интересов потребителей и поставщиков;

- сочетание рыночного регулирования с необходимостью обеспечения надлежащего качества и минимальной стоимости электроэнергии.[58]

Предпринимательская деятельность регулируется с учетом соблюдения правил о пределах ее осуществления и пределах государственного регулирования предпринимательской деятельности. Так, по общему правилу госрегулирование должно соответствовать идее ограниченного вмешательства государства в экономическую сферу, принципам сбалансированности и пропорциональности интересов ее участников.[59]

Также вопросы пределов касаются следующих аспектов предпринимательской деятельности:

- предпринимательская деятельность должна осуществляться с учетом пределов обычного делового (предпринимательского) риска (определение ВС РФ от 11.10.2017 № 310-ЭС17-15142 по делу № А14-7150/2016);

- законодательством определена предельная доходность малого и среднего предпринимательства (судебная практика по спорам с госорганами, касающимся указанных пределов, - определение ВС РФ от 19.10.2017 № 305-КГ17-16725 по делу № А40-216724/2016);


- необходимость соблюдения пределов полномочий госорганов при проверках субъектов ПД (судебная практика по вопросам превышения полномочий в данной сфере - определение ВС РФ от 03.04.2018 № 309-КГ18-2227 по делу № А60-4883/2017). [60]

В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность более 5,7 млн. МСП, которые создают рабочие места для 19 млн граждан.[61]

Вклад сектора МСП во внутренний валовый продукт страны составляет около 20 процентов. В 2016 г. утвержден документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, которая предусматривает рост значений основных показателей сектора МСП (оборот малых и средних предприятий, производительность труда, доля занятого населения в секторе МСП) в 2 – 2,5 раза. [62]

Существующая в настоящее время государственная помощь МСП включает в себя:

- помощь в денежной форме; 

- предоставление права пользования земельными участками, строениями и другим государственным имуществом; 

- организация федеральных и региональных информационных систем для информационной поддержки МСП; 

- предоставление услуг курсов, позволяющих научиться организовывать, строить и продвигать бизнес, находить направления его дальнейшего развития; 

- разработка и использование программ подготовки кадров для малого бизнеса. [63]

Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в форме предоставления субсидий: начинающим предпринимателям; участникам выставок;  на возмещение процентов по кредитам; на возмещение части затрат по лизингу. [64]

В 2015-2017 гг. реализован ряд важных мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, развитие малого и среднего бизнеса. Снижена административная нагрузка на МСП за счет начала практического внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, что позволило снизить число плановых проверок по трем видам надзора на 45 тыс., а также в связи с заменой административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение.[65]

В первом полугодии 2017 г. (относительно первого полугодия 2016 г.) уменьшилось число наложенных на субъектов МСП административных штрафов на 23 процента. В то же время увеличилось число предупреждений на 53 процента. При этом общее число решений о привлечении субъектов МСП к административной ответственности сократилось на 17 процентов. [66]


Повышается доступность финансовых ресурсов для МСП. Созданный в 2015 году институт развития в сфере МСП – АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» – активно реализует кредитно-гарантийную поддержку. Объем привлеченного финансирования в рамках Национальной гарантийной системы за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза превышает объем кредитования, полученный субъектами МСП в 2015 году (за 8 месяцев 2017 года – 129 млрд руб.). [67]

В целях обеспечения доступного финансирования субъектов МСП АО «Корпорация МСП» с 2015 года совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»), в рамках которой процентные ставки по кредитам субъектам МСП составляют до 9,6% годовых для субъектов среднего предпринимательства и до 10,6% годовых для субъектов малого предпринимательства. В июле текущего года лимит по указанной программе увеличен до 175 млрд рублей.

Кроме того, для расширения инвестиционного кредитования субъектов МСП с 2017 года дополнительно реализуется программа льготного кредитования – на основе субсидирования банкам недополученных ими доходов при выдаче субъектам МСП кредитов по льготным ставкам (процентные ставки аналогичны «Программе 6,5»).

Указанные программы льготного кредитования МСП наряду со снижением ключевой ставки Банком России существенно влияют на условия кредитования МСП в целом. В секторе происходит поступательное восстановление объемов кредитования, средневзвешенная ставка по выданным субъектам МСП кредитам на срок свыше 1 года в июле 2017 года составила 12,44% годовых (в июле 2015 года – 16,81%), по кредитам до 1 года в июле 2017 года – 13,3% годовых (в июле 2015 года – 17,61%). [68]

Установлена 18-процентная квота по закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у субъектов МСП. За счет взаимодействия АО «Корпорации «МСП» с крупнейшими заказчиками общий объем договоров, заключенных с малыми и средними предприятиями, по итогам 2016 г. превысил 1,5 трлн рублей, по итогам 2017 года он достиг 1,6 трлн рублей.

Одновременно увеличена номенклатура закупок, которая в настоящее время превышает 150 тыс. позиций. [69]

Приоритетным направлением по развитию сектора МСП является переформатирование работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, и внедрение сервисной модели предоставления услуг для предпринимателей. Внедряются единые стандарты оказания поддержки и унифицируются требования к деятельности всех видов инфраструктуры поддержки. [70]